30.19M
Категория: ИскусствоИскусство

Русское искусство XX века. На рубеже веков (1895-1905)

1.

Русское искусство
XX века
Махсудов Тимур

2.

На рубеже веков
(1895-1905)
Предреволюционное десятилетие-прекрасная эпоха России, ее серебряный век
Этот период-период расцвета стиля модерна и символизма
Мысль естественно претворялась в искусство и наоборот
С годами крепла мысль о том сила красоты должна была стать творчеством жизнестроительным,
активно совершенствуя окружающий мир
Архитектура русского варианта стиля модерн полна контрастов реальности и грезы
Российский капитал выходил на одно из первых мест в мире и выражается весьма откровенно в стиле
модерн, тк это большой стиль больших денег
Залогом высокого мастерства кажется уже не тенденция, а творимая легенда
Черты модерна впитывает даже религиозное искусство с ее Византийским происхождением
Пейзаж предстает не просто красивым видом, а духовным откровением

3.

Видение отроку Варфоломею,
1883-1889, Нестеров,
окрестности Абрамцево.
Деревня Комяково. Модерн
• Пейзаж, написанный в окрестностях
Абрамцево, придает картине особое
очарование, мистическое и небесное
• Видение отроку Варфоломею-
восхитительная картина

4.

И. Левитан, 1890г, Золотая
осень, Пейзаж. Река
Съежа, Тверская губерния
• Лиризм достигает апогея в полотнах
Исаака Левитана
• Его мотивы при всей их поэтической
и даже музыкальной возвышенности
вполне достоверны и типичны
• Лирика не только радует глаз, а
включает в себя целую гамму чувствто радостных, то печальных

5.

Михаил Врубель, 1891,
модерн, создана к 50летию смерти Лермонтова
• Красота модерна полна контрастов,
как в «Демоне» Врубеля
• Картины где красочное великолепие
стремительно, в темпе крещендо,
нарастает
• Великолепие нарастает во всей серии
картин, и, в «Демоне поверженном»,
обращается в хаос цветных осколков

6.

К.А. Коровин.
«Розы». 1912г.
Натюрморт
• Новый стиль в равной мере ласкает
глаз и будоражит сознание, а
портреты мягко чаруют
• Тем не менее, портреты
настораживают гротескным изломом,
когда сквозь тело внезапно
просвечивает скелет, а сквозь лицочереп
• Портреты буквально набухают, как
«Розы» Коровина
• Цветы изображены на последней
грани перед увяданием

7.

Декорации к балету
Шахерезада Модерн
1908-1921гг
Леон Бакст
Художники искали в культуре былых времен себе опору
Однако и в воссозданной древности царит не классическая
ясность, а смутный дух трагического маскарада
Маска-ключевое слово времени, и, собственно его главный
герой
Недаром именно театральное искусство организует вокруг
себя(как в русских сезонах Дягилева)-самые блестящие
художественные начинания эпохи(эпохи серебряного века)
Ничего уже не напоминает того оптимизма, которого был
полон век просвещения
Человек путешествует во времени и пространстве, попадая в
разные неописуемые ситуации, эпохи и места

8.

Между двух революций
(1905-1917)
Первое 10-летие 20в известно благодаря целым 3 политическим революциям
Еще больше революций произошло в сфере искусства, причем начались они сразу после первой политической революции в 1905г
Именно в этот период зародился русский стиль авангард, сперва у мастеров «Голубой розы»
Прежняя традиция, традиция модерна, следуют привычным путем, блуждая среди грез и видений
Тем не менее, авангард представляет собой резкий поворот от традиций
В картинах происходит, по сути, то же, что и в поэзии Блока, где мистическое действие оборачивается кукольным болванчиком
Волшебное зрелище рассыпается как погасший фейерверк
Живописная плоскость создает образы буквально у нас на глазах, превращаясь в рабочую мастерскую
Теперь художники ценили народный примитив
Авангард, возвращаясь к миру простых вещей, утверждает свою независимость
Тем не менее, искусство не ограничивается одним созерцанием. Оно по прежнему вершит суд над жизнями, и жизненный приговор
оказывается весьма суровым
Витая Русь рушится на глазах, подобно тому как рушатся Московские храмы

9.

В. Кандинский.
«Пляжные корзины
в Голландии»
1904г
• Пейзаж, авангард,
элементы импрессионизма
• Нидерланды

10.

