Похожие презентации:
Философия. Вводная лекция
1.
ФИЛОСОФИЯТема 1. Зарождение философского знания
2.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РАЗДЕЛЫФИЛОСОФИИ
3.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РАЗДЕЛЫФИЛОСОФИИ
Философия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма
познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельнообобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия
человека, об отношении человека и мира.
1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высши
й вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античн
ая философия. Идеалистическая философия.
2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какойнибудь науки (научн.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права.
3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). «Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападае
т на человека тоска.» А.Островский. «Ведь это философия, мамочка!» А.Островский. Разводить филос
офию.
4. В старину - название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).
4.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ• Предмет философии как
дисциплины:
Предмет любой науки – это
результат исследовательских
действий. Предметом
философии являются наиболее
общие законы развития
природы, общества,
человеческого мышления,
разработанные на основе
объекта ее исследования.
5.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИПредмет философии как
мировоззрения:
1. Исходя из понимания того,
что философия может
восприниматься и как
мировоззрение, то отсюда ее
предмет можно определить
следующим образом:
изучение мира в его
целостности, связи с
человеком и их общего
взаимодействия.
6.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ• Мировоззренческая
• Познавательная (отношения
«Человек-Мир»)
• Методологическая (осмысление
принципов познания)
• Логическая (общие законы
мышления)
• Аксиологическая (обоснование
значимости ценностей,
формирование системы
ценностей)
7.
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ПОЗНАНИЯ
Характерными чертами философского мировоззрения являются
последовательность, системность, высокая степень обобщения.
логичность
и
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль
разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на
логику и доказательность.
От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться
философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это
невозможно.
От искусства оно отличается тем, что искусство транслирует реальность, а
философия систематизирует ее, но выходя в область трансцендентного.
8.
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ПОЗНАНИЯ
ФИЛОСОФИЯ
РЕЛИГИЯ
ИСКУССТВО
НАУКА
Личностная
систематизация всего
человеческого опыта и
знаний
Иррациональные
способы постижения
истины (через личный
опыт откровения)
Личностное самовыражение
через предметы искусства
(живопись, архитектура,
скульптура и т.д.)
Воспроизведение
предельно надежных,
проверяемых знаний о
мире
Рациональные способы
постижения истины
(содержание важнее
формы)
Наличие существующей
абсолютной истины
(догматика)
Форма предпочтительнее
содержания
Теоретическое
осмысление
действительности
должно быть
подтверждено опытом.
Умственная рефлексия +
логика
Откровение свыше +
рефлексия
Эмоции + форма
выражения
Эксперимент + логика
Система «Человек-Мир»
как основа
философского познания
Катарсис («очищение
души»). Через опыт
откровения – познание
Бога.
Катарсис («очищение
души») – основа
эстетического восприятия
мира.
Точность, строгость
языка – универсальная
ценность.
9.
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ• Существует несколько концепций
происхождения философии:
• мифогенная (философия
возникает из мифологии путем ее
внутреннего развития),
• гносеогенная (как простое
обобщение
знаний), эклектическая (философи
я возникает не как таковая, а как ее
направления — материализм и
идеализм),
• мифогносеогенная (стремится
учесть и роль мифологии, и роль
знания, и роль связанного со
знанием мышления).
10.
КОНЦЕПЦИЯ «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ»К.ЯСПЕРСА
«Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного
индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе.
Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии,
философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности,
как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию
и внутренней структуре своего учения»
К. Ясперс «Смысл и назначение истории» С.34.
11.
КОНЦЕПЦИЯ «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ»К. ЯСПЕРСА
Период поворота в истории человечества, во время которого на смену
мифологического восприятия действительности пришло рациональное,
благодаря которому в итоге сформировалась философия.
Человек начал осознавать себя отдельно от «Мира», с которым раньше был
накрепко слит.
«Ничто из того, что входит в область мирского, не участвует в Бытии, потому
что мирское не было онтологически обосновано мифом и не имеет образцовой
модели. Как мы увидим ниже, сельскохозяйственные работы — это ритуал,
открытый богами или Героями-основателями цивилизации. А потому они
представляют собой акт, с одной стороны, реальный, а с другой — значимый. »
М. Элиадэ. «Мирское и сакральное»
Были разработаны основные понятия, категории мышления, человек
философствующий, осознающий бытие в целом.
12.
1. ФИЛОСОФИЯ СЕЙЧАС ВОСПРИНИМАЕТСЯЧАЩЕ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА,
ЛИБО КАК СТРОГО НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
2. ФИЛОСОФИЯ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ
ПОМЕНЯЛА СВОЙ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ, ЧТО
ЯВЛЯЕТСЯ ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНЫМ
ПРОЦЕССОМ.
3. ФИЛОСОФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ
ЧАСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
РЕАЛЬНОСТИ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ЕГО
ДОСТИЖЕНИЯ И ДАВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
РЕФЛЕКСИРОВАТЬ НАД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ
ВОПРОСАМИ, ЗАТРАГИВАЮЩИМИ ОТНОШЕНИЯ
«ЧЕЛОВЕК-МИР»
ИТОГИ
13.
ВОПРОСЫ14.
МОЗГОВОЙШТУРМ
15.
СПАСИБОЗА
ВНИМАНИЕ