Похожие презентации:
Политические и правовые учения в средние века и эпоху возрождения
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Учение Фомы Аквинского о государстве и правеВзгляды Марсилия Падуанского
2.
УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕФома Аквинский (1226 -1274) - доминиканский монах, схоласт,
основатель томизма – официальной идеологии католической церкви
Основные работы: «СУММА ТЕОЛОГИИ», «О ПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРЕЙ»
Переработал учение Аристотеля в контексте базовых принципов
ортодоксального католического вероучения
ПРЕДЛОЖИЛ КЛАССИФИКАЦИЮ ЗАКОНОВ:
• Вечный закон
• Естественный закон
• Человеческий позитивный закон
• Позитивный божественный закон
Церковь и государство: идея автономии и взаимодействия
властей
Формы правления
• монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия
ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – МОНАРХИЯ
3.
ПОНЯТИЕ ЗАКОНА• сформулировал следующие характеристики
закона:
• закон есть не что иное, как некое
установление разума в целях общего блага,
принятое и обнародованное теми, кто имеет
попечение об обществе;
• закон относится к тому, что составляет основу
человеческих поступков, поскольку для них
он является правилом и мерилом;
• любой закон направлен к общему благу;
• закон вызывает движение к цели
4.
Классификация законов. Следуетразличать четыре вида законов:
• 1. Вечный закон — естественный божественный
закон, рациональный проект Бога, который знаком
только самому Богу и блаженным святым: «замысел
управления вещами, существующий у Бога как
государя Вселенной, имеет значение закона».
• Вечный закон нигде не записан, а дан Богом в
откровении праведникам.
• 2. Позитивный божественный закон — содержится
в Библии.
• Он адресован «твари читающей», и только этот
закон может привести верующего человека к
достижению сверхъестественной цели
5.
3. Естественный закон — участие вечного закона в разумной твари.• — это отражение божьего закона человеческим разумом, «печать божественного
света на нас».
• Человек как разумное создание частично может постигать его.
• Это «свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что
плохо».
• Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, осознанные
разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе.
• Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого
рода: Как обнародуется естественный закон? Он «обнародован уже тем, что Бог
вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».
4. Человеческий позитивный закон
• —представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим
разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым
несовершенным в иерархии законов;
• служит человеку в достижении его земных целей;
• нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода
которой сводится к возможности творить зло;
• призван четко определить естественный закон
• Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону:
«каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку
выведен из закона природы»
6.
От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природеесть «животное общительное и политическое».
• В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в
государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не
может.
• По этой естественной причине и возникает политическая общность
(государство).
• Процедура создания государства аналогична процессу сотворения мира
Богом, а деятельность монарха схожа с активностью Бога.
• Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной жизни.
• реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной
иерархии, привилегированное положение власть имущих,
• исключение из сферы политики ремесленников, земледельцев, солдат и
торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться
высшему сословию.
• В этом разделении также идет вслед за Аристотелем и утверждает, что эти
различные категории работников необходимы для государства в силу его
природы, которая в его теологической интерпретации оказывается, в
конечном счете, реализацией законов Провидения.
7.
Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрениютрех важнейших проблем.
1. Церковь и государство.
Ключевой вопрос: имеет ли право церковь ограничивать светских
правителей и судить о законности их власти?
• В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на Священное писание:
«нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также от Бога).
• Фома предлагает различать три элемента государственной власти:
• • сущность;
• • происхождение;
• • использование.
• Сущность государственной власти установлена Богом, доказательством чего служат
слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены».
• Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп).
• Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.
• церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но церковь оставляет за
собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или
иным правителем.
8.
Фома решает вопрос разграничения компетенции светской ицерковной власти.
• Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна
управлять только внешними действиями подданных; церковь — душами
людей.
• «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то
светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом
• подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие
этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не
светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более
повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением
• «Отдайте кесарево кесарю»
• При этом Фома высказывает такую идею взаимодействия властей.
Государство должно помогать церкви в борьбе с ересью: «Извращать
религию, от которой зависит жизнь вечная, — гораздо более тяжкое
преступление, чем подделывать монету, которая служит для
удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если
фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи
справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков,
коль скоро они уличены в ереси»
9.
2. Проблема сопротивления тирании.• Можно ли сопротивляться тирану?
• Фома выдвигал следующие аргументы против тираноубийства:
• —> после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее;
• —> убийство тирана не соответствует апостольскому учению.
• Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым
господам.
• Вместе с тем Фома допускал сопротивление тиранам с санкции церкви (католическая
церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться
тому или иному неугодному ей правителю).
3. Идеальная форма правления.
• Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины
миры, опираясь на идеи Аристотеля.
• Он выделяет шесть форм правления государства
• (монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия).
• В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не
политию.
• Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:
• —> во Вселенной единый Бог;
• —> среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце;
• —> среди частей души главенствует одна — разум; —>
• у пчел один царь. Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество
пастухов испортили мой виноградник»
10.
ВЗГЛЯДЫ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГОМарсилий Падуанский (1280—1343) — итальянский мыслитель,
преподаватель падуанского и парижского университетов
Основная работа: «ЗАЩИТНИК МИРА»
Государство (communitatis perfecta ) - совершенное сообщество людей
Законодательная и исполнительная власти государства.
• ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ВСЕГДА ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ НАРОДУ,
• исполнительная власть – должна быть выборной
Закон — это наставительное и принудительное «правило», которое:
• —> «существует во всех communitatis perfecta»,
• —> подкреплено санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря
наказанию или поощрению»;
• —> имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную
справедливость
• —> устанавливается светским законодателем.
11.
Теоретические основы• был сторонником доктрины двойной истины: есть
«земная истина», которая постигается разумом, а
есть «истина небесная», которая постигается
откровением и верой.
• Эти истины независимы и могут противоречить
друг другу, «земная истина» — низшая по
отношению к «истине небесной».
• В «Защитнике мира» Марсилий выступил против
притязаний католической церкви на светскую
власть.
12.
1. Государство и Церковь.• Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество
(communitatis perfecta) людей, которое:
• —> самодостаточно;
• —> основано на разуме и опыте людей;
• —> существует для того, чтобы «жить и жить хорошо».
• Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, а
библейское повествование об установлении у евреев общественного порядка через
Моисея самим Богом считает лишь недоказуемым предметом веры.
• Марсилий выступает за подчинение церкви государству.
• Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере.
• Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под
контролем духовенства и папы.
• Это должно выражаться в праве верующих:
• —> выбирать церковных сановников, включая Папу;
• —> определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;
• —> утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.
• Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником
между Богом и людьми.
• Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные
таинства.
13.
2. Законодательная и исполнительная власти государства.• Законодательная власть всегда должна принадлежать народу:
«Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам
народ, коллектив граждан (universitas) или его часть наиболее важная
(valentior pars), выражающие свой выбор и свою волю относительно всего
касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне
земным наказанием».
Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы?
• Марсилий выдвигает следующие аргументы:
• —> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;
• —> эти законы всем известны;
• —> каждый может заметить упущение при создании этих законов.
Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной
власти
• Выборность главы этой власти предпочтительнее, нежели передача власти
по наследству: «...мы назвали избрание самым совершенным и
превосходным из способов установления господства».