458.50K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия запада и востока

1.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЗАПАДА И ВОСТОКА
1

2.

План лекции
1.Западная средневековая
философия
2.Восточная средневековая
философия
2

3.

1.Западная средневековая философия
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (IV – XV вв.)
Апологетика (от греч. «апология» - защита) I – VI вв.
Переходный этап от античности к средневековью, сутью
его является защита и обоснование христианских
принципов от критика их со стороны язычества.
Выдвигаются такие проблемы как:
- уточнение личности Христа, т.е. обладает ли он божественной или
человеческой природой.
- обоснование идей троицы, т.е. бог един или существует в трех
ипостасях.
Унитарии – бог един. Тринитарии – бог троичен.
- Проблема обоснования философии как средства поддержки
религиозных догматов. Вера становится выше разума.
3

4.

Патристика (с лат. «отец») VI – IX вв.
На этом этапе происходит интеллектуальное
оформление христианского вероучения.
Философия развивается на основе идей Платона и
неоплатонизма.
Схоластика (с лат. – дошкольная философия)
IX – XV вв.
Развивалась под влиянием идей Аристотеля,
возникло много идей не согласующихся с
христианкой религией.
4

5.

АПОЛОГЕТИКА (I – VI вв.)
Квинт Септимий Тертуллиан
(ок. 160 – 230 гг.)
Поддерживал тезис о несоединимости
философии и религиозной веры.
Между верой и разумом нет никаких
точек соприкосновения.
«Верю потому что нелепо» (истинность
веры отлична от истинности разума).
Евангелие – единственный авторитетный
источник познания бога, а тем самым и
любого знания.
5

6.

Ориген (184 - 254)
- Считал христианство
завершением эллинистической
философии.
- Искал в трактатах древних
философов правильные, с точки
зрения христианства моменты.
- Объясняет отношение между
богом и сыном божьим как
отношение между светом и
отблеском.
6

7.

Григорий из Ниссы (Нисский)
(ок. 335 – 394 гг.)
- Занимался обоснованием догмата
Святой Троицы.
- Опирался на принципы
неоплатонизма, согласно которым в
сфере идеальной жизни существуют
три основные субстанции: единое,
разум и мировая душа.
- Божественные особы отделены друг
от друга, но их соединяет
божественная сущность.
7

8.

ПАТРИСТИКА (VI – IX вв.)
Аврелий Августин
(«отец Римской церкви»)
(354 – 430 гг.)
- «Все сущее, поскольку оно существует
и именно потому, что оно существует,
есть благо».
- Бог сверхприроден.
- «Верю чтобы понимать, понимаю
чтобы верить».
- «Время есть мера движения и
изменения».
- «Человек испытывает страдания
ровно на столько, насколько поддается
им».
8
Основные работы «Исповедь», «О граде Божием»

9.

Северин Боэций (ок. 480 – 524 гг.)
Основной труд «Утешение философией»
Обсуждает проблему общего и отдельного,
существует ли общее на ровне с отдельным?
если да, то отдельно от вещей, или в вещах?
Как соотнести свободу воли и
божественное проведение?
Боэций выступил связующим звеном между
античностью и средневековьем так как
занимался объяснением древних трактатов.
9

10.

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)
ПОИСК
УНИВЕРСАЛИЙ
НОМИНАЛИСТЫ
Номинализм (от лат.
nomen – имя,
наименование) –
общее существует
после вещей в
сознании человека,
носителем общего
является слово, имя.
РЕАЛИСТЫ
Реализм (от. лат.
realis –
вещественный,
действительный) Общее существует
реально.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
учение, признающее
значимость как
реализма так и
номинализма
10

11.

Иоанн Скот Эриуген
(«первый отец схоластики»)
(ок. 810 – 877 гг.)
- Философская система по типу
неоплатонизма.
- Подлинная религия является и
подлинной философией и наоборот;
сомнения, выдвигаемые против
религии, опровергают и философию.
- Один из первых защитников
рационализации теологии.
11

12.

