ТЕМА 8. ИСТОРИЯ УТВЕРЖДЕНИЯ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
План занятия:
Основные этапы развития марксизма-ленинизма
Идейно-политические враги марксизма-ленинизма
Правый оппортунизм
Левый оппортунизм
Особенности утверждения марксизма в России
Основные этапы развития марксизма-ленинизма
Причины, обусловивших деформации и кризисные явления:
6.46M
Категория: ИсторияИстория

История утверждения марксизма-ленинизма

1. ТЕМА 8. ИСТОРИЯ УТВЕРЖДЕНИЯ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

2. План занятия:

• Основные этапы развития марксизма-ленинизма
• Идейно-политические враги марксизма-ленинизма
• Особенности утверждения марксизма в России
• Кризисные явления в марксистско-ленинском учении и
необходимость его дальнейшего развития

3. Основные этапы развития марксизма-ленинизма

На первом этапе своего
существования
марксизм
являлся идейным знаменем
лишь небольшого отряда
революционных
пролетариев,
выступивших
как передовая часть рабочего
крыла
освободительного
движения
в
буржуазнодемократических
революциях 1848-1849 гг.

4.

В последовавший затем, в 50-х годах XIX
в.,
период
европейской
реакции
распространение
революционнокоммунистических идей велось главным
образом
в
форме
литературнопублицистической деятельности Маркса,
Энгельса и их соратников на страницах
прогрессивной печати. Тогда марксизм
имел еще сравнительно узкий круг
сторонников. И на более широкие
рабочие,
революционнодемократические слои влиял не столько
он в целом, сколько отдельные его идеи.

5.

В 60-ые годы марксизм начал
завоевывать себе массовую базу,
активно воздействуя на выработку
программы, стратегии и тактики
международного
пролетариата.
Значительно
расширился
круг
последователей
научного
коммунизма. Пошло усвоение не
только его отдельных идей, но уже и
марксистского
учения
как
мировоззрения.
Оно
в
неодинаковой
мере
и
с
неодинаковой
глубиной
становилось достоянием различных
участников революционной борьбы.

6.

После Парижской коммуны 1871 г. открылся
новый период всемирной истории и
истории
рабочего
движения.
От
предыдущих он отличался «спокойным»
характером, отсутствием революций: Запад
с буржуазными революциями покончил,
Восток до них еще не дорос. Тем не менее в
различных странах стали создаваться
социалистические и рабочие партии,
строившие в той или иной степени свою
деятельность на марксистской основе.
Сделались
разнообразнее
средства
распространения
марксистских
идей.
Пропаганда марксизма увеличилась не
только в связи с ростом социалистической
печати и выпуском социалистической
литературы, но и с формированием научнолитературных сил пролетарских партий,
появлением целой плеяды талантливых
теоретиков и пропагандистов марксизма.

7.

Следующий период в утверждении
марксизма был связан с наступлением
эпохи империализма и пролетарских
революций, с деятельностью Ленина и
большевиков. Он характеризовался
сущностным сдвигом как в развитии
революционной теории, так и в
соединении ее с рабочим движением.
В это время речь уже идет не только о
марксистских, а о марксистсколенинских идеях. Под их воздействием
победила
Великая
Октябрьская
социалистическая революция.

8.

Послеоктябрьская
эра
обусловила
качественно новый характер взаимодействия
марксистско-ленинской
теории
и
революционной
практики.
Марксизмленинизм
теперь
претворяется
в
действительность во всей его полноте,
воплощается в практике строительства
социализма
и
создании
мировой
социалистической системы. В связи с
укреплением
международного
коммунистического движения соединение
пролетарской теории с борьбой рабочего
класса приобретает несравнимо большие
масштабы, глубину и эффективность.
Марксистско-ленинские идеи оказывают
возрастающее воздействие на весь мировой
революционный процесс, на жизнь всего
человечества.

