Онтология как раздел философии
Определение понятий
Учение о бытии
Учение о бытии
Учение о бытии
Историко-философский обзор
Историко-философский обзор
Историко-философский обзор
Историко-философский обзор
Основные понятия онтологии:
Основные понятия онтологии:
Основные понятия онтологии:
Основные понятия онтологии:
Основные понятия онтологии:
Пространство и время
Пространство и время
Пространство и время
Пространство и время
Пространство и время
Пространство и время
113.00K
Категория: ФилософияФилософия

Онтология как раздел философии

1. Онтология как раздел философии

1.
2.
3.
Учение о бытии. Историкофилософский обзор.
Основные понятия онтологии.
Пространство и время.

2. Определение понятий

Онтология – это
учение о бытии как таковом, раздел философи
и, изучающий фундаментальные
принципы бытия.
Бытие – есть существование как таковое, то,
что выступает причиной и конечным
основанием существования предметов и
явлений. Бытие как начало и причина самого
себя, обеспечивающая миру порядок,
стабильность и развитие.

3. Учение о бытии

Поиск бытия – единства мира следует
рассматривать как разрушение
мифологической картины мира и
зарождение философского
мировоззрения.
Необходимость такого поиска была
обусловлена желанием людей выйти изпод власти богов, исключающей
возможность закономерного развития
мира.

4. Учение о бытии

учение о бытии возникает из-за стремления
человека определить собственное
предназначение, осмыслить свое положение в
мироздании. Эпохи обустроенности и
«бездомности» человека[Бубер М.].
Представления о бытии неизменно сопряжены
с тем, какое место отводится в них человеку
(центр Вселенной, познающий мир субъект,
одинокий человек, пребывающий в хаотичном
и неопределенном мире).

5. Учение о бытии

Следовательно, задача осмысления
бытия относится к разряду вечных
экзистенциальных проблем, которые не
могут быть разрешены в рамках
успешно развивающегося высоко
технологичного научного знания.

6. Историко-философский обзор

Древняя Греция: в ранних философских
учениях, представляющих субстанцию как
природную стихию возникает проблема
определения количества субстанций, лежащих
в основе бытия.
Количественное различие субстанций
выступило основанием для появления в
философии таких направлений как монизм – в
основе мира находится одна субстанция;
дуализм, представляющий бытие как
результат взаимодействия двух равных начал;
плюрализм, признающий сосуществование
множества субстанциональных начал.

7. Историко-философский обзор

Определение бытия зависит как от
количественных, так и от качественных
характеристик субстанций. Важнейшей
онтологической проблемой является
определение того, какое начало лежит в
основе мира – материальное или
идеальное. Решение вопроса о том, что
первично материя или сознание делит
философов на материалистов и
идеалистов .

8. Историко-философский обзор

понятие бытия всегда тесно связано с
понятием истины: критерием истины,
достоверности знания является
совпадение его с объективной
реальностью (бытием), вместе с тем
реализация достоверного знания
приводит к возникновению бытия.

9. Историко-философский обзор

Классическая
философия:
Рассматривает бытие как
проявление субстанции;
Свойства бытия
описываются при помощи
категорий – сущность,
причина, качество,
количество.
Неклассическая
философия:
Исследуется
человеческое бытие –
экзистенция.
учение о бытии
характеризуется при
помощи экзистенциалов
– забота, тоска,
повседневность,
одиночество.

10. Основные понятия онтологии:

Материя – это то, что существует
объективно, т.е. независимо от
сознания, и вместе с тем может
познаваться (прямо или косвенно)
посредством ощущений. Данное
определение дано в рамках
материалистической, а точнее –
марксистской традиции.

11. Основные понятия онтологии:

Движение –в узком смысле – изменение
положения тела в пространстве. Движение в
широком смысле – это форма существования
материи. Это означает, что материя всегда
существует только как движущаяся материя. В
связи с этим покой всегда относителен: тело
может находиться в покое только относительно
определённой системы.
Изменение – это нетождественность чеголибо самому себе в разные моменты времени.
Развитие – это необратимое качественное
изменение.

12. Основные понятия онтологии:

Разновидности развития –
прогрессивное развитие, оно
происходит с нарастанием сложности и
упорядоченности объектов, и
регрессивное развитие,
происходящее с уменьшением
сложности и упорядоченности объектов
(разрушение, деградация).

13. Основные понятия онтологии:

Детерминизм – это философское учение о всеобщей
причинно-следственной обусловленности явлений.
Индетерминизм – отрицание такой обусловленности.
Связь – это зависимость существования или свойства
одного явления от другого.
Существуют различные виды связей, в частности,
причинно-следственные и функциональные.
Причинно-следственная связь – это такое отношение
между явлениями, когда одно явление с необходимостью
следует во времени за другим явлением.
Функциональные связи – это отношения взаимной
обусловленности.

14. Основные понятия онтологии:

Система, структура, элемент
Система – это множество элементов, связи
между которыми сильнее, чем их связи с
окружающей средой.
Структура – это совокупность устойчивых
закономерных связей между элементами
системы, важные для поддержания
целостности системы.
Элемент – компонент системы, неразложимый
далее при данном ракурсе рассмотрения.
Ракурс рассмотрения определяется характером
связей, которые являются основой структуры.

15. Пространство и время

Пространство и время, неотделимы друг
от друга, в их единстве (хронотоп)
возникает некоторая определенным
образом организованная совокупность
объектов.
Характеристики пространства даны
Аристотелем в учение о месте.Категория
пространства характеризует взаимное
расположение сосуществующих
объектов, выражая рядоположенность и
протяженность тел.

16. Пространство и время

В научной модели мира, созданной И. Ньтоном
и Г. Галилеем, пространство и время
рассматривались как особого рода сущности,
как некие субстанции, существующие сами по
себе, независимо от материальных объектов,
на которые оказывают существенное
воздействие.
В субстанциальной концепции пространство
и время представляли собой вместилище
материальных объектов, процессов, событий,
происходящих в мире.

17. Пространство и время

В рамках субстанциального подхода Ньютон
разработал учение об абсолютном
пространстве, как абсолютной протяженности
и времени, как абсолютной длительности.
Абсолютное пространство по самой своей
сущности, безотносительно к чему бы то ни
было внешнему, остается всегда одинаковым и
неподвижным, так же как и время без всякого
отношения к чему-либо внешнему протекает
равномерно

18. Пространство и время

Реляционное учение Г.Лейбница.
Философ возражает против идеи пустых
времени и пространства, их абсолютного, ни с
чем не связанного, ничем не обусловленного
характера. Лейбниц развивает учение об
относительности, неабсолютности,
пространства и времени. Лейбниц указывает на
то, что пространство и время представляют
собой лишь порядок вещей, а не абсолютную
сущность. Суть реляционной концепции
заключается в том, что пространство
понимается, как только порядок
сосуществования, а время – порядок
последовательностей.

19. Пространство и время

Реляционная концепция пространства
и времени была представлена в учении
А. Эйнштейна. Пространство и время
рассматривались как важнейшие
атрибуты бытия, а не как независимо
существующие субстанции. Атрибуты
бытия (пространство и время)
рассматриваются как взаимосвязанные
и как относительные, то есть, зависящие
от систем отсчета.

20. Пространство и время

И.Кант: пространство и время – это
априорные (существующие до опыта)
формы чувственности
Все свойства объектов и отношения
между ними и даже само пространство и
время могут существовать «только в
нас, а не сами по себе».
Пространственно-временная
упорядоченность и систематизация
привносится в мир самим субъектом
English     Русский Правила