Лекция № 6 Западно-европейская культура
Вопросы лекции
1. Культура эпохи средневековья
Средневековая культура сформировалась как целостность:
История Средневековья это борь­ба:
Различия античного и средневекового города
Античный город
Средневековый город
Основные компоненты средневековой куль­туры
Религиозно-церковная культура
Соборы
Светская культура
Народная культура
Этапы развития средневековой культуры
Культура варварских государств
Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)
Состав средневекового замка:
Монастыри
Культура готики (XIII - XVI вв.).
Собор Парижской Богоматери
2. Культура эпохи Возрождения
Антропоцентризм
Франческо Петрарка (1304-1374)
Леонардно да Винчи «Джоконда»
Рафаэль «Сикстин­ская мадонна»
Тициан «Даная»
3. Культура эпохи Просвещения
Черты эпохи Просвещения
Литературные школы:
Особенности живописи
Классицизм
Романтизм
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1.88M
Категория: ИскусствоИскусство

Западно-европейская культура

1. Лекция № 6 Западно-европейская культура

Лекция по курсу «Культура и религия», для
студентов 2 курса
2017-2018 уч. год

2. Вопросы лекции

1. Культура эпохи средневековья
2. Культура эпохи Возрождения
3. Культура эпохи Просвещения

3. 1. Культура эпохи средневековья

Начало эпохи связано с падением Римской
империи в конце V в. Наиболее характерные черты
средневековая
культура
обретает
к
X
в.
Средневековье
складывается
вместе
с
возникновением
христианства.
С
победой
христианства связана полная переориентация всех
духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для
христианина древнегреческие мыслители Платон и
Аристотель
не
могли
оставаться
высшими
авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное
Писание, которое всякий христианин должен был
считать и считал единственным источником истины.

4.

Культура Рима усваивалась во время
его
завоевания
«варварами»,
взаимодействовала с традиционной
языческой родоплеменной культурой
народов
Северо-Западной
Европы.
Взаимодействие
этих
начал
дало
импульс
становлению
собственно
западноевропейской
культуры.

5. Средневековая культура сформировалась как целостность:

на
базе
феодальной
формы
собственности, основанной на личной и
поземельной
зависимости
крестьян
от
вассалов-землевладельцев, присваивающих
себе их труд (или продукты труда) в самых
разных
формах
(натурой,
рентой,
на
договоре и т. п.);
- в условиях сословно-иерархической
структуры общества, пронизанной сверху
донизу сословной замкнутости и отношениях
вассального служения сюзерену;

6.

- в процессе постоянных войн, голода и
эпидемий;
в
обстановке
синтеза
традиций
«погибшей» античной культуры, христианства
и духовной культуры варварских племен;
- в условиях господства натурального
хозяйства
замкнутого
мира
сельского
поместья, неразвитости товарно-денежных
отношений.

7. История Средневековья это борь­ба:

- городов с феодальными синьорами;
- за самоуправление или независимость;
- за судебный иммунитет и освобождение
от податей;
- за признание горожанина свободным
человеком.

8. Различия античного и средневекового города

Античный
город
образовывали
земледельцы,
средневековой
город
ремесленники и торговцы. Средневековой
город противопоставлен деревне. Облик
города: скученный, узкие, кривые улочки,
крошечные площади. Как и средневековый
замок, город устремлялся ввысь. Дома
многоэтажные.
Над
ними
возвышались
ратушная башня и башни соборов. Отсутствие
общей планировки. Исключение составляли
городской замок, ратуша и соборы.

9. Античный город

10. Средневековый город

11. Основные компоненты средневековой куль­туры

культура религиозно-церковная,
культура светская (феодальная)
культура народная.

12. Религиозно-церковная культура

наиболее
развитая и доминирующая. В ней нашло отражение
христианское
миросозерцание
средневекового
общества.
Мир
представлялся
иерархически
выстроенным по вертикали и полным контрастных
противоположностей:
земного
и
небесного,
священного и мирского, духовного и телесного,
добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света
представлялись царством Божественного, святого,
духовного, совершенного. Бог - первоначало,
«несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля,
плоть
царство
низменного,
греховного,
материального.
В
этом
одна
из
причин
устремленности
вверх
куполов
православных
церквей и шпилей готических соборов.

