Похожие презентации:
Онтология и проблема бытия в философии
1. Онтология и проблема бытия в философии
Тема 22. Понятие «онтология»
• Онтология (от греч. «ontos – бытие) –раздел философии, посвящённый анализу
проблем возникновения, существования и
исчезновения предметов и явлений вокруг
нас, а также нас самих, наших мыслей,
чувств, переживаний.
3.
• Бытие - есть самое общее понятие, предельно общаяабстракция, которая объединяет самые различные
предметы, явления, состояния, процессы по общему
признаку существования. В бытии выделяют две
разновидности реальностей: объективную и
субъективную.
• Объективная реальность - все то, что существует вне и
независимо от сознания человека.
• Субъективная реальность - это все то, что принадлежит
человеку и вне его существовать не может (это мир
психических состояний, мир сознания, духовный мир
человека).
• Экзистенция: Конкретное, индивидуальное бытие-длясебя здесь и сейчас (то, как сочетается объективная и
субъективная реальность в субъективном восприятии
каждого из нас).
4. Аспекты проблемы бытия
• 1. Длинная цепочка вопросов, каждый изкоторых побуждает к постановке
следующего. Что реально существует? Где
всё это существует? Как долго оно
существует? И так далее…
5. Аспекты проблемы бытия
• 2. Существование, специфическое наличие,«присутствие» всего, что есть, было и будет
в мире - это выражение единства мира, а
констатация этого существования начальный этап анализа проблемы бытия.
Бытие - это мысль о всеобщности,
всеобщей связи между всем, что
существовало, существует, будет или может
существовать.
6. Аспекты проблемы бытия
• 3. Мир в целом и всё, что в нём существует,есть действительность, которая имеет
внутреннюю логику своего существования,
развития.
7. Основные формы бытия
• 1) Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередьделится на бытие вещей, процессов, состояний природы,
бытие природы как целого и бытие вещей и процессов,
произведенных человеком;
• 2) Бытие человека, которое (условно) подразделяется на
бытие человека в мире вещей и специфически
человеческое бытие;
• 3) Бытие духовного (идеального), которое делится на
индивидуализированное духовное и объективированное
(внеиндивидуальное) духовное;
• 4) Бытие социального, которое делится на
индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в
обществе и в процессе истории) и бытие общества.
8. Субстанция
• Это философская категория для обозначенияобъективной реальности в аспекте внутреннего
единства всех форм её проявления и
саморазвития. Субстанция неизменна в отличие
от перманентно меняющихся свойств и
состояний: она есть то, что существует в самой
себе и благодаря самой себе. Она есть
первопричина происходящего. Как правило,
именно субстанции приписывают свободу, как
возможность определять само себя лишь
посредством своих собственных оснований.
9. Материализм и идеализм
• Материализм – этообщее направление
развития философии,
признающее, что
материя - это
первооснова всего
(Демокрит, К Маркс).
• Идеализм – это общее
направление развития
философии,
признающее, что
первоосновой всего
является идеальное,
духовное (Платон, Г.
Гегель).
10. Дуализм
• Общее направление в развитии философии,признающее, что первоосновой всего
являются одновременно и материя, и
сознание (Аристотель, Р. Декарт).
11. Рафаэль Санти «Афинская школа»: изображение спора между Платоном и Аристотелем
12. Устойчивость и изменчивость в развитии бытия
• Движение — понятие, охватывающее в самом общемвиде всякое изменение и превращение
Диалектика – общее направление развития философии,
признающее основную роль движения в развитии
бытия.
Метафизика – общее направление развития философии,
признающее основную роль устойчивости в развитии
бытия.
13. Три закона диалектики (Г. Гегель, К. Маркс
• Единства и борьбы противоположностей• Взаимного перехода количественных и
качественных изменений
• Отрицания отрицания (Диалектического
синтеза)
Тезис → Антитезис→Синтез
14. Типы движения
• 1. В неорганической природе: механическое, тепловое,электромагнитное, молекулярное, атомное,
внутриядерное движение, движение элементарных
частиц и т.д.;
• 2. В органической природе: рождение, размножение,
отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и
развитие организмов, обмен веществ, кровообращение,
пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.;
• 3. В социальной материи: развитие производительных
сил, смену производственных отношений, смену
цивилизаций, смену научных представлений,
возникновение новых партий, новых экономических,
политических и других структур.
15.
• Детерминизм (лат. determinare —определять, ограничивать) — учение о
взаимосвязи и взаимообусловленности
происходящих процессов и явлений,
доктрина о всеобщей причинности.
16. Типы детерминизма
• а) прошлое → настоящее (причина иследствие);
• б) настоящее → настоящее (содержание и
форма);
• в) будущее → настоящее (возможность и
действительность, цель).
• детерминационные отношения могут быть
однозначными (необходимость) и
многозначными (случайность).
17. Дополнительные источники по теме
• http://www.philosophy.ru БиблиотекаИнститута философии РАН
• http://philos.msu.ru/library Библиотека
философского факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
• http://www.auditorium.ru/aud/index.php
Библиотека гуманитарных текстов
"AUDITORIUM»