9. Идейно-политические враги марксизма-ленинизма

Главным внешним врагом марксизма-ленинизма изначально выступала и
продолжает выступать буржуазная наука, у которой он вызывает величайшую
вражду и ненависть. Ленин отметил, что иного отношения нельзя и ждать,
поскольку вся буржуазная наука так или иначе защищает наемное рабство, а
марксизм объявляет ему беспощадную войну.
Идеологи буржуазии смотрят на марксизм-ленинизм с высокомерным
презрением, но в нем много трусливого лицемерия. Они боятся марксизмаленинизма как революционного учения. Они будут и впредь бешено поносить
его, а мерой их озлобленности является мера противоположности взглядов
марксизма-ленинизма интересам эксплуататоров. Наиболее полное
выражение такое отношение буржуазии к марксизму-ленинизму получило в
антикоммунизме – главном идейно-политическом оружии империализма в
его борьбе против всех революционных социальных и национальноосвободительных сил с целью защиты капиталистического строя.

10.

Оппортунизм (с латинского – удобный) есть идейнополитическое течение в международном пролетарском
движении,
представляющее
собой
совокупность
теоретических взглядов и практических действий,
объективно противоречащих интересам рабочего класса
и делающих его поведение удобным, выгодным
буржуазии.

11.

В марксизме-ленинизме вскрыты непосредственные причины,
вызывавшие и по сей день вызывающие оппортунизм:
1. Наличие у данного явления классовых корней в буржуазном
обществе.
2. Неодинаковость развития капитализма в различных странах и
различных областях народного хозяйства.
3. Диалектический характер капиталистического развития, идущего в
противоречиях и путем противоречий.
4. Изменения в тактике буржуазии.
Оппортунизм – явление отнюдь не случайное, не результат ошибки или,
тем более, сознательного предательства. Он представляет собой своего
рода карикатуру на марксизм, вызываемую условиями капиталистической
действительности.

12. Правый оппортунизм

Отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев (включая обуржуазившуюся часть
рабочего класса), которые имеют относительно сносные условия существования и не
выступают за коренную ломку капиталистических порядков. Суть его:
1. Ограничение классовой борьбы только областью буржуазных отношений, отрицание
необходимости доведения ее до уничтожения капитализма и перехода к социализму.
Фактически это означает замену теории классовой борьбы теорией социального мира и
сотрудничества классов.
2. Отказ от прямых, непосредственных революционных действий и сведение всей
деятельности пролетарского движения к достижению возможных в рамках буржуазной
законности улучшений положения трудящихся с помощью реформ.
В теории правый оппортунизм обычно связан с ревизионизмом – направлением мысли,
пересматривающим коренные устои коммунистического учения, но выступающим под его
флагом.

13. Левый оппортунизм

Отражает настроение тех мелкобуржуазных слоев, которые, наоборот, имеют
неблагоприятные условия существования и склонны к коренной ломке капиталистических
порядков. Суть его:
1. Волюнтаризм, подменяющий трезвый, обстоятельный анализ действительности
произвольными, поверхностными решениями.
2. Ультрареволюционаризм, толкающий пролетарское движение на радикальные, но
неоправданные и в последнем счете вредные акции.
В теории левый оппортунизм обычно связан с догматизмом – направлением мысли,
искажающим коренные устои коммунистического учения вследствие нетворческого,
буквоедского использования его.

14. Особенности утверждения марксизма в России

• Классовая борьба в России
• Группа «Освобождение труда»
• Большевизм – революционный марксизм
• Оппортунизм в российском рабочем движении:
«Легальный марксизм»
«Экономизм»
Меньшевизм
Троцкизм
Объединенная оппозиция
Большевизм есть наиболее последовательный революционный марксизм, есть применение основных
принципов подлинного, революционного марксизма, всей международной подлинно марксистской социалдемократии к новым условиям эпохи – эпохи империализма. Он являлся революционным, ортодоксальномарксистским крылом российского рабочего социал-демократического движения, противостоящим
различным проявлениям его оппортунистического крыла.

