Похожие презентации:
Понятие, функции, виды религии
1. Религия
Понятие, функции, виды.2. План
I.Понятие религии.
V. Виды религий:
II.
Структура религии.
a.
В зависимости от количества
богов.
a.
Религиозное сознание.
b.
Исторические типы религий:
b.
Религиозный культ.
Первобытные религии.
III. Функции религии.
Национальные религии.
IV. Происхождение
Мировые религии.
религии.
a.
Причины возникновения
религии.
b.
Подходы к проблеме
возникновения религии
VI. Место религии в
современном мире.
Критика религии.
3. Понятие религии
Религия — особая формаосознания мира,
обусловленная верой в
сверхъестественное,
включающая в себя свод
моральных норм и типов
поведения, обрядов,
культовых действий и
объединение людей в
организации (церковь,
религиозную общину).
4. Так же существую другие определения религии:
Одна из форм общественного сознания; совокупностьдуховных представлений, основывающихся на вере в
сверхъестественные силы и существа (богов, духов),
которые являются предметом поклонения.
Организованное поклонение высшим силам. Религия
не только представляет собой веру в существование
высших сил, но устанавливает особые отношения к
этим силам: она есть, следовательно, известная
деятельность воли, направленная к этим силам.
Духовная формация, особый тип отношения человека к
миру и самому себе, обусловленный представлениями
об инобытии как доминирующей по отношению к
обыденному существованию реальности.
5. Структура религии. Религиозное сознание.
Носит мировоззренческий характер (объясняетустройство мироздания)
Носит дуалистический характер (дробит мир на
две части – доброе – злое, грешное – праведное и тд)
Основано на вере (вера – мера субъективной
убежденности в истинности чего либо бездоказательно)
Носит догматический характер (догма –
представление которое нельзя подвергнуть сомнению и
критике.)
6. Структура религии. Религиозный культ.
Поклонение сверхъестественным силам. (принесение жертв,религиозные гимны, исполнение табу)
Общение со сверхъестественными силами (молитвы, поминки,
прорицание, религиозный транс)
Субъект религиозной деятельности (жрецы, духовенство и
пр.)
Религиозные организации (секта, деноминация, церковь)
Предметы культа (реликвии, сооружения, орудия)
7. Функции религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особымзначением и смыслом.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами
умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в
общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой
функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать
человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного
бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных
норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой
поведения людей.
Интеграционно дезинтеграционная (соединительно-разделительная)— позволяет людям осознавать
себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку
возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и
верования; религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже
войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Идеологическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих
действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность,
иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
8. Происхождение религии. Причины возникновения религии
Интеллектуальная: нуждаясь в объяснении природных и социальных явлений и не имеядостаточного уровня знаний для научного обоснования наблюдаемого, человек создаёт кажущееся
ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;
Психологическая: осознавая окружающий мир как нечто непонятное и враждебное, древний
человек искал поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и
защитить его от мнимых и реальных опасностей. Осознав конечность земной жизни, люди захотели
избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей
личности в виде души или иной какой-либо иной форме.
Моральная: любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его
членами, причём чем сложнее его организация, тем опаснее опираться только на силу .Общество,
чтобы быть устойчивым должно защищать и слабых своих членов. Всеобщая сознательность
недостижима, поэтому необходим ограничитель более сильный, чем физическая сила. Религия – сила,
способная контролировать общение между людьми, поскольку заявляет о себе, как о высшей силе,
способной постоянно и жёстко контролировать каждого и неотвратимо наказывать за отступление от
общепринятых норм.
Социально-политическая: развивающаяся государственность, возникновение страт,
отчуждённых от общества, стоящих над ним, нарастающая экономическая и социальная
дифференциация привели к тому, что власти потребовалась идеологическая поддержка для
сохранения стабильности политических структур и демпфирования попыток низов общества изменить
социально-политический статус-кво. Религиозные системы, как правило, поддерживали государство,
правда, пока государство лояльно относилось к ведущей религиозной структуре (ярким примером
служит возникновение христианства в римской империи и его путь от гонимой религии до религии
государственной).
