Похожие презентации:
Политические и правовые учения в Древнем Мире
1. Тема 2: Политические и правовые учения в Древнем Мире
2. План:
Общаяхарактеристика
политикоправовых учений Древнего Востока.
Политико-правовые учения Древней
Индии.
Политико-правовые учения Древнего
Китая.
Учения о государстве и праве в Древней
Греции.
3. 1. Общая характеристика политико-правовых учений Древнего Востока.
1. Общая характеристика политикоправовых учений Древнего Востока.Древний Восток – колыбель
самых
ранних
цивилизаций,
мировых
и
региональных
религий:
зороастризма,
брахманизма, буддизма, индуизма,
конфуцианства,
иудаизма,
христианства,
ислама.
Здесь
впервые
возникли
города,
государства,
письменность,
законы, литература и искусство.
Здесь были созданы первые
литературные
памятники
–
летописи, эпосы, поучения, книги
религиозно-правовых
предписаний, тексты законов,
отразившие
мировоззрение,
правопонимание и политические
взгляды людей древнего мира.
4. Исторические условия формирования политико-правовых воззрений на Древнем Востоке
Исторические условия формирования политикоправовых воззрений на Древнем ВостокеСкладывание раннего типа цивилизации –
локальных
(речных)
цивилизаций
земледельческого типа
Утверждение
сословно-патриархального
рабовладельческого типа общества
Формирование особого типа государства – с
сильной центральной властью при полном
подчинении правителю
Возникновение и распространение новых
религий и философских учений, в которых
центральную роль играла этика
5. Общие черты:
1) политико-правовые учения ДревнегоВостока развивались на основе религиозномифологического мировоззрения.
6.
2) прикладной характер политико-правовыхучений Древнего Востока.
7.
3) политико-правовые воззрения ДревнегоВостока имели форму этико-политических
доктрин.
8.
4) древневосточным политико-правовымвоззрениям
присущи
патерналистские
представления о власти.
Патернализм
— система отношений,
основанная на покровительстве, опеке и
контроле
старшими
младших
(подопечных), а также подчинении
младших старшим.
9. 2. Политико-правовые учения Древней Индии.
10.
БрахманизмБрахманизм
Буддизм
11.
ВедыДхармасу
тры и
дхармаш
астры
Артхаша
стра
Упаниш
ады
Источники
брахманизма
Законы
Ману
12. Основные идеи брахманизма:
Оправданиесословно-кастового
строя
13. Основные идеи брахманизма:
Учение о дхармеобосновывало кастовый строй, привилегии
высших варн и оправдывало подневольное
положение низших варн
14. Основные идеи брахманизма:
Догмат оперевоплощении
душ
15. Основные идеи брахманизма:
Учение о«семичленном
царстве»
(Законы Ману, II в. до
н.э. – II в. н.э.)
царь
советник
страна
крепость
казна
войско
союзники
16. Артхашастра (или Наставление о пользе)
древнеиндийскийполитический и
экономический трактат,
составителем которого
считается Каутилья (Каут
алья или Вишнагупта) —
главный советник
императора Чандрагупты
Маурьи (321—297 года
до н. э.).
Исполнение дхармы
суровыми законами
Подчинение старшим
(отцу, учителю, царю)
Практические
рекомендации по
управлению
государством
17. Узаконение дхармы согласно Артхашастре
Царский указСвященный закон
судебное решение
обычай
18. Буддизм (VI–V вв. до н. э.)
Буддизм (VI–V вв. до н. э.)«Типитака» («Три корзины», II–I вв. до
н. э.).
Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой
Шакьямуни
19. Весенний Будда (Китай, провинция Хенан, 128 м +25 м)
20. Основные идеи
Освобождение человека от земныхстраданий
Принадлежность к варне не определяется
происхождением человека
Уравнение варн в религиозной жизни
21. Освобождение человека от земных страданий
сущность человеческойжизни есть страдание;
причина страдания –
желание
(страсти);
уничтожение страдания
есть
успокоение
(нирвана); путь к нирване
есть освобождение от
желаний.
сансара
аскетизм
нирвана
8-ричный путь
1. Правильные взгляды
2. Правильная решимость –
готовность к подвигу во
имя истины.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5.Правильный образ жизни.
6. Правильное усилие.
7.Правильное
самообладание
8.Правильное
сосредоточение.
22. Буддийские общины
Только свободныеОтказ от всего мирского
23. 3. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Даосизмконфуцианство
моизм
Легизм
24. Даосизм
Основатель - мудрец Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.).
Основной источник - канонический
трактат «Дао дэ цзин» («Книга о дао и
дэ»).
25. Основные идеи даосизма
Государь – сын небаВозвращение к изначальной простоте
жизни
Утверждение имущественного равенства
Метод недеяния
«Лучший правитель тот, о котором народ
знает лишь то, что он существует»
26. Конфуцианство
Основатель Конфуций или КунФу-цзы (551–
479 гг. до н. э.)
Источник - книга
«Лунь юй»
(«Суждения и
беседы»).
27. Основные идеи
Сохранение социальной иерархии наоснове морально-этических принципов
Построение общества на основе семейноклановых отношений
Замена законодательства религиознонравственными правилами
28. Моизм
Мо-цзы(приблизительно 479–
400 гг. до н. э.).
книга «Мо цзы».
29. Основные идеи моизма:
естественноеравенство всех людей
«Небо не различает
малых и больших,
знатных и подлых;
все люди – слуги
неба»
30. Основные идеи моизма
договорная теорияпроисхождения государства
«Беспорядок в Поднебесной
был такой же, как среди диких
зверей. Поняв, что причиной
хаоса является отсутствие
управления и старшинства,
люди
выбрали
самого
добродетельного и мудрого
человека
Поднебесной
и
сделали его сыном неба...
