Этап 1 Жан Жак Руссо
Этап 1 Шарль-Луи де Секонда Монтескье
Этап 1 Клод Анри Сен-Симон
Этап 1 Огюст Конт
Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт
Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт
«Закон интеллектуальной эволюции человечества»
Этап 2 Эмиль Дюркгейм
Социология
Этап 2 Эмиль Дюркгейм
Этап 3 Мишель Фуко
Технологии дисциплинарной власти
Типы Техник
Этап 3 Жан Бодрийяр
Этап 3 Пьер Бурдье
Социальное пространство
802.10K
Категория: СоциологияСоциология

Социальные идеи во Франции

1.

Социальные идеи во Франции
Этап 1
Формирование социальных идей
Жан Жак Руссо
Шарль-Луи де Секонда Монтескье
Клод Анри Сен-Симон
Исидор Мари Огюст Франсуа Огюст Конт
(до середины XIX)
Этап 2
Развитие Социологии
Эмиль Дюркгейм
(Середина XIX – Середина XX)
Этап 3
Отраслевая социология
Мишель Фуко
Пьер Бурдье
Жан Бодрийяр
(Середина XX – Настоящее время)

2. Этап 1 Жан Жак Руссо

Само проявление анализа социальных
процессов появляется еще в творчестве просветителей, к
примеру Жан Жак Руссо:
Руссо проводит в естественном состоянии
границу: до того, пока там не возникает собственность,
естественное состояние производит цельного,
невинного, свободного человека, богатого сильными,
яркими чувствами.
Это совершенство, цельность дикости
разрушается самим человеком, первым, который
огородил определенный клочок земли и заявил:
«Это моя собственность!» – а другие люди ему поверили.
Именно это и является, по сути, началом гражданского
общества, и именно отсюда начинается война, война
между богатством и бедностью.
И вот исходя из этого состояния люди
заключают договор об основании государства как
гаранта мира между бедными и богатыми. Однако, как
он утверждает, на деле богатые захватывают власть и не
выполняют договора. Возникает новое противоречие
между властвующими и подданными, подвластными, и
власть, государство становится инструментом
дальнейшего обогащения. Ступенью, на которой власть
полностью утрачивает свою легитимность, законность,
становится деспотизм. Здесь все подданные «равны в
своем бесправии».

3. Этап 1 Шарль-Луи де Секонда Монтескье

Но не стоит забывать, еще об одном
представители французской философии, оказавшим
значительное влияние на развитие социологии.
Монтескье один из идеологов расовоантропологического направления, который между
климатом и общественными порядками помещает
характер народа, его чувственную организацию:
Вторая часть постулата обосновывается
традиционным способом, то есть вереницей
подтверждающих примеров из жизни разных народов.
Чтобы доказать его первую часть, например, что в странах
с холодным климатом чувствительность людей к
наслаждениям, боли, любви чрезвычайно мала, а в
странах с жарким климатом напротив чрезвычайно
сильна, Монтескье, помимо случаев из истории и
обращения к общеизвестным для европейца истинам
проводит глубинный анализ поведенческих особенностей
населения Европы.

4. Этап 1 Клод Анри Сен-Симон

А теперь мы с вами подходим к одному из
основоположников Позитивизма. Не смотря на то, что в свою
очередь наиболее известной фигурой социального позитивизма
является Огюст Конт, мы не можем обойти стороной в свое время
его наставника – Сен-Симона.
Для Позитивизма Сен-Симона особое значение
становятся философские идеи:
1.
О «Позитивном характере науки» - Науки, которую
следует обогатить точными методами и экспериментами.
2.
Использование философского подхода к изучению
истории, ведь путь развития цивилизации должен оказаться
«базисом для всякого отдельного социального и
политического рассуждения.
3.
Трансформация социальной структуры общества, а
точнее сказать, переход от феодализма к индустриализму.
4.
Новая идеология- Равенство, свобода и прогресс.
5.
«Материальное благосостояние» большинства как
способ преодоления социального неравенства и конфликтов.

5. Этап 1 Огюст Конт

О. Конт считал, что знание об обществе
должно быть таким же строгим и точным,
обоснованным и достоверным, реальным и
полезным, как знание о природе, которое
нам дают естественные науки.
В работе
Конт говорил о нескольких значениях
термина «позитивное».
Оно означает:
1.
Реальное в противоположность
химерическому(несбыточному),
2.
Полезное в противоположность
негодному,
3.
Достоверное в противоположность
сомнительному,
4.
Точное в противоположность
смутному,
5.
Положительное в
противоположность
отрицательному.

6. Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт

«Закон Классификации»
Социология
Биология
Химия
Физика
Астрономия
Математика
«Первое, - писал он, - состоит в расположении наук согласно их последовательной
зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую;
второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития,
переходя всегда от более древних к более новым»

7. Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт

Конт подчеркивал особую роль социологии по
отношению к другим наукам.
В приведенной классификации она «возвышается» над
остальными науками, «законодательствует», потому что
определяет «гуманитарную» цель каждой из них.
По Конту, социология занимается изучением общества
как целого, она относится к нему как социальному организму.

8.

Сила
Доктрина
Орган
Общественное
мнение

9.

Социальная статика
изучает общество в
состоянии устойчивого
равновесия всех
социальных элементов,
дает его синхронный срез
Социальная динамика
обращается к анализу
развития общества
Социальная
физика

10. «Закон интеллектуальной эволюции человечества»

• Господство
религиозномифологического
сознания
Теологическая
Метафизическая
• Является чисто разрушительной
и поэтому негативной,
кризисной и переходной,
поскольку она характеризуется
господством абстракций и
оторвана от реальности
• Означает полное
и окончательное
утверждение
нового взгляда на
природу и
общество
Позитивная

11. Этап 2 Эмиль Дюркгейм

Социология есть
исследование главным образом
социальных фактов, а также их
научное объяснение.
Ученый стремился
доказать, что социология может и
должна существовать как наука
объективная, предметом которой
является социальная реальность,
имеющая особые, присущие
только ей одной качества.
Элементы этой социальной
реальности, по Дюркгейму, социальные факты, совокупность
которых составляет общество.
Эти факты и являются
социологии.

