4.00M
Категория: БиографииБиографии

Филонов Павел Николаевич

1.

1883 — 1941 гг.
русский художник,
теоретик искусства,
поэт, представитель
футуризма, один из
лидеров русского
авангарда первой
половины 20 в.
Художник пророк, своей судьбы и
своего искусства.

2.

Формула весны.
В каждом маленьком
растеньице
Словно в колбочке живой
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Сверкающим мозаичным ковром,
сотканным из тысяч и тысяч "атомов",
каждый из которых обладал своим
цветом и огранкой, расстилалось
оригинальное творение Филонова,
соединявшее, казалось бы,
несоединимое - абстрактную
беспредметность и фигуративную
образность.

3.

Запад и Восток
Он заявил, что "картина
как модель мира не
должна быть
сконструирована разумом
по предвзятой схеме - она
должна вырастать, как всё
живое в природе, от
частного к общему".
вплотную примыкают к
символизму и модерну – с
их аллегорическими
фигурами олицетворениями и
страстным интересом к
«вечным темам» бытия. В
них вырабатывается
самобытная манера
художника строить
картину кристаллическим
и цветовыми ячейками –
как прочно «сделанную»
вещь.

4.

Хлебников
писал:
«Художник
писал пир
трупов, пир
мести.
Мертвецы
величаво и
важно ели
овощи,
озарённые
подобным
лучу месяца
бешенством
скорби».
Пир королей. 1913

5.

Масленица. 1914
Есть завораживающая затягивающая странная некрасота его картин.
Выверенная и безошибочная. Потому что, глядя на них, не можешь
представить, что в картинах, рисунках этих нечто может быть иначе.
В каждой картине бесконечность. Когда они вместе - затягивающая
бесконечность, которой нечего противопоставить. Этот мир реален
как сами краски его холстов. Филонов - художник пророк, своей
судьбы и своего искусства.

6.

Рыбацкая шхуна. 1914
Коровницы. 1914
Произведения вплотную примыкают к символизму и модерну – с их
аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным
интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается
самобытная манера художника строить картину кристаллическими
цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь.

7.

Полотно "Крестьянская
семья", созданное в 1914
году, имеет второе, очень
важное для понимания
мировоззрения мастера
название - "Святое
Семейство". Картина
близка к традициям
примитивизма: крупные,
несколько неуклюжие
фигуры главных героев
окружены условной
моделью пейзажа яркими цветами и
травами. Персонажи
кажутся будто
сложенными из
абстрактных по форме
мелких деталей, "атомов и
молекул", которые, в свою
очередь, образуют
сложную мозаику.

8.

Голгофа1912. Бумага, графитный
карандаш, акварель. 35,5
х32,7.ГРМ.
В 1912 г. Филонов
пишет статью «Канон и
закон», где уже ясно
сформулированы
принципы
аналитического
искусства: антикубизм,
принцип
«органического» — от
частного к общему.
Филонов не отрывается
от природы, как
кубисты, но стремится
её постичь, анализируя
элементы формы в их
непрерывном развитии.

9.

Война с Германией.
Рабочие. 1915 - 1916
Осенью 1916 г. он мобилизован на войну и направлен на
Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской
морской дивизии, два года провел в действующей армии.
Павел Филонов принимает активное участие в революции.

10.

Цветы мирового процветания.
1916
Свою живопись Филонов
называл
"аналитической", а
художников делил на две
категории: у одних "видящий глаз", у других
- "знающий". Первые
замечают в предмете
только видимые или
только невидимые его
особенности. А вторые связывают воедино
видимое и невидимое,
предметное и
беспредметное. Сам он,
без сомнения, относился
к числу "знающих" и
воспитывал это качество
у своих учеников.

11.

Офицеры. 1916
Русский авангард XX в. создал несколько своеобразных
школ – школы Петрова-Водкина, Фаворского, Малевича,
Филонова.
Это были не только учебные сообщества, во главе каждой
школы стоял не просто мастер высокого уровня, но и
крупная личность - проповедник, наставник, учитель
жизни.

12.

