Похожие презентации:
Сенсорное развитие дошкольников в познавательнопрактической деятельности
1.
Сенсорное развитиедошкольников в
познавательнопрактической
деятельности
2.
Сенсорное развитие дошкольников впознавательно-практической деятельности
1. Понятие сенсорного воспитания.
2. Значение сенсорного воспитания
в развитии личности.
3. Классические системы
сенсорного воспитания детей
дошкольного возраста.
4. Задачи и содержание сенсорного
воспитания в детском саду.
5. Условия и методика сенсорного
воспитания дошкольников.
2
3. Понятие сенсорного воспитания
• СЕНСОРНОЕВОСПИТАНИЕ
система
целенаправленных педагогических действий,
направленных на формирование у ребенка
способов
чувственного
познания
и
совершенствование ощущений и восприятий.
• Сенсорное
воспитание
означает
целенаправленное совершенствование, развитие
у детей сенсорных процессов (ощущений,
восприятий,
представлений).
Сенсорные
процессы неразрывно связаны с деятельностью
органов чувств.
3
4. 2. Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития;- упорядочивает хаотичные представления ребенка,
полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной,
образной и др. видов памяти.
4
5. Сенсорное развитие ребенка
• С восприятия предметов и явленийокружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания (память,
мышление) строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их
переработки.
• Поэтому нормальное умственное
развитие невозможно без опоры на
полноценное восприятие.
5
6.
ВоображениеМышление
Запоминание
Восприятие
Сенсорное развитие
6
7.
• Сенсорное развитие является условиемуспешного овладения практической деятельностью и
необходимо для успешного обучения ребенка в
детском саду, в школе. Большая роль сенсорных
процессов в формировании индивидуальных
способностей ребенка, имеющих ярко выраженную
сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и
др.).
• Над созданием современной системы сенсорного
воспитания детей дошкольного возраста работали
педагоги А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина,
А.М. Леушина и психологи Л.С. Выготский,
Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А.
Венгер и другие.
7
8.
3. Классические системы сенсорноговоспитания детей дошкольного возраста.
Впервые
проблему
сенсорного
воспитания
поднимает
Я.А.Коменский (1592 – 1670) в 17
веке.
• Он
словесному
воспитанию
противопоставил
воспитание
деятельное.
• Считал
необходимым
организовать восприятие явлений
окружающего мира детьми с
помощью всех органов чувств.
Свои взгляды на эту проблему он
отразил в своем труде "Мир
чувственных вещей в картинках”.
8
9.
«Материнская школа» - одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному
воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по
содержанию
Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и
дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса
воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания
самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей
пределах и формах.
Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами»,
рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости».
Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменскии
имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и
постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже
для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться,
играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место,
класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и
пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае
показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких
строительных игр.
Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет,
Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить,
колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно,
всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию
детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной
и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и
понятен нам, чем многие последующие мыслители.
9
10.
Большое внимание накоплению чувственного опыта детей
уделял И.Г.Песталоцци(1746– 1827)
В своей книге "Азбука зрительного восприятия” он пробует
опираться на чувственный опыт ребенка.
Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться
на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В
результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и
другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность
говорить.
У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире
сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и
уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из
«беспорядочных — определенными, из определенных — ясными и
из ясных — очевидными». Обучение, во-первых, способствует
накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса
знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности.
Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только
экстенсивно обогащаться представлениями».
Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством
системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно
проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности
детей.
Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том,
что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая
которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число,
форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения,
числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи.
Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью
образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он,
всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой.
10
11.
• Фридрих Фребель (I-ая половина 19 в.).Он создал пособие "Дары Фребеля» которое
включало
шесть
даров
(шары,
кубы,
цилиндры,плитки и др.)
• Использование этого пособия способствовало
развитию у детей строительных навыков,
формировало представления о форме, величине,
пространственных отношениях, количестве.
• Плюсы «даров»: последовательность в ознакомлении детей с
геометрическими формами; включение задач сенсорного
воспитания в общие задачи умственного развития ребенка;
признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном
развитии; обеспечение систематического руководства этой
деятельностью со стороны педагога.
• Минусы "даров”: абстрактность, сухость, формализм материала,
ограниченность
всей
системы
сенсорного
воспитания,
практически несвязанной с живой действительностью,
что ограничивало кругозор детей.
12.
13.
Мария Монтессори (1870—1952) создаласистему сенсорного воспитания. Она
считала, что нельзя научить ребенка
правильно и мыслить, если он сам не
будет
упражняться
в
правильном
мышлении.
• Для того чтобы научить ребенка мыслить,
необходимо научить его правильно сравнивать и
группировать, т.е. правильно различать.
• Для развития чувства осязания, веса, размера,
зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были
изготовлены
предметы
(дощечки,
кубики,
цилиндры, пластинки) из различного материала.
• Ребенок должен был вставлять бруски и цилиндры
разных размеров в соответствующие отверстия
или на ощупь (с завязанными глазами) определить
свойство материала и его конфигурацию, назвать,
из какого материала сделан предмет
13
14.
