Образ мира и человека в традиционной культуре. Религия
Традиционная культура включает эпохи:
Религия вырастает из мифа. Предпосылки возникновения религии:
Основа традиционной культуры -
1. Миросозерцание верующего человека отличается цельностью. Мир двумерен: он состоит из сакрального (божественного) и
2. Человек создан Богом по образу и подобию. Человек двумерен (душа и тело): «Жить надо не по телу, а по духу».
3. Идея Бога и вера в Бога - это высшие ценности человека традиционной культуры
5. Основой взаимоотношений верующего человека с миром является вера. Принцип веры: «Я внимаю и принимаю».
Особенности религиозного сознания
1.Символичность Символ есть знак, через частное представляющий всеобщее
Уровни символизации:
2. Догматичность – «полярность» мышления: или - или
3. Каноничность
4. Игра воображения
Таким образом, человек традиционной культуры видит мир через призму религии. Языком культуры становятся символы
Мировые религии:
Буддизм
Христианство
Ислам
Итак,
И тут появляются вопросы:
Семинар 23.11. Религиозная картина мира

Образ мира и человека в традиционной культуре. Религия. (Лекция 5)

1. Образ мира и человека в традиционной культуре. Религия

Лекция 5

2. Традиционная культура включает эпохи:

Средневековье (IV-XIII)
Возрождение (XIII-XVI)
Эпоха античности – это переходная эпоха от
архаичного типа культуры к традиционному.
В это время складываются предпосылки для
формирования иного миропредставления религии

3. Религия вырастает из мифа. Предпосылки возникновения религии:

Скептицизм
Стоицизм. Сенека
Эпикурейство
Кинизм. Диоген
Мистерии
Культы богов-спасителей

4. Основа традиционной культуры -

Основа традиционной культуры религиозная картина мира
(= ментальность)
Религия – это связь человека с миром как
с Абсолютом (Бог).

5. 1. Миросозерцание верующего человека отличается цельностью. Мир двумерен: он состоит из сакрального (божественного) и

Религиозная картина мира
1. Миросозерцание верующего человека
отличается цельностью.
Мир двумерен: он состоит из сакрального
(божественного) и материального;
и, одновременно, един, поскольку центром этих
миров является Бог.

6. 2. Человек создан Богом по образу и подобию. Человек двумерен (душа и тело): «Жить надо не по телу, а по духу».

7. 3. Идея Бога и вера в Бога - это высшие ценности человека традиционной культуры

8.

4. Аскеза - это
сакральная ценность
традиционной культуры,
требующая отказаться от
земных благ, жить в
смирении, следовать
обетам и заповедям

9. 5. Основой взаимоотношений верующего человека с миром является вера. Принцип веры: «Я внимаю и принимаю».

10.

6. Вера опирается
на «чудо».

11. Особенности религиозного сознания

12. 1.Символичность Символ есть знак, через частное представляющий всеобщее

13. Уровни символизации:

Изобразительная символика
Числовая символика
Цветовая символика
Графическая символика
= «мыслить – значит
расшифровывать»

14. 2. Догматичность – «полярность» мышления: или - или

15. 3. Каноничность

Время – линейно,
однонаправлено,
конечно;
Пространство –
двумерно,
плоскостно

16. 4. Игра воображения

«Воображение представляет собой
воплощение развитой
субъективности», - И. Кант
«Имеющий уши да слышит»

17. Таким образом, человек традиционной культуры видит мир через призму религии. Языком культуры становятся символы

18. Мировые религии:

Буддизм (6 век до н.э.)
Христианство (IV век):
католицизм
православие
протестантизм
Ислам (VII век)
В основе мировых религий лежит
принцип монотеизма

19. Буддизм

Будда
Текст – Трипитака
Культовое
сооружение – пагода
Основные идеи:
реинкарнация
карма
нирвана

20. Христианство

Текст – Библия
Культовое сооружение – собор, храм
Основные идеи:
Единство Бога
в Трех лицах,
вера,
спасение

21. Ислам

Текст – Коран
Культовое сооружение – мечеть
Основные идеи:
Аллах
Столпы веры
служение
спасение

22. Итак,

Миф уступает место религии, что
предполагает переоценку ценностей и
порождает совершенно новые
структуры власти и общественной
жизни, а также формы культурной
деятельности

23. И тут появляются вопросы:

Что такое вера? Как связаны между собой
вера и сомнение?
Могут ли религии способствовать
формированию нравственных ценностей?
Почему во всем мире место мифа
занимает религия?

24. Семинар 23.11. Религиозная картина мира

Сенека. Нравственные письма к Луцилию
Анализ текста одного (на Ваше усмотрение) письма:
Какая проблема поднимается?
2. Какие нравственные ценности
рассматриваются?
3. Какие культурные нормы
декларируются?
4. В выводе: нравственные
ценности –
это религиозные ценности? Или…?
1.
English     Русский Правила