Формула Вселенной.
1922
В жизни Филонова были и
головокружительная слава, и
настоящая бездна отчуждения.
В 1905 году он совершил
паломничество по
православным волжским
монастырям России. Жизнь
художник прожил по заветам
русских подвижников: не
наживать имущества, не делать
карьеры, всё, что сумел понять,
передай другим. Смирение и
самоотречение были
постоянными его путниками.
Тем не менее, и картины, и сам
мастер в 30-х годах ХХ века
попали в опалу. Живописные
полотна оказались в
запасниках музеев, а Филонов на склоне лет - оказался почти
в полной изоляции.

13.

Победа над вечностью.
1920
И этот период стал
определяющим – Павел
Николаевич уловил
сермяжную правду
жизни: бравирование
отсутствием интереса к
достижениям научной
мысли, изучению
классиков – это путь в
тупик. И не случайно
после возвращения с
фронта он активно
изучает труды таких
разноплановых
«классиков», как Линней,
Дарвин, Менделеев,
Мичурина, Пастер. Павел
Николаевич начинает
«выращивать» жизнь на
своих полотнах, как
ростки…

14.

Симфония Шостаковича.
1925
Атеист, фанатик и аскет
– Филонов в глазах
современников
олицетворял образ
художника-пророка.
Его произведения этих
лет эпически
«формулируют» целые
монументальные
пласты жизни (так
называемые
«формулы»
пролетариата,
революции, космоса,
весны, составляющие
большие живописнографические циклы;
огромная серия
«голов»).

15.

Первые Советы. 1925
Превосходное знание анатомии
(подтверджденное высшими
оценками в Академии
художеств), самостоятельное
образование в области
минералогии, зоологии,
ботаники, истории культуры и
народного искусства – всё это
использовалось им в работе,
приобретая качества
визуальных формул.
Формула Империолизма.
1925

16.

Животные. 1930
Колхозник. 1931

17.

Весь мир в его
представлении – атомы,
Филонов предлагал
“зреть в корень”,
изображать не
поверхность, а
внутренние процессы. Не
форму, а сущность, не
лицо, а мысли. Эта теория
ложилась на холст
неисчисляемыми
разноцветными мазками,
позволяющими зрителюинтеллектуалу самому
додумываться о
глубинном замысле
художника.
Ворота Нарвы. 1929

18.

ГОЭЛРО. 1930
Портрет Сталина. 1936
Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его
первую персональную выставку, уже развешанную в залах
Русского музея, запрещают (1930), пресса делает
«филоновщину» объектом систематических нападок.

19.

«Человек в мире» потерянная в
красочном
пространстве голова с
печальным взглядом,
в белках испуганных
глаз все тот же
вселенский ужас,
прорисованный на
сетчатке мельчайшими
подробностями
прошлого и будущего.

20.

Голова. 1930-е годы
Рабочий в кепке.
1930-е годы

21.

После набега. 1938
Лица. 1940
Павел Филонов, будучи ещё студентом Петербургской академии
художеств, не боялся творческих экспериментов: картины он
писал "с фантазией": мог, например, покрыть рисунок натурщика
зелёной краской, а затем прорисовать на нём тёмно-красные
вены и сухожилия.

22.

Картина
"11 голов",
которую
Филонов назвал
"Мастера
аналитического
искусства" – это
портрет членов
его
художественной
группы»

23.

Наследие художника
спасла и сохранила
Е. Н. Глебова, сестра
художника. Она
пожертвовала Русскому
музею в 1977 году всё
хранимое ею наследие
брата — почти 200 картин
и столько же рисунков и
акварелей. Полвека спустя
творчество Филонова
вернулось к зрителю.

24.

Павел Филонов
прожил жизнь не "в
благородной
бедности", а в полной
нищете. Он не
продавал свои работы.
С иностранцами,
интересовавшимися
его творчеством,
Филонов даже не
разговаривал. А
зачем? Москвич по
рождению,
петербуржец по
призванию, русский
художник, он свои
работы считал
достоянием
государства, в котором
жил, и которые уже
давно решил оставить
России.

25.

Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное
признание. Изображения,созданные его мыслью, дали огромный
толчёк развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой
художественный стиль, благодаря тем идеалам в которые он
верил. Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие
идеологии Академии живописи в Петербурге. В своей живописи
Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в
себе существование человечества. Его целью было достижение
систематического знания мира и его человеческого населения.
Современник Малевича и Кандинского, Павел Филонов до сих пор
остается самым неисследованным феноменом русской живописи.
English     Русский Правила