Похожие презентации:
Культурные коды и феноменология реальности в поэтике усадебного мифа
1. Культурные коды и феноменология реальности в поэтике усадебного мифа
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕСТЕПЕНИ МАГИСТРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (КОНСУЛЬТАНТ):
Д.Ф.Н., ПРОФЕССОР, Т.Е. АВТУХОВИЧ
2. В. Поленов «Бабушкин сад», 1879
3. Инвариантная структура усадебного мифа
Элегическийпафос,
ностальгическая
тональность
повествования.
Семантическое
ядро
Мотивы (приезд в
родовое гнездо,
впечатления у
открытого окна,
мотив усадебной
любви, испорченного
свидания и т.д..)
Образы
(тургеневская
девушка,
усадебный герой,
старые слуги и
т.д.)
Семантическое ядро комплекс
значений,
присущих
пространству
усадьбы
(утраченный/утрачиваемый
рай, в котором происходит
гармонизация человека и
природы; место любовных
переживаний;
символ
родины; родового гнезда и
т.п.).
Формальным
выражением
усадебной
семантики
служит
присущая усадебному мифу
образно-мотивная система,
интонация.
4. Парадигматика и синтагматика усадебного текста
Парадигматическийаспект
Синтагматический
аспект
• культурные коды
• «система как воплощение культуры»
(Р.Барт)
• «язык» (Ю.Лотман, Р.Якобсон)
• воплощение инвариантной структуры в
конкретном тексте
• «синтагма как воплощение природы»
(Р.Барт)
• феноменология реальности (сенсорные
впечатления)
• «речь»
5. Феноменология реальности и феноменология текста
Феноменологический подход влитературоведении
Авторская точка
зрения (стремление к
непосредственному
осмыслению
реальности в тексте)
Читательская точка
зрения (стремление к
восприятию, не
опосредованному
культурными
канонами, штампами,
концепциями и т.д.)
6.
Шпалера фламандской работы воВторой
гостиной
дворца
графов
Шереметевых в Кускове. Конец XVII XVIII в.
Аллея в парке Кусково
7. Музей-усадьба «Рождествено» в Гатчинском районе, где прошло детство Владимира Набокова
8.
Усадебный дом Набоковых в Батово (сгорел в 1925 году)9.
Неподалекуот
набоковского Батова
располагалась усадьба
«Выра», получившая
название
от
находящегося в двух
верстах села Выра и
принадлежавшая
золотопромышленник
у И.В.Рукавишникову.
Усадьбу он передал в
качестве приданого за
своей дочерью Еленой
Ивановной, которая в
1898 г. обвенчалась с
В.Д. Набоковым. В
январе 1944 г., при
освобождении
этой
местности советскими
войсками,
усадьба
была сожжена.
10. Ольга Александровна Ильина-Боратынская (1894-1991)
ОльгаАлександровна
ИльинаБоратынская
(1894-1991)
Родилась в 1894 г. в семье внука
поэта
Е.А.Боратынского
–
Александра в Казани. В 1922 году с
новорожденным сыном Борисом
эмигрировала в Харбин, где
встретилась с мужем. Оттуда
Ильины уехали в США.
В эмиграции стала писать прозу
автобиографического характера на
английском языке. В 1951 году в
США
вышла
книга
«Канун
восьмого дня», в 1982-м – новелла
«Санкт-Петербургский роман», в
1984-м – повесть «Белый путь». По
свидетельству
родных,
Ольга
Александровна выражала надежду
на публикацию этих произведений
на родной земле.
11.
«Как странновернуться домой,
не правда ли! Так
все знакомо и
такое настоящее,
что просто не
вериться! Я хочу
сказать... как будто
дом – это то, к чему
можно всегда
вернуться. Даже
после смерти»
(«Канун Восьмого
дня»).
12.
ОтецО.А. Боратынской –
Александр
Николаевич
Боратынский.
13. Владимир Сорокин
14. Анатолий Королев
«Настаивая на том, чтонаша государственность
со времен Екатерины
подчинялась не столько
историческим законам,
сколько
эстетическим
нормам <…> мы и
выбрали для примера
наш вековой парк, на
котором легко и наглядно
видно, как проходят по
живому волны жизни и
нормативной
эстетики,
гребни
и
ножницы
мысли.
Но
почему
именно парк? Тут есть
один секрет – начиная с
Эдема, парк – это всегда
вид на идеал» («Genius
loci»)
15.
А.И. Мещёрский «Парк в Сестрорецке» (1870)16.
Константин Сомов«Эхо прошедшего
времени», 1904.