Похожие презентации:
Онтология. Проблема бытия в философии
1.
ДЕ 3. ОнтологияТема 10. Проблема бытия в философии
• Суть философской проблемы бытия
• Проблема бытия в истории философских
учений
• Формы бытия
2. Литература:
• Алексеев П.В. Понятие «материя»// Философские науки.1990.№12.С.3-11.
• Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной
европейской философии. М.: Рос.гум.ун-т, 1998. 188с.
• Демокрит. Фрагменты. Учение о бытии.
• Карпинская Р.С., Лисеев И.К. Философия природы:
коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 350с.
• Парменид. О природе.
• Пригожин И. Порядок из хаоса.
• Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной
цивилизации. М.: ИФРАН, 1994. 272с.
• Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне//
Вопр. Философии. 2006.№1.С.142-150.
3.
Картина мира – это способ видения миракак целого, включая и самого человека
Общая картина мироздания
(бытия)
Мифологическая
картина мира
Религиозная
картина мира
Естественнонаучная
картина мира
Философская
картина мира
4.
Необходимость философского осмысленияпроблемы бытия задана:
• тем, что любая теоретическая модель требует
исходных аксиом «предельных оснований
бытия»
• тем, что проблема бытия связано с бытием
человека
• придание смысла всему тому, что он делает и, в
конечном счете, чтобы найти ответ на вопрос
ради чего живет человек
5.
БЫТИЕбытие человека
материальное бытие
Бытие
(сущее и существующее)
социальное бытие
идеальное бытие
6.
Анализ философского понятия бытияпредполагает раскрытие разных аспектов
содержания этого понятия
Предметный аспект
отражает наличную
данность качественной
определенности всего,
что существует
Динамический аспект
заключается в том, что
всякое бытие - это не
только какой-то налично
данный предмет, но и
существование этого
предмета как процесс
смены его состояний и
его реализация
7.
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯГегелевское понимание
диалектики
чистого бытия, ничто
и наличного бытия
ЧИСТОЕ БЫТИЕ
- это бытие вообще,
сам факт существования
динамический аспект реального бытия
НИЧТО
- это отсутствие бытия,
в предметном мире
отрицание какого-либо нечто
НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ
есть определенное бытие
непосредственно данное
налично сущее, качество
8.
ОСНОВНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕКАТЕГОРИИ
Онтологические категории
Бытие
Ничто
Сущность
Явление
Единое
Многое
Целое
Часть
Качество
Количество
Содержание
Форма
Единичное
Общее
Возможность
Действительность
9.
Проблема бытияв истории философских учений
Античные натурфилософы бытие
отождествляли с материальным,
неразрушимым и совершенным космосом
Парменид в 6 в. до н.э. одним из первых
среди античных мыслителей стал
использовать понятие бытия в его общем
значении, образно представлял бытие в
виде единого, неподвижного и плотного
шара, за пределами которого ничего быть
не может.
Платон противопоставил чувственное бытие
вещей истинному бытию чистых идей.
В Средние века понятие бытия было связано Схоласты выделяли истинное божественное
с божественным творением мира
бытие и неистинное, сотворенное бытие,
бытие актуальное и потенциальное,
сущность и существование
В Новое время метафизические системы
Декарта, Спинозы, Лейбница выдвинули для
решения проблемы бытия понятие
субстанции
В философии 17 в. были одновременно
представлены три возможные модели
бытия: монистическая, дуалистическая,
плюралистическая
В ХХ в. одни философы стали считать
В экзистенциализме средством описания и
проблемы бытия псевдопроблемой, другие в толкования бытия берутся субъективные
качестве приоритетного и изначального
категории - экзистенциалы
бытия стали признавать специфику
существования человека
10.
ФОРМЫ БЫТИЯБЫТИЕ ПРИРОДНОГО
- это естественная среда,
которая охватывает вещи,
процессы, состояния природы
БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО
это бытие человека
в обществе
БЫТИЕ ДУХОВНОГО
-существует как
индивидуальное и
общественное сознание людей
11.
БЫТИЕ ПРИРОДЫВ этой области современное миропонимание
опирается на три фундаментальные характеристики
природы:
• системная организация природы
• способность к эволюции: феномен эволюции не
локален, а универсален (относится также и ко
Вселенной)
• самоорганизация, т.е. спонтанный, самопроизвольный
переход открытой неравновесной системы на более
высокий уровень организации и порядка
12.
БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГОХарактерными чертами современного
общества стали:
технологизация
институциализация
глобализация
информатизация
13.
БЫТИЕ ДУХОВНОГОЭта форма бытия в ХХ в. получило некоторые
специфические черты:
в полную мощь проявлена инструментальность
обнаружены индивидуальные и коллективные формы
бессознательного
главными критериями развития стали плюрализм и
толерантность
новые коммуникационные технологии видоизменяют
формы представления духовного бытия