Только сын неба может
создавать единый образец
справедливости
в
Поднебесной,
поэтому
в
Поднебесной
воцарился
порядок»
31. Основные идеи моизма
Критика клановости при замещениигосударственных должностей
Опыт – основа человеческих знаний
Выдвижение мудрых в качестве
правителей
Принцип всеобщей любви
32. Легизм
Основатель - Шан Ян(390–338 гг. до н. э.).
Основные идеи
легистов изложены в
«Книге правителя
области Шан».
33. Основные идеи легизма:
Обобщение опыта предшественниковНевозможность возвращения к старине
Необходимость проведения реформ
Централизация страны
34. Основные идеи:
идея управлениягосударством, опираясь на
закон (фа) и суровые
наказания
«Человеколюбивый, – отмечал
Шан Ян, – может оставаться
человеколюбивым к другим
людям, но он не может
заставить других людей быть
человеколюбивыми... Отсюда
ясно,
что
одного
человеколюбия
или
справедливости
еще
недостаточно, чтобы добиться
хорошего
управления
Поднебесной».
35. 4. Учения о государстве и праве в Древней Греции.
36. 3 периода:
Ранний, «досократовский» (9 - 6 вв. до н.э.) характеризуетсятенденцией от религиозно-мифологических представлений к
рациональным (Гомер, Гесиод, «семь мудрецов»), развитием
философии и философским подходом к проблемам государства и
права с рождением теории города-государства (Пифагор, Гераклит,
Демокрит)
«Сократовский» период (V- первая половина IV в. до н.э.), - время
расцвета древнегреческой политической и философской мысли,
поворот к проблеме человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель)
Период позднего эллинизма (втор. пол. IV-II в. до н.э.) – время
упадка греческой государственности, зависимости от Македонии, а
затем Рима (Эпикур, стоики, Полибий)
37. Школа софистов
два поколения софистов:старшие – Протагор, Горгий, Продик,
Гиппий, Антифонт и др.;
младшие –
Фрасимах, Калликл,
Ликофрон и др.
38.
“Мера всех вещей –человек,
существующих, что
они существуют, а
несуществующих, что
не существуют”.
39. Сократ (469-399 гг. до н.э.)
40. «Смерть Сократа» — историческая картина Жака-Луи Давида (1787) из собрания Метрополитен-музея (Нью-Йорк, США).
«Смерть Сократа» — историческая картина ЖакаЛуи Давида (1787) из собрания Метрополитен-музея(Нью-Йорк, США).
41. Платон (427-347 гг. до н.э.)
427-347 гг. до н.э.«Государство»,
«Законы».
42. Модель «идеального государства» Платона
Справедливость состоит в том, чтобыкаждый занимался своим делом в
соответствии со своими способностями и
воспитанием и не вмешивался в чужие
дела.
43. Идеальное государство Платона
три начала души человека (разумное,яростное и вожделеющее), соответствует
трем началам государства (совещательное,
защитное и деловое).
разумное
яростное
вожделеющее
совещательное
защитное
делоаое
44. Идеальное государство Платона
может быть двояким:если среди правителей выделиться ктонибудь один, то правление будет царской
властью,
если несколько правителей, тогда это будет
аристократия.
45. Формы правления в «Государстве»:
Тимократия;Олигархия;
Демократия;
Тирания.
46. Аристотель
384 - 322 гг. до н.э.Стагирит
«Политика»,
«Афинская полития»,
«Этика»
47. Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа
«Платон мне друг, нобольший друг –
истина».
48. Государство
Семья – селение – государство.Государство – высшая, совершенная форма
объединения граждан, которая возникает
для общения между семьями и родами для
благой жизни.
49. Формы государственного правления
Правильные правят,руководствуясь
общей пользой:
монархия,
аристократия,
полития.
где
Неправильные - те,
в которых на первом
месте стоят личные
интересы
одного
лица, немногих или
большинства:
тирания,
олигархия,
демократия.
50. Три основных элемента государственного строя
законосовещательный орган о делахгосударства,
магистратуры,
судебные органы.
51. Суды в политии
1) для принятия отчета от должностных лиц;2) для суда над теми, кто совершил преступление, наносящее ущерб
государству;
3) кто замыслил государственный1 переворот;
4) для разбора тяжб, возникающих между должностными и
частными лицами по поводу наложения штрафов;
5) для разбора гражданских процессов по делам, касающихся
крупных торговых сделок;
6) для разбора процессов по делам об убийствах;
7) для разбора процессов, касающихся иностранцев;
8) для разбора процессов по мелким торговым сделкам.
52. Аристотель различает два вида справедливости:
Уравнивающаясправедливость
есть
«арифметическое
равенство»,
сфера
применения
этого
принципа
–
область
гражданско-правовых
сделок,
возмещения
ущерба.
Распределяющая
справедливость
есть
«геометрическое
равенство» и означает
деление общих благ по
достоинству.
53. Право
Естественное право –то, которое везде имеет
одинаковое значение и не
зависит от признания или
непризнания его («по
природе»).
Волеустановленное
право – это установления
закона
и
всеобщих
соглашений на основе
обычаев. Законы должны
быть
согласованы
с
формой государственного
строя.
54. Зааключение
Политические и правовые учения Древнегомира заложили основы политической и
правовой мысли, все последующие века
мыслители обращались к ним, многие из
тезисов остаются актуальными и сегодня.