Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953), русский (советский) скульптор. Народный художник СССР. Была удостоена Сталинской премии первой степени за с
28.06M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Искусство XX века

1.

Искусство XХ века

2.

Архитектура XX века

3.

К концу XIX - началу XX века относятся поиски нового, цельного
стиля в архитектуре.
Виктор Александрович Веснин (1882—1950) — выдающийся
архитектор, один из братьев Весниных, выпускник Института
гражданских инженеров. Проектировал промышленные
сооружения. Первый президент Академии архитектуры СССР
(1939—1949). Отец советского архитектурного конструктивизма.
Веснины призывали создавать архитектуру, которая бы
наиболее полно отражала содержание строящейся новой жизни.
Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль,
направление) в изобразительном искусстве, архитектуре,
фотографии и ДПИ, получивший развитие в 1920-30е годы.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью
форм и монолитностью внешнего облика.

4.

Банк по проекту Веснина

5.

Александр Александрович Веснин (1883-1952)
Здание гостиницы. Архитекторы братья Веснины

6.

7.

Здание ДК Шаумяна. Архитекторы братья Веснины.

8.

Иван Владиславович Жолтовский (1867 — 1959) —
русский и советский архитектор, художник, крупнейший
представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы.
Ретроспективизм —направление в архитектуре первой
половины XX века, основанное на освоении
архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и
древнерусского зодчества до классицизма первой трети
XIX века (ампира).
Начав работу в период зарождения стиля модерн в
1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи
крупнопанельного домостроения 1950-х

9.

Московский
ипподром

10.

Станция метро

11.

12.

13.

Шуховская башня (1920-1922)— уникальная конструкция,
выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Расположена в
Москве на улице Шаболовка.
Автор проекта и руководитель строительства радиобашни — великий
русский инженер, архитектор, и учёный, академик Владимир Григорьевич Шухов
(1853—1939). Башня получила признание как одно из самых красивых и
выдающихся достижений инженерной мысли в мире.

14.

15.

Главное здание МГУ (1949-1953)— центральное здание
университетского комплекса Московского государственного университета на
Ленинских горах. Высота — 182 м, со шпилем — 240 м.
Архитекторы: Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв

16.

17.

18.

Гостиница «Украина» (1953-1957) (Гостиница Рэдиссон Ройал)
34 этажа; высота — 206 м, включая 94-метровый шпиль.
г. Москва.

19.

Останкинская телевизионная башня (1963-1967) –
выдающееся творение строительной техники XX века.
Высота — 540 м, четвёртое в мире по высоте свободно стоящее сооружение.
Почти на 300 м выше здания Московского университета на Ленинских горах и на
215 м выше знаменитой Эйфелевой башни в Париже.
Построена в Москве по проекту инженера-конструктора Николая
Васильевича Никитина (1907-1973).

20.

21.

«Лужники» (1955-1956) — крупнейший спортивно-развлекательный
комплекс России и один из самых крупных в мире.
В январе 1955 г. началось проектирование, проект был составлен за 90 дней,
и в апреле 1955 г. развернулось строительство. 31 июля 1956 г. состоялось
торжественное открытие спорткомплекса, была проведена I Спартакиада
народов СССР. Спорткомплекс построен в рекордно короткий срок — всего за 450
дней

22.

23.

24.

Скульптура XX века

25.

Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) (1887—
1941) — русский советский художник, скульптор-монументалист,
представитель направления «академический модерн».

26.

27.

28.

Александр Терентьевич Матвеев (1878—1960) — русский, советский ваятель,
искусствовед, оказавший заметное влияние на развитие современного
пластического искусства.

29.

30.

31. Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953), русский (советский) скульптор. Народный художник СССР. Была удостоена Сталинской премии первой степени за с

Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953), русский (советский)
скульптор. Народный художник СССР.
Была удостоена Сталинской премии первой степени за
скульптурную группу «Рабочий и колхозница»
Монумент выполнен из
нержавеющей стали. Высота около
25 м. Общий вес — 185 тонн

32.

33.

34.