Марк Шагал. «Часы».
1914. Авангард
• Тени исторического наследия
мелькают в живописи Кандинского,
будто обломки взрыва
• Тем не менее, авангард не является
взрывателем, а как «мировой
сейсмограф»
• Искусство пророчествует, подобно
часам на картине Марка Шагала, что
отмеряют последние сроки

11.

Казимир
Малевич«Черный
квадрат» 1915г Авангард
Самым монументальным свидетельством
времени стал «Черный квадрат» Малевича
По мнению автора, картина стала лицом
современного дня, которая не умрет с
течением времени
Этот образ стал всемирно знаменитой
картиной 20в.
Византийская Русь дала миру «Троицу»
Андрея Рублева, а новая Россия- «Черный
Квадрат»
Не придумаешь ничего более контрастного,
но роднит их только то, что это выражение
высшей художественной честности

12.

Великие Потрясения
1917-1921
Историческая революция разразилась через 10 с лишним лет после
революции художеств, но так или иначе, октябрь наступил
Тогда многим казалось что Россия пересекла роковую черту, однако духовной
пустыней она не стала
Искусство никуда не исчезло, а многие художники служили новой власти не
за страх, а за совесть, активно участвуя в программе монументальной
пропаганды
В образах Татлина, Лисицына, Родченкова
Мотивы катастрофы выглядят как творческая стихия
Революция прибывает на землю, словно красный квадрат Лисицкого
Однако при всем своем левом энтузиазме, авангардное искусство не
раболепствует, оставаясь достаточно строгим и независимым

13.

Б. Кустодиев
«Большевик». 1920,
Москва. авангард

14.

Башня Татлина
• Задуманный Татлиным проект
величайшего революционного
монумента напоминает
покосившуюся вавилонскую башню

15.

• Символика кристаллических
фантазий Филонова будоражит своим
двусмыслием
• Его мировой расцвет предстает
мировым окаменением
• Произведение существует в своем
отдельном мире, который нелегко
приручить

16.

Роберт Фальк «Красная
мебель» Авангард 1920г
• Прошлое решительно отвергалось, но
авторы все равно любовались русским
православием, сельскими пейзажами
и тд
• Пафос великого русского
эксперимента дает о себе знать и в
более традиционных вещах, чем
авангард
• Революция, чья энергия была
направлена на всеобщее упрощение,
все невероятно усложнила

17.

НЭП и его
окрестности
1922-1930
• Провозглашается НЭПа, пришедшая на
смену политике Военного коммунизма
• В начале 20-х гг. из Пролеткульта
выделилась группа писателей, создавших
объединение "Кузница" (В. Казин, Н.
Полетаев, Ф. Гладков)
• В 1923 г. возникла Московская ассоциация
пролетарских писателей, а с 1924 г. Российская ассоциация пролетарских
писателей (РАПП) - наиболее массовое
литературное объединение 20-х гг
• Деятельность РАПП носила открыто
классовый, пролетарский характер, на
страницах его печатных органов ("На посту",
"На литературном посту") велась кампания
против непролетарских писателей

18.

НЭП и его
окрестности
1922-1930
•Власти высказывались за свободное соперничество разных течений в
искусстве
•Несмотря на декларации, крепнет цензура(красота, заставляющая
думать, расценивается как недопустимая
•В те года действовала АХР, творчество которой было пронизано
ненавистью к идейному врагу
•Но АХРовцам противостоят «бойцы» Левого фронта искусства
•В архитектуре период 20-х гг. характеризовался интенсивными
поисками новых стилей, новаторских форм
•Разрабатывались проекты различного типа зданий (жилые дома,
дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны) и новые архитектурные
формы. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм,
основывающийся на так называемом производственном искусстве
•В 1925 г. конструктивисты объединились в "Общество современных
архитекторов" (ОСА), издавали журнал "Современная архитектура" во
главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом.
•Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление "рационалисты", которые особое значение придавали поискам
выразительной архитектурной формы.

19.

Проектное здание
газеты «ленинградская
правда»
• Проект 1924г
• Архитекторы-братья Веснины,
Мельников, Голосов

20.

• На рубеже 20-30х гг, когда Сталин
сосредоточил в своих руках всю власть, идея
мировой революции подверглась
решительному пересмотруцентро
революции должна была стать Россия
• Сталинская политика напоминала идею:
Москва-третий Рим(причем Римбезбожный)
• По всей стране разрушались храмы, зато
новая архитектура Москвы впечатляла своей
пышностью
• В этих зданиях проступали контуры
Сталинской империи, жестокой, но
величественной
• На смену авангарда пришли античные
строения

21.

