Похожие презентации:
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
1. Зигмунд Фрейд (1856-1939)
1900 –дата основания
психоанализа
год выхода книги
«Толкование сновидений»
2.
Критика психоанализа:1. Затруднена возможность предсказания
поведения. Теория «ex-post-facto».
2. Неоперациональность и неисчисляемость
базовых гипотез делают невозможной их
эмпирическую проверку.
3. Пансексуализм – объяснительный
потенциал подхода предельно сужен.
4. Теория личности и общества основана на
интерпретации невротической симптоматики.
5. Ряд основных положений противоречит
исследованиям, выполненным в рамках других
научных школ (например, критикуется сосредоточение на первых годах при недооценке
последующих; на прошлом, без учета планов и
надежд; трактовка женской психики; многие
аспекты Эдипова комплекса и проч.).
3.
При этом считаются общепринятыми идеио роли бессознательного в душевной жизни;
концепция защитных механизмов;
влияние детского опыта на особенности
жизненного пути;
сновидения имеют скрытое содержание,
которое может быть осознано;
сновидения уменьшают
психическое напряжение.
4. Топографическая модель психики выделяются три уровня:
Сознание –совокупность ощущений
и переживаний,
которые осознаются в
данный момент.
Предсознательное
(доступная память),
включает всё, что не
сознается в данный
момент, но может легко
вернуться в сознание.
• То о чем Вы
сейчас думаете,
что видите,
слышите и
чувствуете.
• Вы можете
сейчас
вспомнить, что
делали вчера,
хотя секунду
назад не думали
об этом.
5. Топографическая модель
Бессознательное хранилищепримитивных
инстинктов,
а также угрожавших
сознанию и потому
вытесненных
воспоминаний и
эмоций.
Сексуальные и
агрессивные
инстинкты.
Забытые психотравмы
детства, скрытые
враждебные
чувства к родителю,
подавленные и
неосознаваемые
половые желания и
т.п.
6. Бессознательное
1)
2)
3)
4)
Недоступно для
осознания.
Прорывается в
сознание в виде:
оговорок, описок;
сновидений;
ассоциаций;
невротических
симптомов.
7. Структурная модель психики выделяются три части
8.
Оно – центральная, наиболее архаичная частьпсихики, локализованная в бессознательном.
Источник психической энергии. Примитивно.
Хаотично. Иррационально. Игнорирует
реальность. Подчиняется только принципу
удовольствия. Предельно нарциссично и
импульсивно. Конфликтует с Я и Сверх-Я. Нет
течения процессов во времени.
При напряжении способно лишь
на рефлекторные действия и
«первичные процессы» иллюзорные образы желаемого.
Фрейд: «Мы сравниваем его с
кипящим котлом экзальтации. Оно
не знает никаких ценностей, добра
и зла, никакой морали».
9.
Я развивается из Оно для удовлетворения иконтроля инстинктов. Постоянный контакт с
внешним миром. Подчинение принципу
реальности. Обеспечивает «вторичные
процессы» - рациональное мышление для
решения проблем. Самостоятельной
энергии не имеет, получая ее из Оно. Для
противодействия Оно, Сверх-Я и внешнему
миру использует защитные
механизмы.
Фрейд писал, что Я и Оно
связаны как всадник и лошадь.
от лошади исходит энергия,
благодаря которой движется и
всадник. Но если он не будет
пользоваться поводьями, то
будет сброшен.
10.
Сверх-Я складывается в раннем детстве.Система моральных чувств и традиционных
ценностей. Запрещает Я выполнять любые
желания Оно. Цензор и судья. Состоит из
двух частей: совесть и Я-идеал. Пытается
заставить Я сменить реальные цели на
моральные, бороться за совершенство
личности и мира. Требует полной
блокировки инстинктов.
Иррационально. Идеально.
Принцип долженствования.
Фрейд: «Сверх-Я погружается в
Оно, как наследник эдипова
комплекса, оно имеет с ним
интимные связи».
