Художественная культура Античности
Вопросы для рассмотрения
Античность
Античный мир
Переодизация истории и культуры Древней Греции
Территория Древнегреческой цивилизации
Греческая народность
параметры новой системы духовных ценностей
Религиозная система
Греческие Боги
Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos – бог)
статуи победителей Олимпийских игр.
Полис
Главная особенность полиса
Особенности культуры Древней Греции
Древнегреческий театр
Составляющие театрального сооружения
Авторы - классики
Ордерная система архитектуры
Дорический орден
Ионический ордер
Коринфский ордер
Ордеры
храм Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом)
Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н. э.).
Греческая скульптура
Мирон «Дискобол»
Фидий «Зевс», «Афина-дева»
Пракситель «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»
Леохар «Аполлон Бельведерский», «Артемида»
Живопись
Наука
эллинистическая культура
культура древнего Рима
этруски
культурное наследие Рима
Тосканский ордер
Помпейские росписи стили
Капитолийская волчица
скульптурный портрет
триумфальная арка Тита (80-85 гг.)
триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг.)
храм Пантеон (ок.118 – 125 гг.)
фаюмские портреты I – III вв. н.э.
Характерные черты древнеримской культуры
13.74M
Категория: ИсторияИстория

Художественная культура античности

1. Художественная культура Античности

Древняя Греция
Древний Рим

2. Вопросы для рассмотрения

• Природные, социальные и религиознодуховные факторы развития
древнегреческой культуры
• Основные черты, достижения и мировое
значение культуры Древней Греции
• Особенности культуры Древнего Рима

3. Античность

от лат. antiquus – древний
греко-римская древность, культурное
наследие Древней Греции и Рима.

4. Античный мир

цивилизация в бассейне Средиземного моря,
Причерноморья и сопредельных стран
Конец 3 тысячелетия до н.э. – сер. 5 века н.э.

5. Переодизация истории и культуры Древней Греции


Крито-Микенский – к.III – II тыс. до н.э.
Гомеровский – XI-IX вв. до н.э.
Архаический – VIII-VI вв. до н.э.
Классический – V-IV вв. до н.э.
Эллинистический – к. IV в. до н.э. – 30-е гг. I
в. до н.э.

6. Территория Древнегреческой цивилизации

• Балканское, Фракийское, Малоазийское
побережья Эгейского моря + острова

7. Греческая народность


Ахейцы
Дорийцы
Ионийцы
Эолийцы
один язык
осознание
принадлежности
к одной цивилизации

8. параметры новой системы духовных ценностей

• рационализм мышления древних греков,
• осознание ценности человеческой
личности,
• прославление активности, смелости и
умения человека в борьбе с природой,
• чувство неразрывной связи гражданина и
полиса,
• понятие свободы, как высшей
нравственной ценности.

9. Религиозная система


политеизм,
антропоморфизм,
различные культы
космизм,
природное начало.

10. Греческие Боги

• могущественны, но не всемогущи,
• подчиняется высшей силе – судьбе.
• близки человеку, (антропоморфные
образы, могут вступать с людьми в брачные
отношения.
• главное назначение – помогать человеку в
его трудной жизни, а не использовать его
лишь для служения себе

11. Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos – бог)


Зевс и Гера,
Посейдон и Деметра,
Гермес и Афина,
Арес и Афродита,
Аполлон и Артемида,
Гефест и Гестия.

12.

13. статуи победителей Олимпийских игр.


14. Полис


город-государство,
экономическая основа - земледелие,
автаркия,
развитые товарные отношения
по площади 10 на 10 км.,
5-10 тыс. населения,
социально-неоднороден

15. Главная особенность полиса

• наличие гражданского коллектива –
объединения полноправных граждан.
• гражданином полиса мог быть лишь
человек, имеющий земельный участок в его
границах
• Высший орган власти и управления
полисом – народное собрание (агора)

16. Особенности культуры Древней Греции

• полнота, разнообразие и известная
законченность всех составных частей
культуры (литературы, искусства,
философии);
• гуманитарная направленность культуры;
• большой вклад греков в сокровищницу
мировой культуры, создание шедевров,
обогативших культурное творчество
последующих поколений.

17. Древнегреческий театр

• возник на основе народных песен и плясок
в честь бога Диониса.
• Из обрядовых песен, которые пели,
одевшись в козлиные шкуры, родилась
трагедия (трагос – козел, ода – песня);
• из озорных и веселых – комедия.

