Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
ПЛАТОН
АРИСТОТЕЛЬ
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико-правовые идеи Древней Греции
Политико- правовые идеи Древнего Рима
Политико- правовые идеи Древнего Рима
Политико- правовые идеи Древнего Рима
Политико- правовые идеи Древнего Рима
Политико-правовые учения средневековья
Политико-правовые учения средневековья
Политико-правовые учения средневековья
Политико-правовые учения средневековья
113.00K
Категории: ПолитикаПолитика ФилософияФилософия

Политико-правовые идеи Древней Греции

1. Политико-правовые идеи Древней Греции

Два отличия процесса генезиса и
развития политико-правовой мысли Др.
Греции от Др.Востока:
1) первостепенное значение имело
расширение эмпирических знаний.
Многообразие политического опыта,
накопленного в государствах-полисах,
стимулировало создание учений, в
которых поднимались проблемы
возникновения государств, их
классификации, наилучшей формы
устройства.

2. Политико-правовые идеи Древней Греции

2) Правовая мысль Древней Греции постоянно
обращалась к сравнительному изучению
законов, которые установили в полисах
первые законодатели (Ликург – в Спарте,
Солон – в Афинах). В произведениях
греческих мыслителей была разработана
классификация форм государства (монархия,
аристократия, демократия и др.), вошедшая в
понятийный аппарат современной
политической науки.

3. Политико-правовые идеи Древней Греции

Возникновение школы софистов как
общественного движения было вызвано
укреплением демократического строя
Афин во второй половине V в. до н.э.
Софистами (слово произошло от
греческого “софос” – мудрый) называли
тогда философов, которые обучали
искусству спорить, доказывать,
выступать в суде и народном собрании.

4. Политико-правовые идеи Древней Греции

софисты реализовывали практически одну из
программных идей демократии – идею
обучения мудрости, распространения знаний.
В центре внимания софистов находились
вопросы права и политики, морали, приемы
доказательств и ораторского искусства.
Сохранившиеся источники показывают, что
некоторые софисты использовали
противопоставление законов и природы для
критики существующих полисных порядков.

5. Политико-правовые идеи Древней Греции

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в
социально-политической теории
отстаивал идеи рабовладельческой
демократии. Как и другие сторонники
демократического правления, он
полагал, что законы и государство
существуют не от природы, а по
установлению.

6. Политико-правовые идеи Древней Греции

Против философии Эпикура выступили
стоики. Термин “стоицизм” происходит
от слова “стоя” (колоннада, галерея) –
от названия портика в Афинах, где
преподавал основатель школы Зенон
Китайский (ок. 336– ок. 264 гг. до н.э.).
Судьба в учении стоиков отождествляется
с божественным естественным законом.

7. Политико-правовые идеи Древней Греции

Круговорот политической жизни проявляется в
последовательной смене шести форм государства.
Первой возникает монархия – единоличное правление
вождя или царя, основанное на разуме.
Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей
форму государства – в тиранию.
Недовольство тиранами приводит к тому, что
благородные мужи свергают ненавистного правителя.
Так устанавливается аристократия – власть немногих,
преследующих интересы общего блага.
Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в
олигархию, где правят немногие, используя власть для
стяжательства.
Народ, не веря больше в правление царей или немногих,
возлагает заботы о государстве на самого себя и
учреждает демократию.
Ее извращением является охлократия (господство
черни, толпы) – худшая форма государства.

8. Политико-правовые идеи Древней Греции

Преодолеть круговорот политических форм способен
только мудрый законодатель. По Полибию нужно
установить смешанную форму государства,
сочетающую начала монархии, аристократии и
демократии, чтобы каждая власть служила
противодействием другой.
Исторические примеры смешанного строя Полибий
нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на
Крите.
При этом он особо выделял политическое устройство
Рима, где представлены все три основных элемента:
монархический (консулат), аристократический
(сенат) и демократический (народное собрание).
Правильным сочетанием и равновесием этих властей
Полибий и объяснял могущество римской державы,
покорившей “почти весь известный мир”.

