Похожие презентации:
Преподобный Нил Сорский (1433–1508)
1.
преподобный НилСорский
(1433–1508)
2.
Нил Сорскийпочитается в Церкви
как преподобный отец,
один из
основоположников
скитского
подвижничества на
Руси.
3.
Предварительные сведенияСведения о жизни Н. С. крайне скудны.
Родился он в 1433 году.
Происходил из семьи моск. дьяков.
Получил хорошее образование.
Согласно его собственному признанию, он был поселянином и
невеждой.
Такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим
чувством смирения.
Высокая образованность дают повод думать, что он, всё же, имел
боярское происхождение.
В круг его учеников входили: князь Вассиан Косой, Дионисий, Нил
Полев (принадлежавший к роду Смоленских князей) и другие
известные лица.
4.
МонашествоИноческая жизнь Нила
Сорского началась в КириллоБелозерской обители. Здесь он
учился навыкам аскетической
жизни под руководством строгого
и опытного подвижника, старца
Паисия Ярославова.
5.
После 1475 Н. С. отправился паломником в Константинополь и на
Афон
Возможно, посещал также Палестину; в афонских монастырях
изучал практику «умного делания»
Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к
уединенному жительству, полюбил священное Христа ради
безмолвие.
К 1489 вернулся на Русь.
В 15 верстах от Кирилло-Белозерского мон., на р. Сора, основал
скит в соответствии с принципами древнего скитского жительства
6.
Сорский скит был освящён в честь праздника Сретения Господня.Кельи, в которых монахи жили строго по одному, стояли на небольшом удалении друг от друга.
На службу иноки собирались дважды в неделю: с субботы на воскресенье и со среды на четверг (если на неделе случался двунадесятый праздник, то всенощная со среды на четверг отменялась).
Осн. время посвящалось молитве, рукоделию, чтению Священного
Писания и творений отцов Церкви; общих послушаний в скиту не
было, т. к. устав запрещал монахам долгое пребывание вне кельи.
7.
В 1491 году Нил Сорский, сыскавший к тому времени известность
и уважение, участвовал на Соборе, исследовавшем дело о ереси
жидовствующих.
Жидовствующие еретики явили в своем учении одну из наиболее
страшных ересей, явившихся на территории Руси. Они отрицали
Троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа,
отвергали почитание святых мощей и икон.
В целях борьбы с ересью Н. С. в сотрудничестве с Нилом Полевым
создал парадный список Краткой редакции «Книги на еретиков»
Сверяя разные списки, он исправлял ошибки, восстанавливал лакуны в текстах.
Со временем очаги этой ереси были подавлены общими услиями
ревностных Православных защитников.
8.
Спор о монастырских владенияхВ 1503 участвовал в церковном соборе, на котором Иван III Васильевич поставил вопрос о секуляризации церковных и монастырских земель.
Будучи сторонником строгой монашеской жизни,
причём предпочитающим скитскую жизнь, он
решительно выступал против того, чтобы
монастыри владели поместьями, селами.
Согласно некоторым источникам, Н. С. вступил
в полемику с Иосифом Волоцким.
9.
преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515)
Церковный деятель, духовный писатель, святой Рус. православной церкви.
Отстаивал право монастырей на владение
значительной земельной и материальной
собственностью.
10.
Блаженная кончинаПеред своей смертью святой Нил Сорский дал последние наставления братиям.
Относительно своих будущих похорон он говорил, что не достоин почетного
погребения, как грешник, призывал учеников бросить его тело в пустыне, на
съедение зверям, или зарыть с презрением в яме. При этом добавлял, что как он
старался не пользоваться честью на земле, в этой жизни, так хотел бы, чтобы было и
после его смерти.
7 апреля 1508 года святой мирно отошел к Богу. Святые мощи находятся в его
пустыни, под спудом.
Канонизирован в 1650-х гг.;
11.
СочиненияОсн. сочинения Н. С. – «Предание учеником» и главы «От писаний святых отец о мысленном делании...» (известно как «Устав»). «Предание...» представляет собой монастырский типикон и содержит осн. правила жизни в скиту. В главах «О мысленном делании…» анализируется природа восьми греховных
страстей человека и предлагаются способы их преодоления,
основным из которых является очищение помыслов, т. е. «умное делание». Вершиной такой практики, по учению Н. С.,
считается «умная молитва», богообщение. Аскетич. взгляды
Н. С. не являются оригинальными, однако новизна его сочинения состоит в том, что в нём осуществлён синтез святоотеческого учения о восьми страстях с творениями св. Григория Синаита об «умной молитве». Н. С. принадлежат также 4 послания о духовной жизни монаха (одно из них адресовано Вассиану Патрикееву). Выше всех добродетелей Н. С. ставил смирение.