11. Исправьте неточности в представленном на рисунке соотношении структурной и топографической моделей.
12. Соотношение сознания и бессознательного
13.
Либидо (от лат. «желание»)вначале обозначало энергию
сексуального влечения как
доминирующего мотива. Позже –
влечение к жизни, к наслаждению.
Часть либидо (нарциссическое)
направлена на себя. Другая часть
(эротическое либидо) – на иные объекты.
Морбидо (от лат. «смерть») –
энергия агрессии и саморазрушения.
По Фрейду, организм как энергетическая
система подчиняется закону сохранения
энергии и закону энтропии, выражающему
стремление к сохранению динамического
равновесия: «жизнь есть окольный путь к
смерти».
14.
Психическая энергия состоит из порций,импульсов, отдельных влечений. Их образы
традиционно обозначают как «инстинкты».
Выделяют инстинкты жизни (эрос) и смерти
(танатос).
Катексис – процесс привязки порций энергии к
объектам, необходимым для удовлетворения
потребностей и снятия напряжения.
Психоаналитик пытается обнаружить
непропорциональность катектированного
либидо и перераспределить его.
Антикатексис – препятствия на пути
инстинктов, внутренние или внешние барьеры.
Социализация ребенка как смещение либидо на
все новые объекты, символически связанные с
прежними.
15.
Если Оно контролирует слишком многоэнергии, то поведение становится
импульсивным и примитивным. Если Сверх-Я –
поведение регулируется более моральными
факторами, чем реальными. Это приводит к
фрустрации, депрессии, неполноценности.
Я тратит энергию из Оно на 1) удовлетворение
инстинктов путем вторичных процессов; 2)
антикатексис по отношению к активности Оно;
3) следование моральным императивам СверхЯ; 4) антикатексис по отношению к Сверх-Я; 5)
подбор все новых объектов катексиса,
ассоциативно связанных с прежними; 6)
совершенствование вторичных процессов для
эффективного взаимодействия с миром; 7)
интеграцию всех частей личности.
16.
Тревога – показатель надвигающейсяугрозы. Фрейд выделял три вида тревоги:
1) реалистическую – эмоциональную
реакцию на опасность во внешнем мире;
2) невротическую – боязнь быть
наказанным за импульсы Оно, если Я не
сможет их проконтролировать;
3) моральную – муки совести, чувства
стыда, вины, вызванные угрозой со стороны
Сверх-Я.
Обычно Я легче справляется с
реалистической угрозой, чем с
невротической или моральной.
17.
Защитные механизмы – способы сниженияэнергетического напряжения, характерного
для тревоги, путем невольного искажения
внешней или внутренней реальности.
Вытеснение (подавление) - неприемлемые
мысли или желания переводятся в
бессознательное.
Проекция – приписывание собственных
неприемлемых чувств, мыслей и черт другим.
Отрицание – отказ признать наличие
неприятных фактов.
Регрессия – возврат к ранним, более
безопасным формам поведения
18.
Замещение (трансфер, перенос) –переадресовка чувств и желаний с одного
объекта на другой
Рационализация – подбор ложной
аргументации для самооправдания.
Формирование реакции (реверсия) –
неприемлемое чувство или желание сперва
подавляется, а затем меняется на
противоположное.
Сублимация – изменение инстинктивных
импульсов Оно в социально приемлемые
мысли и действия.
19.
В настоящее время перечень защитныхмеханизмов значительно расширен. В
частности, выделяют
идентификацию с агрессором,
интеллектуализацию,
сексуализацию,
соматизацию,
компенсацию,
сверхкомпенсацию,
аутоагрессию
и др.
С помощью теста «Индекс жизненного стиля»
определите, какие механизмы могут быть
характерны лично для Вас.
20.
У героини басни выпал сыр иактивизировались защитные
механизмы. Дайте комментарий к каждому из них.
