Похожие презентации:
Технология традиционного японского обжига «Раку»
1. Технология традиционного японского обжига «Раку» автор презентации преподаватель Санкт-Петербургской городской художественной школы Да
Технология традиционногояпонского обжига «Раку»
автор презентации преподаватель
Санкт-Петербургской городской
художественной школы
Данилюк Я. И.
2. Историческая справка
Керамика Раку (яп. 楽焼 Раку-яки?) — тип японской керамики,
традиционно используемой в японской чайной церемонии, в первую
очередь, это чаши для чая. Для керамики Раку характерна ручная
формовка глины вместо использования гончарного круга, — в
результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие
температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду
достают из печи раскалённой и либо кладут в воду либо позволяют
остыть на воздухе. В качестве покрытия используется свинцовая
глазурь.
Термин Раку (буквально, "наслаждение" или "простота,
естественность") происходит от слова Юракудай, названия дворца в
Киото, построенного для Тоётоми Хидэёси (1537–1598), военного
лидера того времени. В строительстве дворца принимал участие
знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рекю, который попросил
работавшего там китайского мастера по изготовлению черепицы
сделать чаши, которые воплощали бы эстетику ваби-саби. Мастер
Тёдзиро изготовил простые чаши, которые соответствовали
философии дзен и представлению Рикю об идеальной чайной
церемонии.
Семье мастера Тёдзиро была дарована фамилия Раку, и на
протяжении почти 450 лет вот уже 15 поколений этой семьи
занимаются производством посуды в стиле Раку. Имя и стиль Раку как
воплощение эстетического принципа ваби-саби, оказали значительное
влияние на японскую литературу и культуру в целом.
3. Примеры традиционных японских чашек
4. Печи-раку
Эти печи могутбыть выложены из
огнеупорного кирпича
или
теплоизолирующего
кирпича. Для более
быстрого обжига печь
может быть сделана
из металлической
бочки или сетчатого
каркаса с
керамическими
вставками для
теплоизоляции.
Газовые горелки
продаются повсюду и
делают обжиг
быстрым, чистым и
легким.
5. Печь загружена и готова к работе
Обычно такой обжигприменяют для
нетвердой глины с
хорошими
термоустойчивыми
качествами. Изделия
предварительно
должны быть
обожжены при
температуре 1000°С.
затем покрыты
глазурью и только
потом помещены в
печь-раку, которая
работает на пропане.
Обжиг обычно
осуществляется вне
помещения,
поскольку возможен
дым.
6. Печь во время обжига
7. Процесс извлечения из печи
Сосуды обжигаются достаточно быстро, чтобы не допуститьтаяния глазури. Глазурь тает между 800-1000°С, и обжиг
занимает 20-30 минут. Изделия достают из печи раскаленными с
помощью щипцов.
8. Восстановление глазури и дымление.
С помощью специальных щипцов изделие достают из печи ипомещают в железный бак с древесными опилками, сеном или даже
бумагой. Затем бак накрывают крышкой. Горящие опилки выделяют
окись углерода, которая переводит окись железа в закись. В результате
глина становится черной, а соединения металлов в глазури
восстанавливаются.
9. Готовые, очищенные изделия «Раку»
10. Эффект кракле
• Посколькупроцесс
охлаждения
очень быстр, то
сосуды
подвергаются
мощному
термошоку, что
может повредить
глазурь, позволяя
дыму проникнуть
сквозь глину. Это
дает легко
узнаваемый
эффект
трещинок.
11. Меры безопасности
Меры безопасностиОбжиг раку включает в себя работу с высокими температурами и
может быть опасен Чтобы сократить риск, вы должны иметь
жаропрочные перчатки, защитную одежду, маску, защитные очки и
щипцы для изъятия керамики из печи. Имейте вблизи ведро воды или
огнетушитель.
1. Обжиг. Обжигайте сосуд на трехгранной 'стойке-звезде", чтобы он не
соприкасался с полом печи во избежание потеков глазури и сильного
накаливания сосуда. Снимите с печи крышку. Наденьте перчатки и
респиратор, достаньте сосуд щипцами. Не спешите.
2. Контейнер с опилками. Поместите раскаленный сосуд в контейнер с
опилками. Он должен мгновенно воспламениться, поэтому не стойте
очень близко. Покройте сосуд опилками. Плотно накройте крышкой.
3. Извлечение глазури. Если на сосуде была защитная пленка и
глазурь, все это может быть удалено с помощью металлического
скребка и мягкой материи, пока сосуд не остыл.
4. Очистка глазурованной поверхности. Глазурь можно очистить
подушечкой для полировки. Она (глазурь) должна выглядеть такой же
черной, как была извлечена из печи, но ее поверхность должна стать
глянцевой.
12. Источники и использованная литература
• http://www.ceramrus.ru/article_37.htm• История керамики Восточной Азии,
Учеб. пособие Автор: Жущиховская И.С.
Редактор: Александрова Л.И.
• http://ru.wikipedia.org
• http://deti-i-glina.ru/yaponskaya-keramika-raku/
• http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/article.php?view=814
• http://artyx.ru
• Фотографии с мастер-класса «Обжиг раку»
проведённого 09.09.2012 студией «Творец».
Личный архив Я.И.Данилюк.