Мавзолей
Ленина
• Первый деревянный мавзолей
возвели в январе 1924 года — сразу
после кончины вождя, второй
деревянный — в мае 1924 года.
Каменный мавзолей был построен к
октябрю 1930 года

22.

Дворец Советов
• Неосуществлённый проект
строительства высотного
административного здания в Москве
для проведения сессий Верховного
Совета СССР и массовых
демонстраций
• План архитектора Бориса Иофана

23.

Сталинская
империя
(1930-1953)
Соцреализм
•Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства
соцреализма было государство
•Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды
•Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому
художнику и писателю изображать ровно то, что государство хочет
видеть.
•Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы
по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая
инстанция, и она решала, быть ли, например, картине на выставке и
заслуживает ли автор поощрения или совсем наоборот
•Роль этой принимающей инстанции часто играли критики. Притом
что никаких нормативных поэтик и сводов правил в
соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и
транслировала верховные идеологические флюиды.
•Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда
главными наемными художниками были участники АХРРа
•Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне
авангардистские: все они конкурировали за право быть главным
искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что
его эстетика отвечала и вкусам власти, и массовому вкусу. Живопись,
которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты
действительности, всем понятна.

24.

Протест против
соцреализма
•Когда речь заходит об искусстве СССР,
возникают привычные ассоциации:
соцреализм, строгая цензура, отсутствие
свободы творчества
•Но помимо официального искусства,
было и подпольное, недоступное
массовому зрителю по идеологическим
причинам
•Под этим направлением понимали
произведения, которые не подходили под
критерии общепринятого социального
реализма, призванного изображать
счастливую действительность Советского
Союза.

25.

«Рабочий и
колхозница»
Вера Мухина. Москва,
ВДНХ. Соцреализм,
1936-37гг

26.

Малевич К.С.
«Красный дом»
•Точно такой же дом уже встречался на
картинах Казимира, таких как
«Сложное предчувствие» и «Бегущий
человек»
•Только в отличие от этих картин, здесь
дом поставлен во главу угла
•1932г
•Авангардизм
•Москва

27.

Портрет И. П.
Павлова
Картина Михаила
Васильевича Нестерова,
написанная в сентябре
1935 года

28.

Фонтан дружбы
народов
Москва(ВДНХ), 1954г
Искусство военных лет представляет
из себя смесь триумфального стиля с
одновременным закручиванием гаек
Творцы и правительство стремилось
к тому, чтобы триумфальные
настроения не переросли в
вольномыслие
Искусство военных и послевоенных
лет притягивает своей чарующей
мистикой, заключая в себе частичку
правды, а значит и частичку правды

29.

Русь уходящая
Неосуществлённая картина
Павла Корина. Является
центральным, но так и не
завершённым
произведением Корина.
Художник работал над ней
несколько десятилетий, в
1925-1959 годах

30.

Оттепель
Борьба за искренность в искусстве была, по сути,
борьбой за его качество
Сталинское искусство казалось огромным
замерзшим монолитом. И неожиданно этот монолит
подвергся оттепельному таянию и стал распадаться
Роль в этом сыграли старики. Которые еще помнили
Серебряный век
Первая свобода, которая появилась у художников, —
свобода поиска художественных ориентиров
Художники заново открывали прошлые достижения
отечественного искусства, прежде всего авангарда,
— и по шкале пространственной, через освоение
того, что вот сейчас происходило на Западе
Еще были живы художники, которые застали
авангард, и к ним активно «ходили» — такие были
своего рода паломничества; особенной
популярностью пользовались «три Ф» — Фаворский,
Фонвизин, Фальк.

31.

Женский портрет
Фальк Роберт Рафаилович
• Женский портрет
• 1917

32.

Перестройка
•По работам этого периода сегодня можно
проследить, какое культурное наследие осталось в
восприятии мастеров в первые годы после распада
СССР
•В картинах часто можно встретить классические
советские символы. Это ироничное и монументальное
искусство, в котором чувствуется ожидание перемен и
прощание с побежденной советской
действительностью
•Во время перестройки были сняты практически все
ограничения, особенно связанные со свободой слова.
Представители андеграундного искусства,
работавшие в подполье, наконец смогли заявить о
себе во всеуслышание.
•Многие из этих работ были встречены с
негодованием, их демонстрация даже сопровождалась
скандалами

33.

Сжечь – не значит
опровергнуть
1987. 22–23 года. Коллекция В. Захарова.
Группа «Чемпионы мира».

34.

Спасибо за
внимание!
English     Русский Правила