12. Социология

должна обладать
особым предметом,
отличающимся от предметов
других наук
В свою очередь предмет
должен быть доступен
наблюдению и поддаваться
объяснению как и оказываются
наблюдаемыми и
объяснимыми факты, с
которыми имеют дело другие
науки

13. Этап 2 Эмиль Дюркгейм

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии

14.

Социология
Социальная морфология - изучение структуры
общества и его материальной формы (социальной
организации народов, географической основы их
жизни, народонаселения, распределения его по
территориям и т.д.
Общая социология - должна устанавливать,
раскрывать наиболее общие законы жизни
общества и синтезировать их в единое целое
Социальная физиология - характеризуется как
изучение конкретных проявлений общественной
жизни (религии, морали, права, экономики и др.).

15.

Социологизм
Онтологический:
1.Социальная реальность развивается в соответствии с
определенными законами;
2. Общество — реальность особого рода, а значит, автономна от
других реальностей;
Методологический:
1. Социология — часть природы, из чего следует, что в
методическом плане соотносима с наукой, то есть познавательной
целью должно быть исследование устойчивых причинноследственных связей и закономерностей;
2. «Социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные
реальности).

16.

1. ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НАБЛЮДЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
2. ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАЗЛИЧЕНИЮ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО
3. ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОСТРОЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ
4. ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБЪЯСНЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
5. ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

17. Этап 3 Мишель Фуко

Фуко изучает методы и
технологии, извлекаемые из научного
знания, и способы их использования
различными социальными институтами
в целях установления господства и
осуществления власти над людьми.
Между знанием и властью существуют
структурные (объективные) отношения,
не базирующиеся на каком-либо
сговоре относительно сознательных
действий субъектов власти. Более
сложные системы знания приводят к
более сложным системам власти.

18. Технологии дисциплинарной власти

Иерархическое наблюдение, что означает способность чиновников
наблюдать все, что ими контролируется, одним пристальным
взглядом
Способность выносить нормализующие приговоры и наказывать
тех, кто нарушает нормы. Так, человека могут негативно оценить и
наказать в категориях времени (за опоздание), деятельности (за
невнимательность) и поведения (за невежливость);
Использование исследования для наблюдения за людьми и
вынесения относительно их нормализующих приговоров

19. Типы Техник

Есть два типа таких техник, говорит Фуко. Он пишет:
Итак, вторая техника - это
понимает техники, которые позволяют
. Под ней Фуко
.

20. Этап 3 Жан Бодрийяр

Начальный этап творчества Бодрийяра имел
преимущественно социологическую направленность, о чем
свидетельствуют такие его работы как «Система вещей»,
«Общество потребления», «К критике политической экономии
знака», «Зеркало производства», «Символический обмен и
смерть» и др. В них он критикует общество потребления,
причем сама эта критика явилась жесткой реакцией на очень
популярные в то время на Западе теории общества Изобилия,
Благоденствия, Процветания. В этих теориях провозглашалось
появление совершено нового типа общества, новой
повседневности, лишенной противоречий предшествующего
развития капитализма.
Однако реально всего этого в развитых западных
обществах нет, утверждает Бодрийяр. Так, он подвергает
критике понятие изобилия как значительного количества
производимых и потребляемых вещей. На самом деле, считает
он, изобилие имеет не столько сугубо материальный, сколько
духовный характер, и проявляется оно в мироощущениях
людей, в отношениях между ними, в оптимистических оценках
и самооценках. Бодрийяр доказывает, что рост производства и
потребления приводит к усилению социального неравенства в
обществе.

21.

Анализируя капиталистическое общество 1980 - 1990-х гг., Бодрийяр
приходит к выводу, что в нем господствуют уже не производства (в первую
очередь промышленные), а средства массовой информации, компьютеры,
кибернетические системы и модели управления, индустрия развлечений и
знаний и др.
Это приводит к подлинному взрыву знаков и производящих их систем.
Поскольку различие между знаками и действительностью сокращается, мы
больше не можем говорить о том, что из них реальнее. Такая особенность
общества свидетельствует уже о том, что оно стало обществом постмодерна.
Бодрийяр утверждает, что электронные СМИ фальсифицируют
социальные отношения, «которые становятся просто симуляциями социальной
реальности, поскольку социальная реальность есть симуляция, общество
становится гиперреальным».
- это больше, чем сама реальность,
потому что она базируется на лжи и искажении фактов, преподносимых
электронными СМИ зрителям. В конечном счете, пишет Бодрийяр, реальности
больше нет, есть лишь сверхреальность. Она является следствием «растворения
телевидения в жизни, жизни в телевидении». По существу СМИ становятся не
просто зеркалом действительности, а самой ею и даже больше.

22. Этап 3 Пьер Бурдье

Понятие социального
пространства является для французского
ученого одним из ключевых в
социологической науке, которая
выступает в его трактовке как социальная
топология.
В самом общем виде социальное
пространство у него «представляет собой
совокупность агентов, наделенных
различными и систематически
взаимосвязанными свойствами.». Вместе
с тем, социальное пространство - это
связи и взаимодействия, которые
устанавливаются между людьми
(агентами) и социальными группами.
English     Русский Правила