Похожие презентации:
Основные теории происхождения государства
1.
2.
Существуетмножество
теорий
происхождения
государства.
Такой
плюрализм научных взглядов обусловлен
историческими особенностями развития
общественного сознания и экономического
строя (исторической эпохой), своеобразием
тех
или
иных
регионов
мира,
идеологическими
приверженностями
авторов, задачами, которые они ставят
перед собой, и другими причинами.
3. Теологическая (божественная) теория
Представитель: ученый-богословФома Аквинский (1225-1274)
Творец всего сущего на Земле, в том
числе государства, — Бог. Каждый обязан
смиряться перед божественной
волей,
подчиняться ей во всем.
«Человек является тенью бога, раб является
тенью человека, а царь равен богу».
закон ц. Хаммурапи
(древний Вавилон)
4. Патриархальная теория
Представители: Аристотель(384 до н. э.— 322 до н. э. Др.Греция),
Конфуций
(551 - 479 гг. до н.э. Китай)
Люди как коллективные
существа стремятся к общению и
образованию семей, а развитие
семей ведет к образованию
государства.
Государственная власть есть
продолжение
и
развитие
отцовской власти.
5. Договорная теория
Представители: Эпикур (ок. 341- ок. 270 до н. э., Др. Греция), Т.
Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.
Монтескье, А.Н. Радищев
Дж. Локк
Т. Гоббс
А.Н. Радищев
Эпикур
Возникла в Древней
Греции
(Эпикур),
была
возрождена
и
переосмыслена в период
кризиса
феодализма
в
интересах буржуазии.
Государство и право
как продукт человеческого
разума, а не божественной
воли.
Люди, выйдя из
состояния,
Ш. Монтескье "естественного"
объединялись в государство
на определенных условиях,
оговоренных в заключенном
ими
добровольно
общественном договоре.
Ж.-Ж. Руссо
6. Учение о государстве Гегеля
Представитель: Г. В. Гегель(1770—1831гг., Германия)
В основе всех явлений природы
и
общества,
а
следовательно,
государства и права, лежит абсолютное
духовное и разумное начало —
«абсолютная идея» («мировой разум»,
«мировой дух»).
Критикует теорию договорного
происхождения государства.
В учении Гегеля государство
изображается как воплощение высших
нравственных ценностей, он создает
подлинный культ государства, подчиняя
ему человека полностью.
7. Теория насилия (завоевания)
Государство есть результатнасилия, вражды, завоевания
одних племен другими, насилие
превращается в первооснову
государства и права.
Побежденное
племя
превращается в рабов, а
победитель - в господствующий
класс,
появляется
частная
собственность,
победители
создают
принудительный
аппарат
для
управления
побежденными,
который
превращается в государство
( пример, Золотая Орда).
Представители: Л. Гумплович (1838–
1909, Австрия), К. Каутский (1854 —
1938, Германия), Е. Дюринг (1833—1921,
Германия)
8.
«История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государствовозникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме
того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно
выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим
племенем более слабого, уже оседлого населения».
Л. Гумплович
«Лишь там, где имеет место внешнее насилие, возникает деление на
классы, но не вследствие деления общины на различные
подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из
которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая
- угнетённым и эксплуатируемым классом».
К.Каутский
«Причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты
является насилие. Социалистическое преобразование общества
должно исключать революционный переворот и идти в духе
мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования
мелких производителей».
Е.Дюринг
9. Марксистская (материалистическая) теория
Представители: К. Маркс (1818 —1883, Германия), Ф. Энгельс
(1820—1895, Германия)
К. Маркс
Ф. Энгельс
Государство возникло, прежде всего, в силу
экономических причин: общественного разделения
труда, появления частной собственности, а затем
раскола общества на классы с противоположными
экономическими
интересами.
На
смену
родоплеменной
организации
приходит
государство, а на смену родовым обычаям - право.