Похожие презентации:
Церковная письменность египетского монашества IV
1. Церковная письменность египетского монашества IV
2. Распространение монашества
• Важнейшим историческим центром монашества стал Египет, оттуда волнымонашескаго возрождения покатились в Палестину, Малую Азию и на
латинский Запад
• Самостоятельно монашество развивалось в Сирии, где для него были
характерны особенно суровые формы аскетического подвига. Например, там
подвизались так называемые «пасущиеся» и столпники
• Своеобразные формы пробрело монашество в Ирландии и Британии до
распространения там латинских обрядов и уставов. Кельтское монашество
пользовалось таким уважением, что игумен и даже игуменья монастыря
почитались выше епископа
• В более поздние времена центрами монашеской жизни стали
Константинополь (о чем уже мы знаем по жизнеописанию преп. Феодора
Студита) и святая гора Афон
3. Возникновение монашеской литературы
• Если аскетическая традиция всегда наличествовала в Церкви,если монашество существовало и до начала IVв., то монашеская
литература и даже просто специальные сочинения по аскетике
появились все-таки только в эпоху монашеского возрождения IV
в.
• Именно к этому времени аскетическое направление ответвилось
от общехристианской письменности, носившей в первые века
смешанный характер
4.
• Довольно быстро монашеская литература стала распространятьсясреди христиан, причём, не только среди монахов, но и среди мирян
• И это не удивительно, так как помимо специальных темь, применимых
только в условиях иноческой жизни, аскетическая сочинения являлись
доступными и нужными мирянам пособиями по нравственному
богословию и бытовому благочестию
• Нужно сказать, что монашеская литература использует чуть ли не все
возможные литературные жанры, что красноречиво свидетельствует о
ее жизнеспособности. Так, писатели аскеты облекали свои творения в
форму патериков, посланий, писем, слов, бесед, глав и др
5. Особенности монашеской литературы
• Необходимо отметить следующие особенности монашескойлитературы:
• Если в поздних сочинениях постоянно встречаются ссылки на ранних
учителей монашества, то авторы ранних сочинении подкрепляют свои
мысли в основном цитатами из Священного Писания (причём, по
преимуществу Нового Завета)
• сочинения были достоянием монашеской среды, с академической
точки зрения, далеко не прозрачной; отсюда путаница с авторством,
датировкой и определением ортодоксальности многих (особенно
ранних) аскетических сочинении
• В конце концов, с точки зрения церковного сознания, самым важным
является то, чтобы сочинение выражало неповрежденную
аскетическую традицию
6. Преподобный Антоний Великий
• Преп. Антоний Великий родился около 251 года, в деревне Кома, всреднем Египте, на севере Фиваиды
• Родители преподобного, египтяне, были состоятельными людьми и
благочестивыми христианами и воспитали сына в христианском духе
• Вскоре стали проявляться черты будущего вождя аскетов,
характеризуются преп. Антония, как человека не от мира сего. Когда
пришло время учиться грамоте, он отказывался от обучения.
Преподобный сторонился сверстников, был нелюдим, и все время
проводил в храме, дома или на природе в тихом созерцании. С детства
и на всю жизнь его учителями стали Священное Писание, природа и
наставники аскетизма
7.
• Писание, благодаря частому слышаною и специальному заучиванию,он знал наизусть, а природа, лучше всяких книг, свидетельствовала его
душу о Боге Творце
• Через тесть месяцев после смерти родителей, когда преп. Антонию
было около девятнадцати лет он по Евангельскому слову (Матф. 19,
21), услышанному в храме, раздал принадлежавшую ему
собственность, оставив часть младшей сестре
• поселился около дома, в шалаше или землянке, и стал упражняться в
аскетических подвигах: питался только хлебом и водою однажды в
день, иногда в два дня, спал мало и на голой земле, непрестанно читал
молитвы, или пел псалмы, или изучал Священное Писание
8.
• Отметим, что преп. Антоний не мыслил себя создателем чего-тонового, небывалого в Христианстве
• Первый жизнеописатель преподобного, свят. Афанасий, передаёт
только мотив ухода, а куда идти и что делать — не является
вопросом для преп. Антония — это ему известно — идти в
монашество, в ученики к старцу
• Это он и осуществил. Господь же благоволил поставить его во
главу монашеского движения, ставшего, благодаря преп.
Антонию, общецерковным
9.
• Желая предаться большему уединению, преп. Антоний удалилсяв пустыню и поселился в гробнице
• Так он подвизался около 15 лет, после чего удалился на
восточный берег Нила, где поселился в пещере. На новом месте
подвизался он около 20 лет, подвергаясь всевозможным скорбям
• Слава о преп. Антонии и его подвигах стала распространяться
повсюду, и многие приходили к нему для наставлении, а
некоторые сделались его учениками, поселившись в пустыне
подле него
10.
