Лекция № 2
План лекции
Ионийская натурфилософская школа
Представители Ионийской натурфилософии
Элейская философская школа
Представители
Апория Ахиллес и черепаха
Литература
43.02K
Категория: ФилософияФилософия

Греческая философия архаического периода

1. Лекция № 2

Греческая философия архаического периода

2. План лекции

Введение
1) Ионийская натурфилософская школа
2) Гераклит
3) Элейская философская школа
Литература

3. Ионийская натурфилософская школа

Основные характерные черты:
1) Поиск первоначала мира;
2) Физический мир существует, он первоначален и познаваем;
3) Мир подвижен и текуч, представляет процесс перехода из
одного состояния в другое.

4. Представители Ионийской натурфилософии

Фалес (ок. 625 – ок. 550 до н. э.). Считал, что все происходит из воды и в нее
разрешается.
Анаксимандр (610 – прибл. 540 до н.э.). Вводит для характеристики
первоначала(архэ) понятие апейрон (бесконечное), которое породило мир. В
апейроне нераздельно и неслиянно сосуществуют часть и целое, конечное и
бесконечное, вечное и временное, день и ночь, – все противоположные качества,
характеристики и вещи действительности. Мир развивается циклично.
Анаксимен (600- 525 до н.э.) Первоначальной стихией, из которой произошел
мир, считал воздух. Сущностные различия вещей видел в мере разреженности и
плотности воздуха. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром,
облаком, затем водой, землей и т. д. Движение считал вечным и полагал его
причиной изменений.

5. Элейская философская школа

Постулаты:
Мир един, вечен, неподвижен и неделим.
Познание мира осуществляется только с помощью разума, так как
чувства относительны и обманчивы.
Отсюда материальный мир, подверженный изменению, – не более
чем иллюзия.

6. Представители

Ксенофан (ок. 570 – 475 до н. э.): мир неподвижен, неделим, един
и представляет собой шарообразного бога.
Парменид (ок. 540 – 470 до н. э.): ввел понятие бытие для
характеристики неподвижности, единства и вечности мира.
Истинное познание основано на разуме (целое, бесконечное),
чувства вводят лишь в заблуждение (единичные вещи).
Зенон (ок. 490 – 430 до н. э.): с помощью апорий пытался
отстаивать основные постулаты школы.

7. Апория Ахиллес и черепаха

Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую
черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди
Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и
находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за
которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же
сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов,
черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет
продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит
черепаху.

8. Литература

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.:
Издательство АСТ, 2002. – 411 с.
2. Липский, Б. И. Философия : учебник для вузов / Б. И. Липский, Б.
В. Марков. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 495 с.
3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд.
2-е. - М. : Гардарики, 2004. – 736 с.
4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических
теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подг. А. В.
Лебедев. - М.: Из-во Наука, 1989. – 576 с.
English     Русский Правила