Евгений Викторович Вучетич (1908-1974), выдающийся советский
скульптор-монументалист, народный художник СССР
«Родина-Мать» (Киев). Именно этот памятник сделал его имя широко
известным не только в СССР, но и за рубежом.
1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с
группой скульпторов начинает работать над
реализацией проекта «Национального
музея истории Великой Отечественной
войны 1941—1945 гг.» в Киеве.
Центральной фигурой музея является 90метровый монумент «Родина-мать».
Скульптура возвышается на
днепровских склонах и видна с отдаленных
точек украинской столицы.
После смерти Вучетича в 1974 году
работу возглавил украинский скульптор
Василий Бородай, значительно изменивший
первоначальный вариант монумента.

35.

«Родина-мать», Мамаев курган,
Волгоград

36.

37.

Воин-освободитель

38.

Юрий Львович Чернов (1935 - ), советский и российский скульптор, Народный
художник России.
Наиболее известная работа памятники Юрию Гагарину в Москве

39.

Эрнст Иосифович Неизвестный (1925 - ) — советский и американский скульптор.
Памятник на могиле
Н.С.Хрущева

40.

41.

42.

43.

ДекоративноПрикладное
Искусство
ХХ века

44.

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги
даже для газет и плакатов, революционное правительство
прибегало к самым необычным формам пропаганды.
Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал
агитационный фарфор. На Государственном фарфоровом заводе
в Петрограде оказались большие запасы не расписанных изделий,
которые решено было использовать не просто как посуду,
но в первую очередь как средство революционной агитации.
Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные
тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против
нас» и другие, которые под искусной кистью художников
складывались в яркий декоративный орнамент.
Над созданием произведений агитационного фарфора работала
группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем
Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение
«Мир искусства»

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Голиков Иван Иванович (1887-1937), заслуженный деятель
искусств РСФСР. Потомственный иконописец. Положил начало
советской палехской миниатюрной живописи, наметил её основные
черты.
Тематика произведений: фольклор, литература, история,
современные сельские мотивы, революционная, битвы, тройки,
охота, орнаменты. Занимался станковой живописью, театральнодекорационным искусством, росписью по фарфору, финифтью,
книжной иллюстрацией. Участвовал в выставках с 1923 года. Всего
написал около 1000 произведений лаковой миниатюры.

51.

52.

53.

Живопись и графика
ХХ века

54.

Изобразительное искусство начала 20 века во многом
было основано на достижениях русской и европейской
живописи конца 19 века.
В 1900-1910 годах в русском изобразительном
искусстве появляется множество течений: кубизм,
кубофутуризм, супрематизм, экспрессионизм, лучизм.
Представители каждого из этих течений объединяются в
группы, разрабатывают собственные уставы, в которых
описывают свои взгляды на изобразительное искусство.
Общим для всех этих направлений является отказ от
традиционного искусства, поиск новых форм
художественной выразительности.

55.

Яркой фигурой в русском изобразительном искусстве начала 20
века был Василий Васильевич Кандинский (1866-1944).
Он является одним из основоположников русского авангарда. В
начале творческого пути он создавал яркие пейзажи в стиле
импрессионизма и картины, стилизованные под народный лубок.
Однако уже с середины 10-х годов 20 века он пишет экспрессивноабстрактные картины.

56.

57.

58.

59.

60.

Революция 1917 года многое изменила не только в
общественной жизни, но и в изобразительном искусстве.
Художники-авангардисты с воодушевлением приняли
общественные изменения и добровольно помогали новой
власти «строить будущее».
В 1921 году была организована рабочая группа
конструктивистов. В нее входили К. К. Медунецкий, А. М.
Родченко, В.Ф. Степанова, В. А. и Г. А. Стенберги.
Главной задачей конструктивистов стало
революционное преобразование жизни и поиск новых
принципов конструирования жизненной среды.

61.

Однако уже к концу 20-х годов власть запретила все
нереалистические направления в искусстве, а основным и
единственно допустимым стал социалистический
реализм.
Новое направление объявлялось «обязательным
методом отражения действительности». Перед
художником ставилась задача правдиво изображать
действительность в ее революционном развитии и
воспитывать граждан в духе социализма.
Некоторые художники не смогли с этим смириться и
эмигрировали в страны Европы и Америки, другие были
репрессированы, третьи отказались от прежних
экспериментов в живописи.