9. Политико-правовые идеи Древней Греции

Наибольший вклад в
политико-правовую мысль
внесли
ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ

10. ПЛАТОН

Платон выделял формы правления…
монархию, аристократию, демократию;
В истории политической мысли
первым создал модель идеального
государственного устройства: Платон
Формой государственного устройства,
которую Платон считал совершенной,
является… аристократия

11. АРИСТОТЕЛЬ

Аристотель = "Государство - сообщество
равных людей для достижения возможно
лучшей жизни"
Критерием справедливой формы
правления государства, по
Аристотелю, являются интересы
…общего блага
Аристотель утверждал: "Человек по
природе - существо ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Аристотеля называют основателем …
политической науки

12. Политико-правовые идеи Древней Греции

Соответствие между понятием возникшем
в Древней Греции и его определением:
темис
полис
демократия
тирания
обычай, основанный на
справедливости
город-государство
власть народа
единоличное, жестокое
правление

13. Политико-правовые идеи Древней Греции

Соответствие между произведением
и его автором:
"Государство"
"Политика"
"Илиада"
"Теогония"
Платон
Сократ
Гомер
Гесиод

14. Политико-правовые идеи Древней Греции

Соответствие между политикоправовым учением и его автором:
об идеальном государстве Платон
о философско-правовом рационализме
Сократ
о справедливости
Аристотель
об этике
Эпикур

15. Политико-правовые идеи Древней Греции

Родоначальник рационализма Сократ говорил:
"Я знаю, что я ничего НЕ ЗНАЮ»
Известное высказывание Сократа о тождестве
законного и справедливого звучит так: "Что
законно - то и СПРАВЕДЛИВО»
Последовательность в хронологическом порядке
жизнедеятельности философов Древней
Греции:
1: Гераклит
2: Сократ
3: Платон
4: Аристотель

16. Политико-правовые идеи Древней Греции

Основное положение софиста Протагора звучит
так : "Мера всех вещей – ЧЕЛОВЕК»
Соответствие между учителем и его учеником:
Сократ
Платон
Платон
Аристотель
Аристотель Македонский
Сенека
Нерон
Основной принцип естественного права и
естественно - правовой справедливости "воздаяние равным за Равное»
Известное высказывание Аристотеля звучит:
"Платон мне ДРУГ, но истина дороже"

17. Политико-правовые идеи Древней Греции

Соответствие между
произведением и его автором:
"Политика"
Аристотель
"Государство" Платон
"Всеобщая история" Полибий
"Этика"
Эпикур

18. Политико- правовые идеи Древнего Рима

Рецепирование римское право в
странах Западной Европы означал
его принятие.
Публичное обучение юриспруденции
началось в Древнем Риме
Основой практической деятельности
римских юристов было толкование
права

19. Политико- правовые идеи Древнего Рима

Основанием правовых
взглядов
римских юристов было
естественное право.

20. Политико- правовые идеи Древнего Рима

Соответствие между произведением
и его автором:
"О природе вещей" Тит Лукреций Кар
"О законах"
Марк Тулий Цицерон
"О граде Божием"
Августин Блаженный
"К самому себе"
Марк Аврелий Антонин

21. Политико- правовые идеи Древнего Рима

Последовательность в хронологическом порядке
принятия законов Древнеримского
государства:
1: Законы XII таблиц
2: Цивильное право Флавия
3: Институции Гая
4: Свод Юстиниана
Соответствие между римским понятием права и
его переводом:
jus naturale
естественное
jus publicum
публичное
us privatum
частное
us civile
гражданское

22. Политико-правовые учения средневековья

Синтез католической
веры и философии
Аристотеля в своём
учении предложил
Ф. Аквинский

23. Политико-правовые учения средневековья

Соответствие между законами,
разработанными в учении Ф.
Аквинского и их содержанием:
Вечный
всеобщий закон миропорядка
естественный то, что соответствует
существованию человеческого рода
человеческий это закон, который обеспечен
принудительной санкцией за его нарушения
божественный дан людям в божественном
откровении (Ветхом и Новом Завете)

24. Политико-правовые учения средневековья

Отстаивая автономию властей (церковной и
светской),Фома Аквинский ссылается на
поучение: "Отдайте кесарево кесарю»
Известное библейское высказывание гласит:
"Нет власти не от Бога, существующие власти от
Бога установлены
Ф. Аквинский
"Сумма теологии"
М. Падуанский
"Защитник мира"
А.Августин
"О граде Божия"
Ф де Бомануар
"Кутюмы Бовези"
Последовательность (иерархия) законов в учении
Ф. Аквинского:
1: Вечный
2: естественный
3: божественный позитивный
4: человеческий позитивный

25. Политико-правовые учения средневековья

римское
обычное
Ирнерий
Брэктон
каноническое
мусульманское
Грациан
Авиценна
Соответствие между временем появления (век) и
названием университета:
XI
Болонский
ХIII
Парижский
XVII
Гарвардский
XVIII
Московский
Последовательность появления университетов в
Европе:
1: Болонский
2: Парижский
3: Оксфордский
4: Пражский
English     Русский Правила