13. Соборы

строились
по
определенным
сакральным канонам, имели в плане форму
латинского креста, образуемую тремя или пятью
продольными нефами и одним поперечным
нефом (трансептом). Крест в христианской
традиции связан с образом мирового древа,
достигающего небес, а также становится
символом
распятия,
воплощая
идею
светоносности и мученичества Христа, утверждая
победу над смертью. Трехнефное строение
храма - воплощение идеи троичности Бога,
пространство алтаря - надгробный памятник
Христу, купол и своды - символ неба и т. д.

14.

15. Светская культура

Культура
светская,
феодальная,
рыцарская
определяла
уклад
средневекового
общества, его политику, своеобразный нравственный
кодекс поведения. Идеи товарищества, верности
данному слову, вежливости и предупредительности
по отношению к другому человеку, особенно к
женщине, остаются значимыми и в современной
культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести
посвящение в рыцари, клятву верности, турниры,
ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг
интересов
феодально-рыцарского
сословия
воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.

16.

17. Народная культура

Одним
из
первооткрывателей
народной
средневековой культуры считается русский философ
М. М. Бахтин, который развил концепцию народной
культуры как культуры смеховой, карнавальной.
Народная
культура
антипод
религиозноцерковной, официальной. Идее духовного спасения
и бессмертия народная культура противопоставляет
идею бессмертия телесного. Двойственную природу
имеет и карнавальный смех, который не только
отрицает,
уничтожает
то,
что
подвергается
осмеянию, но и утверждает что-то положительное,
новое. Карнавальный смех демократичен, он
уничтожает сословные и имущественные различия
между людьми, делает всех равными.

18.

19. Этапы развития средневековой культуры

1) Культура варварских государств (V - IX
вв.).
2) Культура времени господства романского
стиля (X - XII вв.)
3) Культура готики (XIII - XVI вв.).

20. Культура варварских государств

Особенность
культуры
варварских
государств – слияние культуры новых
племен, их представлений с «дряхлой
культурой»
римской
античности.
Это
проявляется в расцвете ювелирных искусств,
изобилии драгоценных камней, любви к
яркости и броскости.

21. Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)

Романский стиль - крепко стоящие на земле
сооружения. Геометрия храма простая и
ясная, величие и гармония, рельефы и
росписи напоминают идею греховности
всего земного и Страшного суда.
Основной
вид
искусства
романского
времени - архитектура, существовавшая в
виде:
замков
(крепость)
и
соборов
(монастырский ансамбль).

22. Состав средневекового замка:

- верхний этаж – сеньер (жилище владельца);
- нижний этаж (склады, конюшни, загоны для
скота);
- подземелье (колодец и тюрьма).

23.

24. Монастыри

Монастырские ансамбли - аббатства:
храм, помещение для аббата, кельи для
монахов, двор, сад, служебные постройки.
Отличительные черты архитектуры: простота
форм,
преобладание
массы
над
пространством. Мощные стены объединяют
внутреннее пространство - место молений,
отрешенности от всего земного - от
внешнего
мира.
Размеры
храмов
внушительны,
они
монументальны,
торжественны.

25.

26. Культура готики (XIII - XVI вв.).

Готический стиль - объединение архитектуры,
скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы
арок, удлиненных сверху. Готический собор
более грандиозен, чем романский, но и более
демократичен: в нем нет четкого разделения
пространства,
имеющееся
в
романских
постройках.
Появились
большие
окна
с
витражами, множество скульптур и целых
скульптурных композиций. Они украсили все
элементы здания внутри и особенно снаружи, на
фасадах
(соборы
Парижской
Богоматери,
Реймсский, Кельнский).

27.

28. Собор Парижской Богоматери

29.

Таким образом, Средневековье сыграло
важную роль в культурном развитии Европы.
В
этот
период
начинают
складываться
европейские
нации
и
национальные
языки,
общество
приобретает
развитую,
многослойную
социальную
структуру:
развиваются
города, а вместе с ними ремесла,
торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.

30. 2. Культура эпохи Возрождения

Возрождение (франц. Ренессанс; итал.
Риначименто) - гуманистическое движение в
истории европейской культуры в период
конца
средневековья
и
начала
современности. Ренессанс возник в Италии в
XIV в., распространился в западных странах
(Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. Конец
XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.

31. Антропоцентризм

главная
идея
мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение
нового мировоззрения связано с писателем
Франческо Петрарки. Схоластике, основанной
на формально-терминологическом методе, он
противопоставляет научное знание; счастью в
«Граде Божьем» - земное человеческое счастье;
духовной любви к Богу - возвышенную любовь
к земной женщине.
Духовенство утрачивает свой авторитет и
позиции в обществе. Это привело к отпадению
ряда европейских стран от католицизма и
появлению различных форм протестантизма.