62.

В 1932 году был создан Союз художников. С этого
времени искусство в СССР разделяется на «официальное»
и «неофициальное». Все художники должны были
вступить в Союз, а те, кто отказывался, «вычеркивались»
из искусства. Их картины не выставлялись, не были
представлены в музеях, о них нигде не упоминалось, как
будто таких художников вообще не существовало.
Некоторые вступали в Союз, но занимались только
оформительской деятельностью или копированием
известных полотен.

63.

В 30-е годы 20 века формируется понятие «тихое
искусство». Это значило, что художник выбирал
нейтральные темы для своих картин: лирический пейзаж,
сцены семейного быта, портрет. Формально его картины
принадлежали к «официальному» искусству, но они
ничего не пропагандировали, не воспитывали в духе
социализма.
Яркими представителями «тихого искусства» были
Л. А. Бруни, Л. Ф. Жегин, Н. П. Крымов, М. К. Соколов, Н. А.
Тырса, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк.

64.

Александр Александрович Дейнека (1899-1969) —
советский живописец, график и скульптор.
Будущие
летчики

65.

Оборона Севастополя

66.

67.

68.

69.

Моор (настоящая фамилия — Орлов) Дмитрий
Стахиевич (1883-1946), крупнейший мастер плаката,
вошел в историю советского искусства также и как
карикатурист, книжный иллюстратор, педагог.
В период работы в московском журнале "Будильник"
молодой художник Дмитрий Орлов принял псевдоним
Моор, так как характер главного героя шиллеровских
"Разбойников" Карла Моора идеально соответствовал
творческому темпераменту мастера, страстного и
последовательного в своем стремлении к искусству,
политически злободневному, активно воздействующему
на зрителя.

70.

В годы гражданской войны важнейшей областью его
творчества стал политический плакат, игравший в революционной
пропаганде большую роль.

71.

72.

Владимир Андреевич Фаворский (1886 —1964), русский,
советский художник, мастер книжной графики, искусствовед,
живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного
искусства.

73.

74.

75.

76.

Дмитрий Исидорович Митрохин (1883 — 1973)

77.

78.

79.

Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010), советский и
белорусский художник

80.

81.

82.

83.

В 60-х годах 20 века русское «неофициальное»
искусство стало постепенно возрождать авангардизм.
«Подпольщики» объединились в Лианозовскую группу
(кон. 1950х – сер. 1970х гг.)
В Лианозовскую группу входили более 10 художников.
Картины каждого художника отличает собственный стиль,
но объединяющим началом является «черный юмор»,
резкая сатира на современное общество.

84.

85.

86.

87.

88.

Во второй половине 80-х годов 20 века сложились все основные
направления изобразительного искусства конца 20 – начала 21 века:
церковная живопись, в том числе иконопись (Н. Мухин, В.
Балабанов, И. Глазунов, Е. Максимов, В. Шилов, В. Соковнин);
«этюдная школа» живописи, для которой характерен
традиционный русский пейзаж (В. Сидоров, В. Щербаков, В. Телин,
И. Рыбачук, К. Бритов, В. Полотнов, А. Суховецкий);
авангард (Ю. Злотников, В. Янкилевский, В. Наседкин, Ф. Инфанте,
Д. Плавинский);
русский постмодерн (А. Дубов, И. Кислицын, Л. Маркелова, О.
Ланг, К. Петров, И. Лубенников, Н. Терещенко);
«актуальное искусство».

89.

Особенностью изобразительного искусства рубежа
20-21 веков является то, что оно стало свободно от
цензурного гнета, от влияния государства, но не от
рыночной экономики.
Если в советское время профессиональные
художники были обеспечены пакетом социальных
гарантий, их картины закупались в национальные
выставки и галереи, то теперь они могут рассчитывать
только на свои силы.
Но русская живопись не умерла, она продолжает
развиваться.
English     Русский Правила