18. Составляющие театрального сооружения

• Театрон – места для зрителей
• Скена – «гримерка»
• Орхестра - сцена

19.

20. Авторы - классики

• Эсхил (трагик) - «Персы», «Прикованный
Прометей»;
• Софокл (трагик) - Царь Эдип», «Антигона»,
«Электра»;
• Еврипид (трагик) - «Медея», «Ипполита»,
«Ифигения в Авлиде»
• Аристофан (комедиограф) - «Мир»,
«Женщины в народном собрании»,
«Всадники»

21. Ордерная система архитектуры

• Ордер – определенное сочетание несущих
и несомых частей стоечно-балочной
конструкции, их структура и
художественная обработка
• Архаический период - дорический и
ионический.
• Классический период - коринфский

22. Дорический орден

23. Ионический ордер

24. Коринфский ордер

25. Ордеры

26. храм Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом)

храм Парфенон (храм Афиныдевы - воздвигнут в 447-438 гг.
архитекторами Иктином и
Калликратом)

27. Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н. э.).

28. Греческая скульптура

• Материал: мрамор, бронза, слоновая кость,
дерево, золото, глина
• Изобразительный канон: лицо –
продолговатое, прямая переносица, глаза
миндалевидной формы, пухлые губы,
серьезное, спокойное выражение
• Идея мимесиса (подобия)

29. Мирон «Дискобол»

30. Фидий «Зевс», «Афина-дева»

31. Пракситель «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»

32. Леохар «Аполлон Бельведерский», «Артемида»

33.

34. Живопись

• открытие правил линейной перспективы
• обогащение живописных приемов
светотенью
• Зарождение станковой картины
(использование темперы (краска,
смешанная на основе яйца или желтков,
соков растений, или вода+клей) для письма
по грунтованным доскам).

35. Наука

• Философия -материалистическая
концепция Демокрита, идеалистические
системы Сократа и Платона, философская
теория Аристотеля.
• История – Геродот («отец истории») описывает греко-персидские войны,
Фукидид - «История Пелопонесской войны»
в восьми книгах

36. эллинистическая культура

• греческое оформление в сочетании с
местными традициями
• общегреческий язык – койне, как средство
межнационального общения
• новое мировоззрение – космополитизм ( от
греч. слова «космополитес» - гражданин
мира)

37. культура древнего Рима

• период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г.
до н.э.)
• период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

38. этруски

• искусство градостроения,
• настенная монументальная живопись,
• скульптурный и живописный портрет.

39. культурное наследие Рима

• скульптурный портрет
• монументальные инженерные сооружения
• многоэтажные сооружения со сводчатыми
и купольными перекрытиями
• высокохудожественные стенные росписи
(Помпейские)

40. Тосканский ордер

41. Помпейские росписи стили

• инкрустационный, (II в. до н.э.) - имитирует
облицовку стен квадратами разноцветного
мрамора и яшмы
• Архитектурно – перспективный (80 – е гг. до н. э.) стены оставались гладкими и расчленялись
живописно – иллюзорно
• Ориентализирующий(период империи) строгость, изящество и чувство композиции
• декоративный стиль(с сер. I в. н.э.) –пышность,
декоративность, богатство орнаментальных
мотивов

42.

43. Капитолийская волчица

44. скульптурный портрет

• с начала I в. до н.э.
• точное воспроизведение индивидуальных
черт лица
• парадные придворные портреты в полный
рост - «августовский классицизм» - нач. I в.
н.э.

45.


«Брут»
(конец III - начало
II в. до н.э.)

46. триумфальная арка Тита (80-85 гг.)

47. триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг.)

48. храм Пантеон (ок.118 – 125 гг.)

49. фаюмские портреты I – III вв. н.э.

50. Характерные черты древнеримской культуры

• широкое использование достижений покоренных народов
наряду с собственной культурной традицией;
• динамизм и изменчивость;
• воплощение идеи величия Рима, культа императора,
военно-исторической памяти;
• гигантизм; утилитарная или развлекательная
направленность при меньшей художественности;
• большая зависимость художника от заказчика;
• рациональность, функциональность, прикладной характер
• меньше одухотворенности и эмоциональности (по
сравнению с Греческой культурой)
English     Русский Правила