Похожие презентации:
Школа XVIII века. Воспитание домашнее и в дворянских семьях
1.
Школа в XVIII в.Особенности домашнего воспитания в дворянских
семьях.
Воспитание крестьянских детей.
Типы народных школ, книги для учителей и учащихся
2.
Эпоха Петра ВеликогоК началу правления царя Петра
Великого (1672—1725) Россия во многом
значительно отставала от стран Западной
Европы в развитии.
Экономические и политические
преобразования в России сразу же потребовали
большого количества специально обученных
людей - профессионалов: офицеров, моряков,
артиллеристов, инженеров, врачей, ученых,
государственных служащих, учителей. Это, в
свою очередь, потребовало проведения
реформы просвещения.
3. В это время коренным образом изменилось положение церкви
Упразднением патриаршества и учреждением синода Петр Iподчинил русскую церковь светской власти, превратил ее в
свое послушное орудие.
Одновременно церковь потеряла контроль над
образованием, которое перешло в руки государства.
Переподчинение образования способствовало раздвоению
процессов воспитания и обучения и некоторому изменению
их сути.
Целью воспитания стало формирование человекахристианина. Забирая в свои руки обучение, государство
сделало его разнообразным, отвечающим потребностям
государственной службы, придало ему светский характер.
4. Стремление создать сильное светское государство не могло быть реализовано людьми, мыслящими религиозно-догматическими
Стремление создать сильноесветское государство не могло быть
реализовано людьми, мыслящими
религиозно-догматическими
категориями, возник новый
воспитательный идеал
человека: светски образованный,
обладающий широким взглядом на
мир, сохраняющий в то же время
национальные традиции, готовый
на подвиг ради Отечества.
Появление нового идеала человека
свидетельствовало о вступлении России в новый
период истории своей духовной культуры — период
XVIII в. — века Просвещения.
5. История просветительской педагогики в России
начинается с деятельности двух академий Могилянской в Киеве иСлавяно-греко-латинской в Москве.
Обе они, доставшись в наследие XVIII в. от
века XVII, претерпели значительную
модернизацию прежде всего в
направлении «латинизации» образования,
копирования уже устаревавших на Западе
схоластическо-богословских методов
обучения, характерных для
средневекового университетского
образования.
6. Петр Могила (1596/97—1647), сын молдавского господаря Симеона, человек, с именем которого связано просветительское движение,
Петр Могила (1596/97—1647), сын молдавского господаряСимеона, человек, с именем которого связано
просветительское движение, развернувшееся в России в
XVIII в. в условиях ее сближения с Западом.
Петр Могила был известен как богослов и
как философ, книгоиздатель и дипломат. В
число предметов, преподававшихся в
созданной им Киево-Могилянской
коллегии, входили помимо богословия европейская философия, риторика, ло
гика, латинский, математика,
старославянский, древнегреческий и
древнееврейский языки и такие науки, как
география, астрономия, механика и др.
7. Феофан Прокопович и Стефан Яворский соратники П. Могилы
В центре их учения была идея «самораскрытия» природычеловека не только через откровение Божие, но и через
науку.
Непременным атрибутом процесса познания стала
признаваться «рассудительность», т.е. действие рассудка
и ума.
Такой стиль обучения вполне соответствовал светски
ориентированной культуре эпохи Просвещения.
8. Киево-Могилянская академия
В ней большое значение придавали проблеме изучениячеловека, его места в мире, воспитанию, духовнонравственному совершенствованию.
Целью обучения была подготовка образованных людей, спо
собных решать различные задачи, прежде всего в области
просвещения и образования.
Многие преподаватели и выпускники академии стали но
сителями и проводниками просветительских идей в России.
Часть их, в первую очередь Феофан Прокопович и Стефан
Яворский, стали ядром так называемой «петровской ученой
Дружины» — интеллектуального объединения деятелей рус
ского Просвещения эпохи Петра I.
9. Московская славяно-греко-латинская академия
основана как высшее учебное заведение еще в последнейчетверти XI в. под названием эллино-греческой академии,
в XVIII в. приобрела новый облик. Она была пронизана
атмосферой западноевропейской образованности.
Греческий язык был заменен на латинским, резко
ослаблено внимание к церковнославянскому и русскому, в
школьный обиход были введены схоластические учебники
и учебные пособия европейского типа на латинском языке.
