Рационализм
Особенности рационализма
Н. А. Ладовский 1881 - 1941
Жилой комплекс на Шаболовке
Жилой комплекс на Шаболовке
Конструктивизм
Особенности конструктивизма
Ранний конструктивизм
Ранний конструктивизм
Расцвет конструктивизма
Дворец культуры ЗИЛа
Дворец культуры ЗИЛа
Общежитие-коммуна Текстильного института
Ленинградский конструктивизм
Примеры ленинградского конструктивизма
Примеры ленинградского конструктивизма
Харьковский конструктивизм
Харьковский конструктивизм
Минский конструктивизм
Минский конструктивизм
Свердловский конструктивизм
Жилой комбинат НКВД
Дом связи (Екатеринбург)
Заключение
5.24M
Категория: ИскусствоИскусство

Советская архитектура

1.

2.

В 1920-х гг. перед архитектурой открылись
широкие возможности, начал формироваться
новый, уникальный облик советской
архитектуры. Некоторые мастера
придерживались традиционных приемов и
методов, другие искали новые пути и
новаторские решения. Существовало два
основных направления, в которых работали
архитекторы – рационализм и
конструктивизм.

3.

Существовало два основных
направления, в рамках которых работали
архитекторы обоих направлений –
рационализм и конструктивизм.

4. Рационализм

Рационализм - совокупность
архитектурных направлений 1-й
половины XX века, программно
осваивавших достижения современной
науки и техники. В широком смысле
рационализм иногда отождествляют с
понятием «современная
архитектура». Рационализм выдвинул
требование единства архитектурной
формы, конструкции и функционально
обусловленной пространственной
структуры

5. Особенности рационализма

• Лаконичность форм, строгость
• Функционализм
• Повышенное внимание у
психологическому восприятию
архитектуры человеком

6.

Рационалисты не отрицали
наработок прошлого, и в общем
были менее радикальны по
сравнению с
конструктивистами. Творческий
лидер конструктивизма Н. А.
Ладовский призывал изучать
классическое наследие и ни в
коей мере не ограничиваться
только утилитарной функцией
проектируемого здания.

7.

Главный пункт
конструктивизма –
пространство. Большое
внимание уделялось
психологическому восприятию
человеком архитектурно
оформленного пространства.

8. Н. А. Ладовский 1881 - 1941

• Николай Александрович Ладовский был
абсолютным лидером рационализма.
Окончил архитектурное отделение
Московского училища живописи, ваяния
и зодчества, с 1918 года работал в
архитектурной мастерской Моссовета. К
1919 году Ладовский, не
удовлетворённый направленностью
работы мастерской, возглавил
творческую оппозицию неокласицизму.

9.

Для воспитания
«подрастающего поколения»
архитекторов Н. Ладовский
создал
мастерскую Обмас (Объединённ
ые мастерские) при
ВХУТЕМАСе.
Обмас просуществовали
всего три года (1920 —1923),
однако, именно здесь были
сделаны первые шаги по
созданию новаторской советской
архитектуры. Здесь совершенно
по-иному обучали искусству
архитектора. Так, была введена
специальная дисциплина —
«Пространство». В мастерской
Обмас впервые был применен
макетный метод
проектирования.
Образцы работ студентов Обмас

10.

На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников
Ладовского уже сложилась в творческую
организацию. Организация была
названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА).
Учредителями органиции являлись: сам Н. Ладовский
и его коллеги —
профессоры Н. В. Докучаев и В. Ф. Кринский,
студенты А. Рухлядев, В. С. Балихин и другие. В
состав АСНОВА в разное время входили такие
выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль)
Лисицкий и Константин Мельников. В 1923 году
председателем ассоциации являлся А. Ф. Лолейт.
Печать АСНОВА
Бригада АСНОВА
(архитекторы В. Балихин, П.
Будо, М. Прохорова, М. Туркус,
скульптор Р. Иодко, художник
Ф. Севортян}. Дворец
Советов в Москве.
Конкурсный проект (первый
тур). 1931. Макеты

11. Жилой комплекс на Шаболовке

В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА
разработать проект жилого комплекса. Причём
обязательными требованиями были: компактность застройки,
дешевизна строительства и художественно-эстетическая
выразительность. Всего были запроектированы 24 пяти —
шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная.
Руководящей идеей решения фасадов является
максимальное использование солнечного света.
Общий вид с аэроплана

12. Жилой комплекс на Шаболовке

Вследствие этого
появились небольшие,
полуизолированные
дворы, вокруг которых
располагаются залитые
солнцем «южные» фасады
с балконами, сплошь
заполняющими плоскости.
Сюда выходят главные
жилые комнаты.
«Северные» фасады
лишены балконов и почти
ничем не примечательны.
Сюда выходят кухни,
ванные комнаты.

13. Конструктивизм

Конструктивизм – это направление в
искусстве ХХ века, преемственно связанное с
кубизмом и футуризмом и породившее свой
художественный стиль, сказавшийся в
советской архитектуре, живописи, прикладном
искусстве. Основной установкой
конструктивизма было сближение искусства с
практикой индустриального быта,
геометризация контуров и обнажение
технической основы строительства в
архитектуре.

14. Особенности конструктивизма


Геометризм
Лаконичность форм внешнего облика
Монолитность
Подчеркнутая экспрессия конструкций
Выявленная во внешнем облике
конструктивная основа здания

15.

