Похожие презентации:
Приуроченные лирические песни
1. Приуроченные лирические песни
2.
В западнорусских традициях и ввосточно-белорусском ареале
до сих пор сохранился пласт
приуроченной лирики. Эти
песни чаще приурочены к
сезонам - летние, весенние,
зимние либо к видам работ толочные, жатвенные,ягодные,
покосные и реже - к обрядам масленские, духовские
лирические песни.
3.
4.
5.
6.
Приуроченность может быть связана нетолько с календарными обрядами.
Например, в некоторых традициях
Приангарья лирические песни
"замещают" собой отсутствующие в
традиции причитания по умершим. В
песенных традициях бассейна реки
Мезени под протяжные песни нередко
водят хороводы.
7.
Приуроченные лирические песни восточныхславян во многом похожи на обрядовые
песни: поются они в той же исполнительской
манере, что и основной обрядовый фольклор
- открытым зычным звуком, часто с
характерными исполнительскими приемами
("гуканье", "иханье").Их иузыкальная
стилистика также очень близка календарныи
песням(узкий диапазон, не превышающий
квинты, двухголосная фактура).
8. Принадлежность к жанру лирической песни проявляется в особом образном строе, а также в некоторых ритмических организациях.
Для текстов этихпесен характерны
поэтические образы
природы: заря,
солнышко, реченька,
крапивушка, калина,
соловьюшка.
9.
Песня "Зашумела дубравочка" имееттипично балладное содержание повествует об убитом ляхами женихе,
друзья которого приводят к молодой
вдове его верного коня.
10.
Стих приуроченных лирических песенпо своему складу близок обрядовым
песням - силлабический, однако
формулы стиха несколько отличаются
от календарного репертуара. Здесь
заметно увеличивается размер
слоговых групп (4+6, 7+5, 4+6+4, 8+7,
8+8, 10+6).
11.
Силлаби́ческое стихосложе́ние илиизосиллаби́зм (ἰσοσυλλαβία —
равносложность, от ἴσος — равный и
συλλαβή — слог) — принцип деления
стиха на ритмические единицы, равные
между собой по числу слогов, а не
числу ударений и месту их
расположения.
12.
Музыкально-ритмический обликлирической песни по сравнению с
обрядовой песней также имеет отличия
- увеличивается общее музыкальное
время типовых формул слогового ритма
(обычно за счет "удлинения"
окончаний).
13.
Кроме того, в приуроченных лирическихпеснях, как и в обрядовых, широко
распространена политекстовость
напевов, тогда как неприуроченной
лирике это явление практически не
встречается.