9. Подходы к проблеме возникновения религии
Вопросом возникновениярелигии, прежде всего,
занимается религиоведение,
начавшее формироваться в
самостоятельную область
знаний начиная с XIX века на
стыке социальной философии,
истории философии,
социологии, антропологии,
психологии, всеобщей истории,
этнологии, археологии и других
наук.
10. Подходы к проблеме возникновения религии
Религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался сним напрямую.
Промежуточная: с одной стороны опирающаяся на современные
научные знания и общественные настроения, с другой стороны
основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека
Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения)
человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его
существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому
каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу.
Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития
сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые
природные явления. Первобытный человек определял все явления как
некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей
духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек.
Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель
взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей
организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия
прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был
преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.
11. Виды религий: В зависимости от количества богов
Политеизм (многобожие)12. Виды религий: В зависимости от количества богов
Монотеизм (единобожие)13.
Исторические типы религий:первобытные религии
Магия воздействие на окружающий мир
таинственным способом.
14. Исторические типы религий: первобытные религии
Анимизм - В основе находится вера в духов ипотусторонние существа и одушевленность всей природы.
15. Исторические типы религий: первобытные религии
Тотемизм - представление о связи человека сокружающим миром, предполагающее воображаемый
родственный союз с тем или иным природным объектом —
тотемом: животным, растением, неодушевлённым
предметом, природным явлением.
16. Исторические типы религий: первобытные религии
Фетишизм - Вера в предметы, обладающие различнымисверхъестественными силами.
17. Национальные религии. Развитые сложные религии, исповедовать которые может только представитель данного народа.
Иудаизм – религия евреев.Конфуцианство – религия китайцев.
18. Национальные религии.
Синто – религия Японцев.Индуизм – религия народов
Индии. Связана с кастовой
системой.
19. Мировые религии. Признаки мировых религий:
Большое число последователейКосмополитизм (может исповедовать любой
человек вне зависимости от национальной
принадлежности)
Эгалитаризм (все равны перед богом и перед
друг другом)
Прозелитизм (миссионерство)
20. Мировые религии.
Религии мирахристианство 33%
ислам 23%
буддизм 6,7%
другие 37,3%
21. Буддизм
• Появился в VI-Vвв.до.н.э.
• Основатель –
Сиддхартха Гаутама.
• Будда –
«Просветленный»
• Верят в спасение из
колеса сансары
(перерождений) –
нирвану.
• Виды: тхеравада,
махаяна.
22. Христианство
Возникло в I веке н.э. в Палестине.Основатель – Иисус Христос
Единобожие
Священная книга - Библия (Ветхий Завет, Новый
Завет: евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Деяния
апостолов, Послания апостолов, Откровение (апокалипсис)
Иоанна Богослова)
Верят в спасение души после смерти
23. Католики VS Православные
1054 год – Великая Схизма.24. Протестантизм выделился в 16 веке. Насчитываются 10-ки направлений протестантизма: лютеране, англикане, пресвитериане (кальвинисты), мормоны
Протестантизм выделился в 16 веке. Насчитываются 10-кинаправлений протестантизма: лютеране, англикане,
пресвитериане (кальвинисты), мормоны, баптисты…
25. Ислам
Сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, сточки зрения ряда европейских и американских учёных, он был
синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских
древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм,
христианство и маздеизм
Возник в 610 году н.э.
Основатель - Мухаммед.
Священная книга – «Коран».
Монотеизм (Аллах)
Верят в спасение после смерти
26. Ислам пять столпов ислама
Нет бога кроме АллахаНамаз (молитва пять раз в день)
Закят (милостыня)
Ураза (пост)
Хадж (паломничество в Мекку)
27. Суннизм VS Шиизм
Дервиши -суннитыАятолла Хомейни
Религиозный лидер Ирана.
28. Место религии в современном мире. Критика религии.
ДЗЧто такое атеизм?
Текст конституции РФ
о религии.
Современные
синкретические
религии.
Современная Россия
и религия. За и
против.