25.22M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Советская архитектура 1920-1930 годов

1.

Советская архитектура 1920-30-ых гг.
Конструктивизм и рационализм в архитектуре 20-30-ых годов 20-го века
Сложная и противоречивая эпоха начала XX века оставила нам в наследство вечно молодое революционное
искусство – русский авангард, самым ярким проявлением которого стал конструктивизм в архитектуре. Хотя
конструктивизм считается советским искусством, его идеи возникли раньше. Например, черты этого стиля
можно увидеть даже в Эйфелевой башне.
Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, М. Я. Гинзбург, К. Мельников, И. А. Голосов, А. М.
Родченко, А. М. Ган, В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова - самые известные художники, которые разрабатывали
этот стиль в разных его проявлениях, таких, как архитектура, эстетика, дизайн, графика, живопись,
фотография. Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергли принцип «искусство ради искусства» и
решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям.
Геометризм, плоские крыши, обилие стекла, нетрадиционные формы, полное отсутствие декора – вот
отличительные черты этой архитектуры. Необычными в новых зданиях были не только формы, но и сами
типы этих строений: дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни – всё это отражало утопические идеи о
новой, революционной жизни, где нет места ничему буржуазному, индивидуальному, а всё совместное, в том
числе и быт, и даже воспитание детей.
В 1924 году Гинзбург и братья Веснины создают ОСА (Объединение современных архитекторов), в
которое вошли ведущие конструктивисты. С 1926 года был у конструктивистов и свой журнал, который
назывался «Современная архитектура». ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) - в
1920 сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами
преподавания: академические мастерские (И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, Л. А. Веснин), объединённые
левые мастерские — Обмас (Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский) и мастерская «экспериментальной
архитектуры» (И. А. Голосов и К. С. Мельников).

2.

3.

4.

Работы студентов и преподавателей
ВХУТЕМАСа

5.

Братья Веснины
Это был один из первых
конкурсов на лучший
проект общественного
здания, проводимый в
Москве в 1923 году.
Проект Дворца Труда
братьев Весниных занял
третье место.

6.

Братья Веснины
Проект и здание издательства «Известия»,
братья Веснины.
Проект московского отделения газеты
«Ленинградская правда, 1924г., Братья
Веснины.

7.

Братья Веснины
Проект здания центральной московской
радиостанции, братья Веснины.
Проект типографии «Новый мир», братья
Веснины.

8.

Братья Веснины
Проект Дворца Советов.
Проект Дворца культуры ЗИЛ.
Проект здания Наркомтяжпрома.

9.

Архитектор М. Я. Гинзбург
Дом Наркомфина в Москве, М.Гинзбург.

10.

Архитектор К. Мельников
Клуб имени Русакова в Москве, К. Мельников.
Гараж Госплана, К. Мельников.

11.

Архитектор И. Голосов
Проект клуба Губотдела работников коммунального
хозяйства, Москва, И. Голосов.
Здание Электробанка, Москва, 1926г.,
И. Голосов

12.

В. Г. Шухов - русский архитектор, инженер, изобретатель. Он первым в
мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые
оболочки. Впоследствии, архитекторы хай-тека, знаменитые Бакминстер
Фуллер и Норман Фостер, окончательно внедрили сетчатые оболочки в
современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним
из главных средств формообразования авангардных зданий Шухов ввёл в
архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав
первые в мире гиперболоидные конструкции.

13.

А. Родченко, дизайн интерьера, скульптура, архитектура
Здание
Моссельпрома,
Москва,
А.Родченко.

14.

Послевоенный период в советской архитектуре.
Первый послевоенный период архитекторы и строители активно занимались восстановлением
разрушенных городов, пострадавших в годы войны.
Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья. В эти годы начинается развертывание
массового жилищного строительства. Сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за
отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинаются эксперименты с поквартальной
застройкой. Затем появляется многоэтажное строительство. Начинают появляться кварталы,
застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства.
Период советской послевоенной архитектуры вплоть до середины 50-ых гг. получил название
«сталинский ампир». Здания в стиле ампир помпезны и величественны. Для сталинского ампира
характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, скульптурные
композиции. В оформлении фасадов домов использовался мрамор, гранит, бронза. Ярким примером
этого стиля являются знаменитые московские высотки, самой удачной из которых признавали здание
МГУ 1949-1953 гг., архитектор Борис Иофан, Лев Руднев, инженер В.Н. Насонов, скульптор В. Мухина.
Послевоенный жилищный кризис был еще далеко не решен - его была призвана решить программа по
массовому строительству типового жилья, развёрнутая при Н. С. Хрущёве в конце 1950-х годов. Новые
жилые дома были предельно просты, дёшевы и функциональны, строились по типовым сериям, чаще
всего были 5-этажными. С начала 1960-х годов до краха СССР советское жилищное строительство имело
высокую степень индустриализации строительного процесса, большая часть домов возводилась из
железобетонных панелей. Это существенно упрощало и удешевляло строительство. Причём, для ещё
большей экономии стали чаще строить дома в 9 и более этажей. Обратной стороной этого процесса стала
безликость и монотонность застройки советских городов.