1415.
1516.
• Е.И.Тихеева (1867-1943) считала возможнымлишь в отдельных случаях применять
специальные упражнения по так называемой
«умственной ортопедии». Эти упражнения
должны связываться с практическими
занятиями и играми, проводимыми в детском
саду; их следует постоянно разнообразить.
• Она создала свою оригинальную систему дидактических
материалов для развития органов чувств, построенную на
принципе парности и состоящую из различных знакомых
детям предметов (две чашечки, две вазочки разных
размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного
материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.).
• Игры и занятия детей, в которых эти дидактические
материалы использовались, сопровождались беседами.
Руководящая роль в таких играх принадлежала
воспитателю.
16
17.
1718. 4. Задачи сенсорного развития
• формирование у детей систем перцептивных(обследовательских) действий;
• формирование у детей систем сенсорных эталонов
- обобщенных представлений о свойствах, качествах
и отношениях предметов;
• формирование у детей умений самостоятельно
применять системы перцептивных действий и
системы эталонов в практической и познавательной
деятельности.
• создание условий, способствующих развитию у
детей широкой ориентировки в окружающем их
предметном мире;
18
19.
4. Содержание сенсорноговоспитания
Содержание сенсорного воспитания
представляет собой круг свойств и качеств,
отношений предметов и явлений которые
должны быть освоены ребенком дошкольного
возраста.
• Умение воспринимать предметы,
анализировать их, сравнивать, обобщать не
формируется само собой в ходе той или иной
деятельности;
• требуется специальное обучение по
определенной системе.
19
20.
• Для ребенка важно в предметах выделять:форму, величину, цвет,
материалы,
части и пространственное их отношение,
скорость и направление перемещения предмета относительно
других,
соотношение предметов по величине,
удаленность предметов.
• В программу сенсорного воспитания включены и способы
обследования предметов:
• поглаживание для выделения гладкости или шероховатости;
• сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости;
• взвешивание на ладони для определения массы и т.п.
20
21.
В программу сенсорного воспитания также включена исистема сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это
обобщенные представления о свойствах, качествах и
отношениях предметов. Это эталоны:
• цвета (цвета спектра),
• форм (геометрические плоскостные и объемные формы),
• пространственного положения и направлений (вверху, внизу,
слева, справа и др.),
• эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.),
• длительность времени (минута, секунда, час, сутки),
• эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов
(тон, полутон) и т.п.
21
22. 5. Методика сенсорного воспитания дошкольников включает 4 этапа
Целью I этапа является привлечение вниманиядетей к тому сенсорному признаку, который
должен быть освоен.
Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь
нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то
предмет, который должен быть похожим на образец
или удовлетворять определенным требованиям.
Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они
начинают выполнять задание, не проанализировав
образец, не отобрав нужный материал. В результате
рисунок или постройка оказываются непохожими.
Взрослый помогает детям увидеть, выделить,
осознать то свойство, которое должно быть
учтено в деятельности. Этот момент является
исходным для обучения детей способам
выделения свойств, особенностей предметов.
22
23.
Цель II этапа - обучение детей перцептивнымдействиям и накопление представлений о сенсорных
признаках.
В процессе обучения воспитатель:
1. показывает и называет перцептивное действие и
то чувственное впечатление, которое стало
результатом обследования.
2. предлагает детям все это повторить, т.к. самое
главное - организовать многократные
упражнения в выделении разных качеств.
• При этом важно следить за точностью способа,
которым пользуется ребенок, точностью словесных
обозначений.
23
24.
Цель III этапа - формирование представлений обэталонах.
• В раннем возрасте ребенок отображает лишь некоторые
особенности формы, величину предметов, расстояние.
• В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными
эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с
определенными предметами. Например: "овал похож на
огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика".
• В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми
системы общепринятых эталонов, когда сами свойства
предметов приобретают эталонное значение в отрыве от
конкретного предмета: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у
домика треугольная и т.д.
• Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа
предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать
сходство и отличие.
24
25.
• Цель IV этапа- создание условий, длясамостоятельного
применения
детьми
освоенных знаний и навыков в анализе
окружающей
действительности
и
в
организации собственной деятельности.
• Здесь важна система заданий, требующих при
их выполнении самостоятельного анализа,
учета
определенных
качеств,
свойств,
отношений. Например, отбор материалов и
инструментов для труда и т.п. Широко
используются все виды деятельности как на
занятиях, так и в повседневной жизни.
25
26. Формы работы по сенсорному воспитанию детей
• сенсорные занятия,• дидактические игры,
• совместные игры-экспериментирования
воспитателя с детьми,
• индивидуальная работа с детьми,
• интерактивные выставки;
• коллекционирование;
• мини-музеи;
• развлечения;
• проектирование
26
27. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВАИгры и оборудование
• для развития мелкой моторики и речи
• восприятия формы и величины
• для формирования цветового восприятия
• для слухового развития
• для развития тактильных ощущений и обоняния
• для художественно – творческого развития
• для элементарного экспериментирования
• для развития интеллектуальных и конструктивных
способностей
27