Похожие презентации:
Онтология и философия природы
1. Онтология и философия природы.
2. 1. Онтология как философское учение о бытии.
• Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) - этофилософское учение о том, как организовано бытие.
Создателями онтологии считаются древнегреческие
мыслители Парменид, Гераклит и Платон.
• В период античности бытие означало нечто. Философы
пытались понять, что объединяет мир в единое целое. При этом
основа бытия понималась по разному: идея (Платон), атомы
(Демокрит) и др. Считалось, что бытие обладает такими
свойствами, как единство, вечность, цельность. Считалось
также, что бытие можно постичь лишь с помощью разума, но не
чувственное познание.
• В период средневековья считалось, что истинное бытие есть
божественный мир, сотворенный Богом из ничего.
• В Новое время бытие рассматривалось как сложная система, в
которой происходят лишь механические изменения.
• В 20-21 вв. бытие рассматривается как многоплановое начало,
непостижимое для однозначного понимания.
3. 1. Онтология как философское учение о бытии.
• Выделяют два основных вида бытия:материальное и духовное (идеальное).
К материальному бытию относят реальность,
независимую от человека. Идеальное бытие это
явления духовной жизни человека и общества:
чувства, мысли, идеи и пр., т.е. субъективная
реальность.
• Небытие – это то, что реально не существует. Если
бытие это – нечто, то не небытие – ничто.
• В ходе развития информационных технологий
используется термин виртуальное бытие.
Считается, что в ходе взаимодействия человека и
компьютера возникает иллюзорное бытие в виде
нейро-сетей, как своеобразное сочетание бытия и
небытия.
4. 1. Онтология как философское учение о бытии.
В истории философии понимание материи прошло три этапа:
1) в период античности философы рассматривали материю как
первооснову мира, с которой все начинается и во все превращается.
Материя отождествлялась с каким-то веществом: вода, огонь,атомы и
пр.
2) в Новое время материя отождествлялась с атомами. Такое
понимание идет от Демокрита. Такой подход разделялся классической
механикой, в частности теорией Ньютона. Природа представлялась как
механическая система подобно часам.
3) в конце 19 – начале 20 вв. появились новые научные открытия,
которые обнаружили, что вовсе не атомы, порождают материю. Теории
относительности Эйнштейна и квантовая механики показали
ограниченность классической механики. Так, согласно специальной
теории относительности Эйнштейна, время в объекте, движущимся со
скоростью, близкой к скорости света, относительно наблюдателя
растягивается, а длина его в вдоль оси направления
движения сжимается.
5. 1. Онтология как философское учение о бытии.
• Сегодня считается, что материя - это бесконечная и вечнаясубстанция, порождающая все богатство сущего.
• Материя делится на три уровня:
• 1) мегамир - это часть мира, в которой познание доступно
астрономическому исследованию;
• 2) макромир – это часть мира, в которой живет и действует
человек и он может познавать его с помощью органов чувств;
• 3) микромир - часть материального мира, в которой человек
познает мир лишь с помощью специальных приборов, а не
путем непосредственного наблюдения.
• Между этими уровнями нет жестких границ. Знания, получаемые
на каждом уровне познания, взаимосвязаны.
6.
• При рассмотрении пространственно-временной организациибытия используются следующие понятия:
• 1) универсум (лат. universum, «совокупность всего», т.е. «всё
сущее»). Универсум – это не беспорядочный хаос, а
упорядоченное множество, где каждое сущее занимает свое
место.
• 2) пространство. Его основным свойством является
размерность, т.е. способность вещей и явлений обладать
такими параметрами, которые могут быть измерены: длина,
ширина, высота и пр. В макромире размерность пространства
реализуется в его трехмерности. Но в математике используется
понятие многомерности пространства.
• 3) время выражает продолжительность существования материи
и последовательная смена ее состояния. Основным свойством
времени обычно считается необратимость, т. е. процессы
развертываются лишь в одном направлении: от настоящего к
будущему (так называемая «стрела времени»).