Конструктивисты видели своей задачей
увеличение роли архитектуры в жизни, и
способствовать этому должны были
отрицание исторической преемственности,
отказ от декоративных элементов
классических стилей, использование
функциональной схемы как основы
пространственной композиции.
Конструктивисты искали выразительность не
в декоре, а в динамике простых конструкций,
вертикалей и горизонталей строения,
свободе плана здания
Клуб профсоюза
коммунальщиков им. т.
Русакова на Стромынке

16. Ранний конструктивизм

Лидерами нового направления
стали братья Леонид, Виктор и
Александр Веснины. Впервые
архитекторы-конструктивисты
громко заявили о себе на
конкурсе проектов здания
Дворца Труда в Москве.
Проект Весниных выделялся
не только рациональностью
плана и соответствием
внешнего облика эстетическим
идеалам современности, но и
подразумевал использование
новейших строительных
материалов и конструкций

17. Ранний конструктивизм

Следующим этапом был конкурсный
проект здания газеты «Ленинградская
правда» (московского отделения).
Задание было на редкость сложным —
для строительства предназначался
крохотный участок земли — 6×6 метров
на Страстной площади. Веснины
создали миниатюрное, стройное
шестиэтажное здание, которое
включало не только офис и
редакционные помещения, но и
газетный киоск, вестибюль, читальный
зал (одна из задач конструктивистов
заключалась в том, чтобы на малой
площади сгруппировать максимальное
количество жизненно необходимых
помещений).

18. Расцвет конструктивизма

дом культуры им зуева
Архитекторы зрелого
конструктивизма использовали
функциональный метод,
основанный на
научном анализе особенностей
функционирования зданий,
сооружений, градостроительных
комплексов. Таким образом,
идейно-художественные и
утилитарно-практические задачи
рассматривались в
совокупности. Каждой функции
отвечает наиболее
рациональная объёмнопланировочная структура
(форма соответствует функции)
Здание газеты «Известия»

19. Дворец культуры ЗИЛа

Наиболее распространённым
типом общественных зданий,
воплотившим в себе основные
принципы конструктивизма,
стали здания клубов и домов
культуры. Примером может
служить дома культуры
Пролетарского района Москвы,
более известного как Дворец
культуры ЗИЛа; строительство
осуществлялось в 1931—
1937 годах по проекту братьев
Весниных.

20. Дворец культуры ЗИЛа

21. Общежитие-коммуна Текстильного института

Характерным примером
воплощения функционального
метода стали дома-коммуны.
Известным примером зданий
такого типа
является общежитие-коммуна
Текстильного
института на улице
Орджоникидзе в Москве.
Автором проекта,
реализованного в 1930—1931
годах, был
специализировавшийся
преимущественно на
промышленной
архитектуре Иван Николаев.
Идея дома-коммуны
предполагала полное
обобществление быта.

22. Ленинградский конструктивизм

В Ленинграде здания в стиле
конструктивизма активно возводились
на заводских окраинах, хотя ряд зданий
появился непосредственно в
историческом центре. Наиболее
распространенные типы построек –
дворцы культуры, медицинские
учреждения, образовательные и
спортивные учреждения, а также
общежития и жилые дома.
Дом технической учёбы

23. Примеры ленинградского конструктивизма

ДК им. Горького
ДК им. Кирова
ДК им. Ленсовета

24. Примеры ленинградского конструктивизма

Профилакторий Кировского района
Школа им. 10-летия октября

25. Харьковский конструктивизм

Будучи столицей Украины в 1919 1934 гг., Харьков оказался одним из
крупнейших центров
конструктивистской застройки в
Советском Союзе. Общепризнанным
символом конструктивизма
в Харькове является ансамбль
площади Свободы (до 1991 г. - площадь
Дзержинского) с доминирующим
зданием Госпрома (Держпрома).
Многочисленные здания в
конструктивистском стиле занимают
район вокруг площади (так называемое
"Загоспромье"); среди них дом «Слово»

26. Харьковский конструктивизм

27. Минский конструктивизм

Примером конструктивизма
в Минске является дом
правительства Республики
Беларусь — крупнейшее
общественное здание
Иосифа Лангбарда, один из
лучших памятников
конструктивизма,
положивший начало
формированию нового
центра города.

28. Минский конструктивизм

Также нельзя не
упомянуть клуб
пищевиков ― здание
общественного
назначения,
построенное в Минске в
авангардноконструктивистском
стиле архитектором А.
К. Буровым в 1929 году.

29. Свердловский конструктивизм

Екатеринбург (Свердловск),
до 1934 г. бывший центром
огромной Уральской области,
стал одним из крупнейших
центров конструктивистской
архитектуры в СССР. В начале
1930-х гг. XX в. центр города был
перестроен в соответствии с
планом "Большой Свердловск";
крупные конструктивистские
ансамбли разместились вдоль
восточной части проспекта
Ленина, на площади Труда и
площади Парижской Коммуны. В
качестве примеров можно
назвать жилой комбинат НКВД
("Городок чекистов"), Дом связи,
дом-коммуна Госпромурала и ряд
других зданий.

30. Жилой комбинат НКВД

31. Дом связи (Екатеринбург)

32. Заключение

• Первая треть ХХ века стала переломной для
российской архитектуры. Первостепенную роль в
строительстве стали играть конструктивные и
функциональные особенности здания. Задачи
обычного жилищного строительства сочетались с
необходимостью возведения крупных архитектурных
комплексов выставочного характера или
транспортных сооружений, рассчитанных на
огромные пассажиропотоки.
• Конструктивистские течения просуществовали вплоть
до второй трети ХХ века, после чего произошло
возвращение к классическим традициям и
зарождение стиля «Сталинский ампир»
English     Русский Правила