15. Основные этапы развития марксизма-ленинизма

Практическая реализация марксистско-ленинского учения позволила в СССР,
других странах за исторически исключительно короткие сроки осуществить
масштабные преобразования в интересах широких народных масс. Но
добиться полного успеха не удалось. Строительство социализма
подверглось серьезным деформациям. В самом же марксистско-ленинском
учении возникли кризисные явления. Суть их в том, что марксизм-ленинизм
в определенном смысле стал не совсем адекватен переменам,
происшедшим на планете, и поэтому во многом как бы утратил способность
давать правильные ответы на вопросы, которые выдвигает жизнь.

16. Причины, обусловивших деформации и кризисные явления:

1. Исходную из них составляет гигантская сложность и новизна задач создания общества
на социалистических началах. Поскольку принципы организации капитализма
диаметрально противоположны принципам организации социализма, речь шла не просто
о каких-то изменениях, а о глубокой, радикальной, качественной переделке всех сфер
жизни людей. Опыта такой переделки в мире не было, что не могло не порождать ошибки,
просчеты, издержки.

17.

2. Первые социалистические революции (в силу стечения исторических обстоятельств)
победили далеко не в передовых, а в ряде случаев и в весьма отсталых странах. Это еще
больше осложнило создание нового общества, ибо внутренние предпосылки для него
полностью созревают на базе высокоразвитых капиталистических отношений.
3. Социалистическое строительство везде, и особенно в СССР, велось в очень
неблагоприятных внешних условиях. Международный империализм всеми имеющимися у
него огромными возможностями постоянно мешал, вредил строительству, что
дополнительно усугубляло возникающие в ходе его трудности.

18.

4. Недостаточная зрелость вступивших на путь социализма стран обусловила во многом искаженное
восприятие марксистско-ленинского учения населением. Массы оказались неспособны усвоить научные
взгляды на коммунистическую формацию. И в их сознании возобладали более простые для восприятия
утопические представления о ней. Произошло в известном смысле обратное превращение социализма из
науки в утопию. Такой значительно утопизированный марксизм-ленинизм был существенным фактором
деформаций социалистического строительства.
5. В процессе своего дрейфа от науки к утопии марксизм-ленинизм все более становился чисто
идеологической системой взглядов. А наука и идеология суть различные явления. Задача науки – изучать
мир, давать знания для его изменения. Задача идеологии – приводить сознание людей к некоему общему
стандарту и посредством этого регулировать их поведение. Марксизм-ленинизм возник как стремление к
научному объяснению реальности, но затем стал использоваться и как идеология. Пока марксистсколенинская идеология прочно опиралась на науку, она представляла собой, о чем говорилось, научную
идеологию и, в общем, успешно обслуживала революционное движение. По мере размывания научных
основ марксистско-ленинская идеология постепенно в известной мере утрачивала способность адекватно
отображать мир, происходящие в нем изменения. И, очевидно, вывод о кризисных явлениях в марксизмеленинизме правильнее относить к нему именно как к идеологии, а не как к науке.

19.

6. Утопизация и идеологизация марксизма-ленинизма сильно способствовали его
определенной догматизации. Науке внутренне чужд застой, она не может не обновляться в
соответствии с новыми фактами жизни. Идеология же лишена такого источника
саморазвития. В результате началось известное окостенение марксизма-ленинизма. Он
стал восприниматься не как методологическое руководство для действия, а как набор
застывших, пригодных на все случаи жизни постулатов, которые требуется только заучить.
Догматизация нанесла сильнейший удар по живой душе марксизма-ленинизма –
диалектике, подорвала его связь с постоянно изменяющейся действительностью,
порождаемыми ею задачами.

20.

7. Утопизированный, идеологизированный и догматизированный марксизм-ленинизм был
возведен в ранг единственно верного учения, претендующего на владение абсолютной
истиной, и занял монопольное положение в обществе. Это отделило его от теории и
практики других идейно-политических течений и не позволило обогащаться их опытом.
Попытки пересмотра устаревших положений, творческого осмысления новых реальностей
квалифицировались как ревизионизм (хотя часто не были таковыми) и подвергались
разносной критике. От ученых требовался не объективный анализ существующего, а его
апологетика, не предвидение будущего, а оправдание текущей политики, обоснование
задним числом принимаемых решений. В результате марксизм-ленинизм все сильнее
отставал от жизни. Увеличивалось число людей, относившихся к нему скептически.