Какие защитные механизмы,
судя по тексту, проявились
у героини этой басни при
неудаче?
Герой басни отказал в помощи.
Если у него позже появилась
тревога, то какая? При помощи
какого механизма он мог избавиться от нее?
21.
Стадии психосексуального развитияПрегенитальный этап.
Оральная стадия (до 1,5 лет).
Орально-пассивная и орально-активная фазы.
Анальная стадия (до 3 лет).
Анально-удерживающий и
анально-выталкивающий
типы характера
Фаллическая стадия (до 6 лет).
Латентный период (6-12 лет).
Генитальный этап.
Ребенок изначально аутоэротичен, бисексуален и
склонен к перверсии. При прохождении стадий и
этапов возможна фиксация, «застревание» на
каких-то из них, на поведенческом уровне
проявляющаяся в регрессии.
22.
Эдипов комплекс характерен дляфаллической стадии (от 3 до 6 лет).
Мальчик, испытывая сексуальное влечение к
матери, одновременно имеет враждебные
ревностные побуждения по отношению к
отцу. Он пытается скрыть их, боясь наказания
в виде кастрации. В итоге формируется
Сверх-Я, под воздействием которого
подавляются инцестуозные побуждения по
отношению к матери и происходит
идентификация с отцом.
У девочек комплекс Электры, «зависть к
пенису» как аналог страха кастрации.
Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса –
основной источник неврозов.
23.
Цели психоаналитической терапии:укрепить Я, захватить им всё новые области
Оно, осознав обстоятельства и причины
детских психосексуальных травм, сделать Я
более независимым от Сверх-Я, а также
перераспределить часть либидо с
подавления на более реальные цели.
Методы психоаналитической терапии:
Свободные ассоциации;
Анализ сновидений;
Анализ сопротивлений;
Использование переноса;
Интерпретация.
24.
Свободные ассоциации – спонтанновозникающие мысли и воспоминания.
Клиент должен высказывать даже те из них,
которые кажутся ему бессмысленными и
постыдными. Считается, что каждая
ассоциация влечен за собой другую из более
глубокого бессознательного.
Анализ сновидений.
Сновидения как подавленные желания.
Механизмы их работы: драматизация, сгущение,
смещение, вторичная переработка.
Символика сновидений бывает индивидуальной
и универсальной (общей).
На явное содержание внимания не обращают.
Выделяются элементы, анализируемые сперва
отдельно, а позже во взаимосвязях.
25.
Сопротивление – неосознанноепротиводействие клиента попыткам
восстановить в сознании вытесненный
материал. Основано на защитных
механизмах. Проявляется в опозданиях,
забываниях, атмосфере скуки, банальности
высказываний, прерывании лечения и проч.
Использование переноса – неосознаваемого
трансфера на аналитика желаний и чувств,
испытанных в раннем детстве к другим
людям.
«Невроз переноса» как новый, искусственно вызванный вариант старой болезни.
Контрперенос – ошибка психоаналитика, при
которой клиент воспринимается как значимая
личность из детства с характерным отношением
к нему. Заводит лечение в тупик.
26.
Интерпретация – способ осознаниявытесненной информации. За правильной
интерпретацией следует инсайт, возможное
избавление от части симптомов и новый
поток ассоциаций.
Особенности:
1) правильный выбор времени, когда клиент
готов принять;
2) активное соучастие клиента;
3) содержит новый материал, неизвестный
ему ранее;
4) осуществляется постепенно, по мере
готовности клиента;
5) часто делается некатегорично, вопросом
или намеком.
27.
«Психология масс и анализ человеческого Я»(1921 г.)
По Фрейду, теоретики толпы XIX века смогли
описать, но не объяснить ее. Он признавал
возможность расового бессознательного, «духа
расы» по Г. Ле Бону, но считал, что в процессах
внушения и заражения, регрессии интеллекта и
морали в большей мере проявляется роль
вождей и индивидуальное бессознательное
каждого.