Из ее стен вышли такие деятели отечественного про
свещения как Карион Истомин, В.К. Тредиаковский, Л.Ф.
Магницкий, М.В. Ломоносов и многие другие.
10. Иван Тихонович Посошков (1652—1726) первым поддержал преобразования Петра I
Иван Тихонович Посошков (1652—1726)первым поддержал преобразования Петра I
Свои реформаторские идеи И.Т. Посошков изложил в
сочинении «Книга о скудости и богатстве» (1724г.), где изложил
философско-педагогические идеи, мысль о необходимости
распространения грамотности среди населения, создании
профессиональных и общеобразовательных учебных
заведений.
Идея организации общедоступных школ для крестьянства
нашла отражение в проектах, представленных им Петру I. И.Т.
Посошков пытался соединить традицию старинного
благочестия и воспитания с таким новым для Руси
явлением, как государственная школа. Это видно в его
сочинении «Завещание отеческое к сыну своему» (1705).
Главной задачей он считал «книжное научение», а основными
языками обучения — латинский и польский.
11. Федор Салтыков (ум. в 1715 г.)
представитель той части дворянской аристократии,которая поддерживала реформы.
Сам Ф. Салтыков был сыном тобольского воеводы,
видным придворным и дипломатом.
Он обучался в Голландии и Англии морскому делу.
Его перу принадлежал проект учреждения Академии
наук и ряд предложений, касавшихся развития
просвещения в России.
12. Петровские школы во второй четверти XVIII в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего
Петровские школы во второй четверти XVIII в. стализакрываться, акцент был перенесен на развитие сословных,
прежде всего дворянских, учебно-воспитательных
учреждений:
- кадетских корпусов,
- «благородных» пансионов,
- домашнего воспитания, когда гувернеры и «мадамы» учили
языку и манерам, а домашние учителя — наукам и т.п.
13. Домашнее воспитание зависело от: благосостояния родителей, их социальной ориентации, характера деятельности главы дома,
Домашнее воспитаниезависело от: благосостояния
родителей, их социальной
ориентации, характера
деятельности главы дома,
возможности приглашать
действительно образованных
гувернеров и учителей.
Именно в это время накапливался уникальный российский
опыт домашнего образования детей в дворянских
усадьбах, превращавшихся порой в своеобразные
воспитательно-образовательные, культурные центры, такие
как, например, усадьба вице-канцлера елизаветинской
России графа М.И. Воронцова, известного покровителя М.В.
Ломоносова, который выписывал из-за границы
подготовленных учителей. Так в России постепенно
складывался идеал особого дворянского воспитания.
14. С воцарением Анны Иоанновны первой сословной дворянской привилегии стало открытие специальных школ для дворянских детей.
С воцарением АнныИоанновны первой сословной
дворянской привилегии стало
открытие специальных школ
для дворянских детей.
Оформилась своеобразная
система дворянского
воспитания.
Всех дворянских детей в 7 лет должны были привозить в
Петербург на так называемый смотр и записать у
герольдмейстера, а в Москве или в губернских городах —
у губернатора, смотр проводился через 5 лет. К этому
времени подросток, или, как тогда называли,
«недоросль», должен был уметь хорошо читать и писать.
15. Следующая ступень обучения, дома или в государственных школах, предполагала изучение арифметики, геометрии, Закона Божьего.
Следующая ступень обучения, дома или в государственныхшколах, предполагала изучение арифметики, геометрии,
Закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все
содержание обучения дворянских детей в возрасте от 7 до
16 лет.
16. В 16 лет знания юношей проверял сенат. Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, составляли география,
В 16 лет знания юношей проверял сенат. Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, со
ставляли география, фортификация, история.
Учащиеся инженерной, артиллерийской, гарнизонной
школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали
экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии
или в гарнизонах и городах перед губернаторами,
комендантами и другими «учеными людьми».
17.
Данью традиции петровской эпохи в рассматриваемыйпериод было сохранение права обучения даже в закрытых
дворянских учебных заведениях для детей разночинцев,
но содержание обучения здесь было дифференцировано:
разночинцев не учили «дворянским наукам», таким как
фехтование, танцы, верховая езда и т. п. Постепенно
образование становилось средством обоснования
принадлежности к дворянскому сословию.