15.

Сталинский ампир, 1940-50-ые годы.

16.

Жилищное
строительство в СССР
Жилые дома «сталинки»,
начало 1950-х годов.
Панельная 5-ти этажная
«хрущевка», 1960-ые годы.
Точечная кирпичная
«брежневка»,1970-ые годы.

17.

Архитектура РФ конца XX – начала XXI вв.
В 1990-е годы, после распада СССР, общий кризис затронул и строительную отрасль, объёмы вводимого
жилья резко упали. Многие строительные проекты были заморожены или отменены. Но постепенно стали
заметно ускоряться темпы развития архитектуры. В 2000-е годы начался бурный прогресс в сфере торговли
и услуг, уже сформированные кварталы стали «обрастать» торговыми и торгово-развлекательными
комплексами. Получает широкое распространение технология монолитного возведения зданий, высота
фоновой застройки в новых кварталах возрастает до 16-25 этажей. Появляются современные небоскрёбы и
футуристические проекты, такие, как Москва-Сити. Автор концепции и главный архитектор проекта –
Филипп Никандров. Башня «Эволюция» в 52 этажа, входит в список 30 высочайших спиралевидных
небоскрёбов мира. В Санкт-Петербурге возводится высотная башня-игла Лахта-центра, высотой 462 м.
В России, как и во всем мире складываются две архитектурные сферы – это авторская застройка и типовая.
Актуальное направление в современной архитектуре –это строительство жилых комплексов с «элитарными"
многоквартирными домами; эти здания – безусловный прорыв по сравнению с советскими типовыми
домами второй половины двадцатого века. Один из примеров - жилой комплекс «Воробьевы горы» в
Москве, 2000-2005гг. Архитектура же типового жилья сегодня становится комплексной – авторы должны
продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг проектируемого дома- парковку, благоустройство
территории, социальные объекты и мн. др.
Еще одно современное направление в архитектуре – это постройки, демонстрирующие разнообразие
отделочных материалов и технических достижений. Это, в основном, общественные здания, будто
специально созданные для доказательства совершенства алюминиевых листов и полос, структурного стекла,
раздвижных дверей, искусственных мраморов и гранитов, натяжных потолков и, даже, обзорных лифтов.
Объем здания, как правило, преувеличенный. И все же, создается впечатление, что такая архитектура –
огромный прорыв в нашем самосознании. В некоторых случаях такая тесная связь с современным
материалом рождает даже ощущение свободного архитектурного замысла архитектурного объекта.

18.

Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые
тенденции. Сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконсруктивизм и
исторические стили, которые переосмысливаются современными архитекторами по-новому, получают
другое, современное звучание.
Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве наблюдаются две тенденции. С одной
стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются
продолжать традиции русского зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Особая
тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, отечественные заказчики не
готовы вкладывать в такую архитектуру деньги. Так, например, знаменитый новатор в архитектуре сэр
Норман Фостер, оказывается, спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни
одного не удалось! Больше повезло проектам знаменитой Заха Хадид – в самом центре Москвы выросло
здание бизнес-центра Dominion Tower 2015 г.
Актуальность строительства многофункциональных зданий, в которых объединяются различные формы
бизнес - деятельности быстро растет. Еще совсем недавно бизнесмены выкупали старые торговые здания и
оборудовали их под офисы, банки, спортивные или развлекательные центры. Сегодня у бизнеса появилась
возможность объединить под одной крышей бизнес-центра деловую, спортивную, развлекательную,
сервисную, торговую и другие виды деятельности.
Наиболее востребованы здания бизнес-центров из металлоконструкций. Такое строительство имеет ряд
преимуществ: оно выполняется в максимально короткие сроки; отличается надежностью и долговечностью;
На металлические конструкции монтируются сэндвич - панели, в сочетании с фасадами из стекла;
Строительство бизнес-центров планируется, как правило, в центре города, с удобными подъездными путями
и развитой инфраструктурой;

19.

Комплекс зданий Москва-Сити,

20.

Лахта-Центр – многофункциональный
общественно-деловой комплекс, со штаб-квартирой
группы «Газпром» и общественным пространством.
Был спроектирован компанией RMJM в 2011г. и
дорабатывался затем АО «Горпроект» с 2011- 2018 гг.
Благоустройство набережных планируется завершить
к 2020 г.
На сегодняшний
день - самое
высокое здание в
Европе., h башни
462 м;
87 этажей.