32. Франческо Петрарка (1304-1374)

Я мыслию лелею непрестанной
Ее, чью тень отнять бессильна Лета,
И вижу вновь ее в красе расцвета,
Родной звезды восходом осиянной.
Как в первый день, душою обаянной
Ловлю в чертах застенчивость привета.
«Она жива, - кричу, - как в оны лета!»
И дара слов молю из уст желанной.

33.

Эпоха Возрождения породила гениев и
титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля,
Микеланджело, Тициана, политического деятеля
Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала,
Фичино,
Николая
Кузанского,
зодчих
Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и
Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея,
Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша Коперника; Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует
мысль о том, что гармоничность сотворенного
мира проявляется везде: в действиях стихий,
ходе времени, положении звезд, природе
растений, животных.

34. Леонардно да Винчи «Джоконда»

35. Рафаэль «Сикстин­ская мадонна»

36. Тициан «Даная»

37.

Основные
центры
искусства
Возрождения в Италии - Флоренция,
Венеция, Рим. Эпоха Возрождения
характеризуется
универсализмом
мастеров, широким обменом знаниями
(нидерландцы заимствуют некоторые
колористические
особенности
итальянцев, а те, в свою очередь,
заимствуют от них работу масляными
красками на холстах).

38. 3. Культура эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.)
время великих социальных потрясений, с
одной
стороны,
бурное
развитие
материальной
культуры,
появление
машинного производства, с другой обострение социальной несправедливости.
Просвещение в своей основе демократично,
главная задача приобщение к знаниям всего
народа, каждого человека.

39.

XVII век - источник современности,
период Нового времени. Время осознания
того, что идеал человека Ренессанса не
только
остался
недостижимым,
но
и
потерпел крушение. Оно приводит, с одной
стороны,
к
усилению
упорядоченного,
размеренного образа жизни и мышления, с
другой - к бунтарским настроениям в самых
разных слоях населения.

40. Черты эпохи Просвещения

1) зарождение и становление буржуазных
экономических отношений;
2) освобождение общественного сознания от
религиозного давления;
3) распространение идеалов протестантизма;
4) развитие естествознания, рост интереса к
научному и философскому знанию;
5) новое понимание человеческого бытия
(изменилось отношение к Богу, обществу,
государству, другим людям);

41.

6) новое понимание человека (предмет
внимания природа, изучаются ее законы,
а также закономерности развития общества, государства);
7) исторический оптимизм (век утопий);
8) торжество Разума;
9) идеи равенства всех людей.

42. Литературные школы:

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени,
сложность и противоречивость, обличал пороки
государства, лицемерие официальной церкви,
написал более 70 произведений);
романтизм – Руссо (отвергал формальные
излишества, отстаивал простоту и естественность
языка, обращение к жизненной правде,
положительные герои всегда приносят в жертву
моральным принципам себя и свою жизнь, человек
велик чувствами, литература должна их отражать и
воздействовать на личность);
реализм – Дидро (задача искусства - служить
передовым идеям эпохи, принцип идейности).

43. Особенности живописи

- светский характер искусства;
- повседневность, отражение реальной жизнью реальных людей;
- появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо,
Гварди);
- внимание к эскизу (личное, индивидуальное
восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают
большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем
законченное произведение);
- приоритет рисунку и гравюре (устанавливают более
непосредственную связь между зрителями и художником,
чем картины);
- усиление роли цвета, многокрасочность, яркость
(картина не только выражать и отражать нечто, но и
украшает место, где она находится).

44.

Европейское искусство XVIII столетия
соединяло в себе два различных
начала: классицизм и романтизм.

45. Классицизм

включал
в
себя
идею
подчинения человека общественной системе.
Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал
элементы романтизма. Классицизм связывает
упорядоченность мира с человечностью, с
мудростью, которая должна привести людей
к разумному пониманию, к веротерпимости,
к высшей справедливости.

46. Романтизм

подчеркивал индивидуальное и
личностное начала. Романтизм (от франц. роман)
представители
художественного
направления, с конца XVIII в. выдвигавшие
требование эмоционального, свободного и,
прежде всего, индивидуального отношения
художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в.
было
направление
сентиментализма.
Сентиментализм освещал внутренний, интимный
мир человеческих чувств и мыслей, и не
требовал особого стилистического оформления.
English     Русский Правила