• С этого времени преп. Антоний сделался учителем подвижническойжизни и вождем аскетического движения, вылившегося в монашеское
возрождение охватившее постепенно всю Христианскую Церковь
• В 311 году, во время гонений на христиан при Максимине, преп.
Антоний оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы ободрить и
утешить страдальцев за веру Христову. При этом в Александрии он
появлялся в самых опасных местах, но Господь хранил его
• С распространением арианства преп. Антоний опять явился
защитником истины
• Вернувшись в свою дальнюю пустынь на берегу Красного моря, преп.
Антоний Великий скончался на 105 году жизни, это случилось около
356 года
• Память 17 (30) января
11. Труды
• Вопрос о сочинениях преп. Антония является довольно сложным• Преп. Антоний едва умел читать, но умел ли он писать — это
вопрос остается открытым
• При перечислении сочинении преп. Антония принято указывать
следующие: 20 посланий (писем) к инокам, 20 кратких слов о
добродетелях и пороках, 170 глав о нравственности и множество
отдельных изречении и правил
12.
• Наиболее верным является авторство семи из двадцати писем къинокам
• Наиболее сомнительным, с точки зрения ряда современных
патрологов, является авторство 170-ти глав о нравственности.
• Все сочинения преп. Антония — аскетического характера, с
элементами нравственного и догматического богословия, а также
антиаринской полемики
13. Учение
• В наставлениях преп. Антония, который он давал приходившим,заключается вся мудрость монашеской жизни и практические
советы для постепенного восхождения но лествице духовного
совершенства
• Для преп. Антония характерно то, что он не давал своим
ученикам внешних правил иноческой жизни (в последствии их
сформировал св. Василий Велики)
• Преп. Антоний заботился о научении своих учеников не букве, а
духу аскетической жизни
14.
• Показательно, что, когда братия стала просить преп. Антонияустава для жизни, он предложил духовно-аскетическое поучение,
на которое более всего походить уставь отца скитского жития на
Руси, преп. Нила Сорскаго
15.
• Прежде всего преп. Антоний указывал на причины избраниямонахами пустынножительства, как преобладавшей в то время
формы аскетической жизни
• Он говорит: «Духовные отцы наши утверждают, что пустыня есть
самое пригодное место для размышленія о смерти и верное
убѣжище отъ увлеченія вещами мірскими, покоящими плоть. Кто
живетъ въ пус-тынѣ и безмолвствуетъ, тотъ избавленъ отъ трехъ
браней: отъ брани черезъ слухъ, отъ брани черезъ языкъ и отъ
брани черезъ видѣніе того, что можетъ уязвлять сердце его»
Добротолюбие
16.
• Согласно преп. Антонію, для преуспѣянія на пути совершенстванеобходимо имѣть опытнаго руководителя. Невозможно преуспѣть въ
подвижничествѣи сдѣлаться совершенными, не повинуясь духовнымъ
отцамъ. Причемъ, преп. Антоній указыва-етъ, что именно такъ
поступали и сами отцы, отчего и сами сдѣлались учителями
• Преп. Антоній училъ, что желающій вступить на путь совершенства
прежде всего долженъ отречься отъ міра. «Кто хо-четъ спастись (въ
міроотреченномъ образѣжизни), пусть не остается въ домѣ своемъ и
не живетъ въ томъ городѣ, въ которомъ грѣшилъ; также пусть не
посѣщаетъ родителей и ближнихъ по плоти, ибо отъ этого бываетъ
вредъ душѣ и гибнутъ плоды жизни»
17.
• Преп. Антоній наставлялъ монашествующихъ въ дѣланіитрезвенія. Онъ училъ, что каждый долженъ ежедневно давать
себѣ отчетъ въ дневныхъ и ночныхъ поступкахъ
• Для болѣе успѣшнаго прохожденія дѣланія трезвенія, преп.
Антоній совѣтуетъ каждому замѣчать и записывать (косвенное
свидѣтѣльство о томъ, что онъ умѣлъ писать) свои поступки и
движенія души, чтобы при первой возможности открыть ихъ
духовному наставнику или со-брату-сотаиннику
• Будучи преемникомъ и продолжателемъ аскетической традиціи
непрестанной внутренней молитвы, преп. Антоній наряду съ
пѣніемъ псалмовъ заповѣдуетъ: «молись непрестанно»
18.
• Въ стяжаніи добродѣтелей, по преп. Антонію, должны бытьпослѣдовательность и опредѣленность, чтобы не трудиться напрасно.
• Причина всѣхъ золъ — гордость, противъ нея и нужно прежде всего
подвизаться. Во главу угла добродѣтельнаго пути положено смиреніе
• Поучая усовершенствовавшихся подвижниковъ, преп. Ан-тоній
раскрываетъ имъ тайны богообщенія и говоритъ о благодати Духа
Святаго, какъ о Великомъ Огнѣ. Онъ свидѣтельству-етъ, что стяжаніе
благодати Духа Святаго является высшей цѣльюжизни христіанина