21.

8. Огромную роль в рассматриваемых процессах сыграли западная идеология и
пропаганда. С 70-х гг. XX в. в мире сложилась ситуация, когда критика социализма и
прославление капитализма оказались в более выгодном положении, чем прославление
социализма и критика капитализма. Вследствие этого западная идеология и пропаганда
начали навязывать всему миру положительный образ капиталистических стран и
отрицательный образ социалистических стран. И эта атака была настолько мощной, что
эффективно противостоять ей социалистические страны на смогли.
9. Марксизм-ленинизм не выстоял в немалой степени потому, что был выдан противнику
теми, кому по долгу службы надлежало его защищать – бывшими партийными идеологами
и обществоведами. Оказалось, что они, образно говоря, служили не для Иисуса, а для
хлеба куса. Нажив за счет марксизма-ленинизма степени, звания, высокие посты,
известность и материальные блага, они предали его, когда сочли это для себя выгодным, и
сами возглавили погром.

22.

Обусловленные названными причинами деформации строительства социализма и
кризисные явления в марксизме-ленинизме привели в конечном счете к тяжелому
поражению коммунистических сил и крушению социалистического строя в ряде стран.
Но означают ли эти поражение и крушение ложность коммунистического учения и
тупиковость обоснованного им пути развития человечества? Безусловно, не означают!
Неправильное понимание истины не уничтожает самой истины. Марксизм-ленинизм не
виноват в вульгаризации его идей. И жизнь свидетельствует, что все великие идеи
подвергаются вульгаризации, причем чем краше идея, тем сильнее она извращается.

23.

Поскольку социализм в его изначальном, недеформированном виде есть реальный
гуманизм, он – органическая часть самой сути человека. Поэтому коммунистический идеал,
несмотря ни на что, жив и будет жить, пока живо человечество. Задача заключается в том,
чтобы развить далее научно-теоретическую основу коммунистического идеала, марксизмленинизм, придать ему современную форму. Для этого надо:
1. Очистить марксизм-ленинизм от чуждых ему наслоений – утопизма, чрезмерной
заидеологизированности, догматизма и конъюнктурных толкований.
2. Установить, что в марксизме-ленинизме было ошибочно изначально как следствие
недостаточности исходного теоретического материала и ограниченности практики.
3. Понять, что в марксизме-ленинизме оказалось верным только для определенного
исторического периода и устарело в связи с изменением условий. Навсегда отказаться от
канонизации формулировок, продиктованных конкретными обстоятельствами и целиком
принадлежащих своему времени.

24.

4. Обратить особое внимание на,
новые мысли марксизма». То есть
работало в прошлом, продолжает
непонимание или забвение таких
теории, сурово карает сама жизнь.
употребляя ленинское выражение, «старые и вечно
на то, что в нем имеет непреходящее значение, что
работать в настоящем и не устареет в будущем. За
мыслей, азбучных истин, аксиом коммунистической
5. Обогатить марксизм-ленинизм положениями и выводами, соответствующими нынешней
действительности и вытекающими из всей совокупности современного опыта
человечества. Потребности практики, судьбы планеты диктуют необходимость
качественного прорыва в коммунистической теории. Нужен очередной комплекс идей, не
менее крупный, чем в свое время был ленинизм по отношению к первоначальному
марксизму.

25.

Осуществление перечисленного вновь сделает марксизм-ленинизм в
полной мере способным давать правильные ответы на вопросы, которые
выдвигает перед коммунистами время. Конечно, он, как отмечено, и
после этого не станет абсолютной истиной в последней инстанции,
всегда будет ограничен и рамками конкретной исторической эпохи, и
личными интеллектуальными возможностями его идеологов. Но, указал
Ленин, «...идя по пути марксовой теории, мы будем
приближаться к объективной истине все больше и больше
(никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути,
мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи»
English     Русский Правила