ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ
Гносеология Беркли
Гносеология Беркли
Онтология Беркли
Онтология Беркли
Онтология Беркли
Заключение
Литература
331.00K
Категория: ФилософияФилософия

Философская система Джорджа Беркли

1.

2.

Лекция
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ДЖОРДЖА БЕРКЛИ
Разработчик:
Селезнев В.М. – к. филос. наук
доцент каф. философии

3. ЦЕЛЬ

• Дать целостный обзор философской системы Дж.Беркли.
• Обозначить актуальные проблемы познания, науки, философии.
КОМПЕТЕНЦИИ
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и
синтезу

4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Творческая биография Д. Беркли
Гносеология Д. Беркли
Критика материализма
Онтология Д. Беркли
Заключение
Литература

5. БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на
юге Ирландии. В 1675 г. Джордж начал учебу в
Килкенни, а через пять лет продолжил ее в
колледже Троицы в Дублине. В 1704 г. Беркли
получил первую ученую степень бакалавра
искусств, в 1707 г. звание научного сотрудника и
начал преподавание в колледже. Два года спустя
Беркли получил первый сан
священнослужителя. В 1713 г. Беркли в
качестве капеллана лорда Петерборо,
чрезвычайного посла при дворе сицилийского
короля, отправляется в Италию. В сентябре 1728
года Беркли с целью миссионерской
деятельности отправляется на Род-Айленд. Не
дождавшись обещанных ассигнований на
постройку колледжа, Беркли возвращается
осенью 1731 г. в Лондон. В мае 1734 г. Беркли
был посвящен в духовный сан епископа
Клойнского, после чего он вернулся в
Ирландию, где провел практически всю
оставшуюся жизнь. В августе 1752 г. Джордж
Беркли покинул свою епархию и переехал в
Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.

6. Гносеология Беркли

Философское учение Дж. Беркли
отрицание позитивной
роли абстрактного
мышления в познании
мира
направлено на
опровержение
материализма и
обоснование
религии
построено на
номиналистических
Принципах - "Все, что
существует, единично"

7. Гносеология Беркли

Сенсуализм (ощущения)
Единственно истинным
и достоверным знанием
является посредственное
чувственное восприятие
Ощущение, отождествляется
с качеством и выступает
под названием "идея".
«Идея", элемент чувственности,
а не свойство вещи
Кроме чувств никакого
иного критерия
истины нет

8. Онтология Беркли

Проблему бытия Беркли решает
феноменалистично
"быть - это быть воспринимаемым"
Идеи не единственная форма
познания и не единственный
первоэлемент бытия
«Понятия" постижение
духом своей собственной
деятельности
Идея совершенно пассивна,
недеятельна, и ее
существование состоит в
том, что она воспринимается
Понятие - форма познания
активного существа,
существование которого
состоит не в том, что оно
воспринимается, а в том,
что оно воспринимает идеи

9. Онтология Беркли

Существовать - это восприниматься или воспринимать,
быть - значит быть воспринятым или воспринимающим
Духовная
субстанция
пассивные идеи
Физический мир (или
природа) представляет
собою совокупность идей
активные духи
Дух есть простое, нераздельное
деятельное существо, которое
производит и воспринимает идеи

10. Онтология Беркли

Высший Дух - Бог
порождает идеи
внешних вещей
Порядок и связь идей,
порождаемых Богом,
называется законами
природы
возбуждает в
человеке ощущения
Идеи, которые запечатлеваются
в человеке Творцом природы,
называются действительными
вещами

11. Заключение

Учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм,
полагающий единство мира в его духовности. Главное,
что хотел понять и объяснить Беркли, это что значит
существовать и какова природа существующего.
И он пришел к выводу, что теоретически осмыслить
существование можно только как сущность духовную,
одной природы с нашим сознанием. Учение Беркли
продемонстрировало, что материалистический
эмпиризм при его теоретическом развитии переходит
в свою противоположность — абсолютный идеализм

12. Литература

1. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
2. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970.
3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов
А.Ф. Западно-европейская философия XVIII
века. М., 1986. глава 6.
English     Русский Правила