«То, что соответствует любовным отношениям
скрыто, очевидно, за ширмой внушения…»
1. Все общественные отношения, от армии,
церкви и до кратковременной массы, имеют в
основе скрытый либидозный характер.
В частности, сущность массы заключена в ее
взаимоотношениях с вождем – объектом общей
концентрации либидо.
28.
2. В массе людей объединяет идентификация –процесс отождествления себя с другими,
создающий аффективную общность. Этот
феномен происходит из Эдипова комплекса.
3. Часть либидо (нарциссическое) мешает
объединению в массу. Преодолевается путем
постановки вождя на место Я-идеала.
Фрейд: в массе точно так же, как в гипнозе или при
любви, объект занимает место Я-идеала. «Гипноз
может быть по праву назван массой, состоящей из
двух человек…».
4. Масса отличается от обычного сборища
сплоченностью, которая возникает из-за того,
что а) либидо каждого направлено на вождя,
б) люди идентифицировались между собой,
поставив вождя на место Я-идеала,
в) прежде нарциссическое либидо ушло на
идеализированного вождя.
29.
К процессу идентификации в массе:«Стоит вспомнить о толпе мечтательно
влюбленных дам и жриц, теснящихся вокруг
певца или пианиста после его концерта.
Вероятно, каждой из них хотелось бы отнестись
ревниво ко всем другим, однако, ввиду их
множества и связанной с этим невозможности
достичь цели своей влюбленности, они
отказываются от этого и вместо того, чтобы
вцепиться друг другу в волосы, они действуют,
как единая масса, благоговеющая перед тем, кого
они чествуют, проявляя это сообща; они были бы
рады поделиться его локоном. Они,
первоначальные соперницы, могут
идентифицироваться друг с другом,
благодаря одинаковой любви
к одному и тому же объекту».
30.
5. Состоявшийся разрыв либидозных связейспособствует панике, но вряд ли наоборот.
«Утрата вождя в каком-либо смысле,
разочарование в нем вызывают панику,
хотя бы опасность не увеличилась…»
6. Масса имеет своим прообразом
не стадо, а первобытную орду
во главе с вождем, заменяющим
отца. Отсюда регрессия душевной
деятельности до уровня дикаря
или ребенка, падение интеллекта
и морали.
Фрейд: «Гипноз и масса являются наследственными
остатками из филогенеза человеческого либидо;
гипноз – как предрасположение, масса – сверх того
как прямой пережиток».
31.
7. Вождь массы абсолютно нарциссичен,властен, самоуверен, эгоистичен, независим.
Он единственный сохранил в себе те
качества, от которых другие отказались ради
него.
8. Кроме идеализации власть вождя над
массой поддерживается благодаря двум ее
иллюзиям:
а) либидозные связи
взаимны (вождь тоже
любит их всех);
б) он любит всех
в равной степени,
не делая различий.
32.
Фрейд упоминает, что иногда масса не имеетвождя. Что его может заменить при
образовании либидозных связей?
Какое-то время, вероятно, вождя может
заменить идея, анти-вождь (объект общей
ненависти), анти-идея. Ненависть создает
связи, как и любовь.
33.
Густав Ле Бон в трактовке бессознательного былближе к Юнгу, чем к Фрейду.
Юнг выделял два уровня бессознательного.
Личное бессознательное, состоящее из
всех воспоминаний, импульсов и
желаний, нечетких восприятий и другого опыта,
подвергшегося вытеснению или просто забытого.
Его содержание сгруппировано в тематические комплексы,
группы чувств, мыслей, как магнит притягивающих близкие
переживания.
Коллективное бессознательное содержит в себе сгустки
опыта прошлых поколений, включая животных предков.
Архетипы - врожденные тенденции внутри коллективного
бессознательного. Они направляют действия
человека в определенное русло, в чем-то схожее с
тем, как вели себя в подобных ситуациях наши
предки.
33