21.

Здание Технопарка в новосибирском Академгородке,
2007-2013 гг. Назначение – научный центр для разработки
проектов в области приборостроения, информационных
технологий, биотехнологий, нанотехнологий.
Здание бизнес-центра «Тверь», 1977 1989 гг., арх. З.М. Ярмолинский.

22.

Бизнес-центр - Деловой комплекс «СанктПетербург Плаза», 2008 - 2011 гг.,
арх. Е. Герасимов, С. Чобан.
Деловой центр жилого комплекса «Балтийская
жемчужина», Санкт-Петербург, 2006 - 2007 гг.,
арх. Хенг Ли, конструкции АМ Цыцина.

23.

Проекты интерьеров бизнес-центра «Балтия» в Санкт-Петербурге, арх. С. Чобан

24.

Бизнес- центр Кватро Корти,

25.

Деловой центр в Москве Dominion Tower, арх. Заха Хадид, арх. Н.Лютомский, 2008-2015 гг.
«Здание выглядит как сдвинутые тектонические плиты, это должно давать
ощущение, что оно, как-будто раскрывает границы» Кр. Пассас, директор
по проектам архитектурного бюро Захи Хадид.

26.

Жилой комплекс «Воробьевы горы», 2005 г.
Квартал «Воробьевы Горы» построен в самой высокой
точке Москвы – более 300 метров над уровнем моря.
Семь корпусов стоят на едином 5-уровневом стилобате с
кровлей площадью около 5-ти гектаров. Внешние стены
здания - монолитный каркас с кирпичными стенами,
перекрытия – монолит; вентилируемый фасад керамогранит.

27.

Жилой комплекс «Дом у моря», Крестовский о.,
Санкт-Петербург, арх. С. Чобан, Архитектурная
мастерская Герасимова, 2008 г.
Архитектура в стиле европейских вилл, вид на Елагин
о. и яхт-клуб создают атмосферу спокойной загородной
жизни и подчеркивают элитный статус объекта.
Комплекс состоит из 12-ти корпусов, высотой от 4-5
этажей.
Во внутренних дворах и на придомовых территориях
выполнено ландшафтное озеленение, разбиты
цветники, предусмотрены зоны тихого и активного
отдыха, детские площадки.

28.

Новая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге
На конкурс было представлено пять проектов и первоначально была
выбрана работа французской архитектурной мастерской Доменико
Перро. Однако, этот проект был отвергнут и в 2009 году, по
решению жюри, работа по возведению нового здания была поручена
канадской компании Diamond Schmitt.
Большинство горожан не одобрило внешний вид постройки, считая,
что она совершенно не вписывается в архитектурный облик города.
Как только ее не называли — монстром и торговым центром, сараем
и стекляшкой. Вместе с тем, по мнению Джека Даймонда, автора
проекта Новой сцены, горожане не сразу принимают перемены, им
нравится старый Петербург. Канадский архитектор полагает, что
классическая архитектура не передает дух нашего времени, а его
замысел состоял в том, чтобы скромный фасад Мариинки-2 служил
фоном для старого здания Мариинского театра.

29.

Новая сцена Александринского театра в СанктПетербурге, арх. бюро « Земцов, Кондиайн и
партнеры», 2009-2013 гг.
Новый театральный комплекс построен на месте бывших
театральных мастерских. От здания оставили две фасадные
стены, которые отреставрировали и включили в новый театр.
Общее число зрительских мест - до 500 (экспериментальная
сцена, репетиционная площадка и учебная сцена).

30.

Проект Театра песни, Васильевский
о-в, Санкт-Петербург, 2008 г., арх.
Е. Подгорнов, лондонское бюро PMI.
Кроме концертного зала в комплексе
предполагалось разместить бизнесцентр, звукозаписывающие студии,
гостиницу на 120 мест. Проект не
осуществлен.

31.

Здание аэропорта Пулково-2
В 2017г. в международном архитектурном конкурсе победила
концепция британского бюро Grimshaw. Создатели проекта
интерпретировали в архитектурной форме будущего здания
аэропорта свои впечатления от Петербурга - «Волнистый потолок на
первом этаже терминала - метафора Невы и её изгибов, а
оригинальная, сложной конструкции, крыша, которая при свете
солнца становится золотой, вызывает в памяти образы позолоченных
куполов соборов, шпилей Адмиралтейства, Петропавловского собора
и ярких огней города. Если смотреть на крышу изнутри, она кажется
скоплением бумажных самолётиков», - описывали проект в прессслужбе компании.
English     Русский Правила