Ансельм Кентерберийский
(«второй Августин»)
(1033 - 1109)
- Без веры нет подлинного познания.
- «Вера ищет разум» (таким образом
впервые сформулировал задачи теологии
и философии).
- Истина содержится не только в
мышлении, она самостоятельна и реально
существует.
- В вопросе поиска универсалий занимает
позицию умеренного реализма.
- При доказательствах существования бога, использовал
так называемое онтологическое доказательство (из
понятия вещи выводится доказательство ее реального
существования).
12

13.

Фома Аквинский
(1225 или 1226 – 1274 гг.)
- Разграничил области философии и
теологии: предметом первой являются
«истины разума», второй «истины
откровения»
- Разделял идею бессмертия души.
13

14.

Уильям Оккам
(ок. 1300 – 1349 гг.)
- Последовательный сторонник
номинализма
- Боролся против господства церкви
над государством
- Внес существенный вклад в
разработку логики.
14

15.

РАЗЛИЧИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АНТИЧНОЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ
Античная философия
Средневековая философия
1. Мир как микрокосм носит
целостный характер
Мир разделен на Град Божий и Град
Земной
2. Пространство и время носит
бесконечный характер
Бесконечностью обладает только
Божественный Мир
3. Не выходит за пределы
очерченного мира
За приделами этого мира находится
Бог
4. За пределами мира нет точки
Существует такая точка опоры – это
опоры, мир мыслится как «мир
божественная реальность,
людей», человек смотрит на него
человек встав на нее, может
словно изнутри себя
посмотреть на мир со стороны
5. Власть судьбы, порядок не
противопоставлен миру
Бог как абсолютный вершитель
судьбы противопоставлен миру.
Мир как целое возникает за счет
идеи бога
6. Присутствует свобода движения,
нет ничего завершенного, есть
постоянное вопрошание.
Подчинение авторитету. Это
позволяет углубить знание, но
существует опасность 15
повторение мысли.

16.

2. Восточная средневековая
философия
• VII-VIIIвв по XIIIв. Значительная
роль ислама в становлении
арабского государства.
• Создание огромного
полиэтнического и
теократического Халифата.
• Мусульманская философия
развивалась между теологией
(учение о Боге) и наукой.
16

17.

• Это ситуация направляла
философию на свободное
развитие, на познание Бога и
человека.
• Это было названо Ренессансом
мусульманской духовности.
17

18.


Направления мусульманской
философии:
1) Учение Братьев чистоты.
2) Восточный перипатетизм
3) Философия мусульманской
ортодоксии
4) Суфизм
18

19.

1- е направление- Х в.г. Баср. Основная
черта синкретизм- объединение всех
религий и философских систем.
2 - е направление – IX-XI вв.
основоположник аль-Кинди
(философ арабов) (800-870 г.г)
19

20.

Общие черты: деизм, пантеизм,
теория эманации.
Выдающиеся представители АльФараби, Ибн- Сина, аль Бируни,
Ибн-Рушд и др.
20

21.

Аль-Фараби-(870-950 г.г)
- основное произведение
“Жемчужины премудрости”
- Бог- высшая ступень,
необходимо сущее, он есть
первоначальный источник
всякого истечения, причина
многообразия. Мир,
универсум подобен по
сущности Богу (пантеизм),
по форме –многообразен.
21

22.

• Материя- низшая ступень в иерархии
форм, но обладает активностью. Человек
– сочетает в себе божественное и
активное разумное, познающее бога.
• Гносеология (эпистемология)- познание
мира путем отражения.
• О добродетельном человеке, все кач-ва
которого направлены к достижению
счастья.
22

23.

Ибн-Сина (Авиценна)-980-1037 г.г.
• Основной труд “Канон
врачебной науки”.
Основной философский
труд “Книга исцеления”.
Материя богоподобна. Не
мир связан с Богом, а
материя. Мир – результат
соединения материи и
формы.
• Гносеология- обучение и
озарение.
23

24.

• Если христианская философия
основывалась на схоластике, то
мусульманская – на каламе- методе
рассуждения, основанном на
собственном разуме подвергающим
все сомнению. Крупное направление
калама – ашариты, которые
утверждали примат разума (акл) над
религиозными традициями (накл)
24

25.

Арабо-мусульманская философия важный этап в развитии мировой
философии.
25
English     Русский Правила