Похожие презентации:
Дюркгейм
1. Дюркгейм
2. Эмиль Дюркгейм
• 1858-1917• «О разделении
общественного
труда», «Метод
социологии»,
«Самоубийство»,
«Элементарные
формы религиозной
жизни»
3. Предшественники
• О. Конт. Последователь объективной социологии.Отличие: искал причины социальных явлений;
сочетать теорию с эмпирикой
• Французская традиция рационализма: Декарт
«Рассуждение о методе» – поиск рациональных
принципов постижения истины, независимость от
субъективных суждений. Понятие «правила
метода»
• Ш.Л. Монтескье – идеи детерминизма,
внутреннего закона
• Ж.Ж. Руссо – понятия общей воли,
гражданской религии
поиск
основы
для
доказательства
возможности
идеи
общества, социальной
реальности
4. методология
• «Метод социологии» («Правиласоциологического метода») – манифест,
«методическая социология»
• «Изучайте социальные факты как вещи!»
• Этическая сторона: требование
интеллектуальной, научной честности,
отказ от предрассудков в постижении
истины
5.
• Общество – реальность особого рода,прочная, устойчивая
• Конкретные методологические принципы
соц мышления (определение, наблюдение,
доказательство, объяснение соц явлений)
• Основоположник структурнофункционалистского анализа (соц факты
выполняют конкретные функции в соц
системах)
6. Социологизм Дюркгейма
ОнтологическийМетодологический
1. Социальная реальность включена в
универсальный природный порядок; она
столь же устойчива, основательна и
«реальна», как и другие виды реальности, а
потому, подобно последним, она подчинена
действию определенных законов.
1. Цель социологии – исследование
устойчивых причинно-следственных
связей и закономерностей.
Применение объективных методов,
аналогичных методам естественных
наук
2. Общество - это реальность sui generis,
не сводимая к другим ее видам.
2. самостоятельность социологии как
науки, ее несводимость ни к какой
другой из наук, специфика ее
методологии и понятийного аппарата
Утверждается примат социальной
реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в
детерминации человеческого сознания и
поведения; значение же индивидуальной
реальности признается вторичным.
(Homo Duplex)
7. Социология как наука
• Предмет социологии: социальные факты– Существуют вне индивидов
– Оказывают на них принудительное воздействие
Социология – «наука об институтах, их генезисе и
функционировании»
социальная морфология: изучает структуру
социальная физиология: «жизненные проявления
общества». Соц. Религии, морали, юридич.
социология, экономич. социология, лингвистическая
социология
общая социология: теоретический синтез, общие
законы; философская сторона социологии
8. Разделение труда, солидарность, аномия
• Разделение труда как социальное, а не экономическое явление– фактор перехода от одного типа общества к другому
– Усиливает зависимость людей друг от друга (солидарность)
– Архаические общества (механическая) –> развитые общества
(органическая).
• Быстрые социальные изменения – > индустриализация –
>ослабление традиционной морали –> оторванность целей от
средств достижения –> аномия «ощущение бесцельности или
бесполезности существования, вызванное социальными
условиями» (Гидденс)
• Аномия – «состояние ценностно-нормативного вакуума,
характерного для переходных и кризисных периодов и
состояний в развитии обществ, когда старые нормы и
ценности перестают действовать, а новые еще не
установились» (Дюркгейм)
9. Самоубийство
Самоубийство не объясняется психологическими, психопатологическими,климатическими, сезонными факторами
Связь самоубийств – с принадлежностью к определенным социальным группам,
Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностнонормативной интеграции общества (группы).
3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния
социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.
Эгоистическое самоубийство – слабость социальных (групповых) связей
индивида –> одиночество – > утрата смысла жизни.
Альтруистическое самоубийство – полное поглощением обществом индивида,
отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне се самой.
Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда
социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов, а вообще практически
отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.