7. 2. Пространственно-временная организация бытия.
В философии существуют следующие теории взаимодействия
пространства и времени:
1) Субстанциальная (от лат. substantia — нечто лежащее в основе)
теория: пространство это пустота, вместилище всех вещей и явлений, а
время это бесконечный поток состояний и событий. Они не зависимы
друг от друга. Но в науке известно, что пространство и время тесно
связаны друг с другом и с состоянием движущейся материи.
2) Реляционная теория, которая рассматривает
пространство и время как явления, которые не обладают
самостоятельным существованием, а постоянно взаимодействуют
между собой, меняя при этом свои характеристики. Ее авторы:
Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн. В современной науке реляционная
концепция конкретизируется в теории относительности, квантовой
механике и пр. Так специальная теория относительности А. Эйнштейна
исходит из того, что при приближении скорости движения тела к
скорости света его параметры уменьшаются, а течение времени
замедляется. Эйнштейн математически доказал несостоятельность
субстанциональной теории. В действительности пространство и время
нераздельны и образуют единый континуум. Согласно квантовой
механики, мельчайшие материальные частицы могут находиться
одновременно в разных системах и в разных мирах.
8. 1. Онтология как философское учение о бытии.
• Сегодня очевидно, что материя - это бесконечная ивечная субстанция, порождающая все богатство
сущего. Материя это активное и вечно изменяющееся
начало, порождающее бесконечное многообразие
материальных систем.
• Материя делится на три уровня: 1) мегамир - это
часть мира, в которой познание доступно лишь
астрономическому исследованию; 2) макромир –
часть мира, в которой живет человек и он может
познавать его с помощью органов чувств; 3)
микромир - часть мира, который человек познает его
лишь с помощью специальных приборов.
9. 2. Пространственно-временная организация бытия.
• При рассмотрении пространственно-временнойорганизации бытия используются следующие понятия:
• 1) универсум (лат. universum, «совокупность всего», т.е.
«всё сущее»). Это упорядоченное множество, где каждое
сущее занимает свое место.
• 2) пространство. Его основное свойство размерность, т.е.
наличие: длины, ширины, высоты и пр.
• 3) время. Его основное свойство - необратимость, т. е.
процессы идут лишь в одном направлении: от настоящего
к будущему.
10. 2. Пространственно-временная организация бытия.
• В философии сформировались следующие теориивзаимодействия пространства и времени:
1) Субстанциальная (от лат. substantia — нечто лежащее в основе)
теория. Согласно ей пространство это пустота, вмещающая все вещи и
явления, а время это бесконечный поток событий. Они не зависимы
друг от друга.
2) Реляционная теория, которая рассматривает
пространство и время как явления, которые не обладают
самостоятельным существованием, а постоянно взаимодействуют
между собой. В современной науке реляционная концепция
конкретизируется в специальной теории относительности и квантовой
механике. Так специальная теория относительности А. Эйнштейна
исходит из того, что при приближении скорости движения тела к
скорости света его параметры уменьшаются, а течение времени
замедляется. Эйнштейн математически доказал, что пространство и
время нераздельны. Согласно квантовой механики, мельчайшие
материальный частицы могут находиться одновременно в разных
системах и мирах.
11. 2. Пространственно-временная организация бытия.
• На основе новых открытий сформировалосьнеклассическое представление о пространстве и
времени:
• 1) пространство и время образуют неразрывное
единство;
• 2) пространственные и временные характеристики
предметов зависят от их скорости: чем она выше, тем
они короче и медленнее течет для них время;
• 3) свойства пространства и времени зависят от от
массы тел, с которыми они взаимодействуют: вблизи
тел с большой массой пространство «искривляется»,
а время течет медленнее.
12. 3. Природа как объект философского осмысления.
• В период античности природа понималась как то, чтоимеет причину своего существования в себе, все –
есть природа, и бытие это тоже природа. В Новое
время природа понималась как совокупность условий
существования общества и источник его ресурсов.
Природа стала обозначаться латинским термином
(натура). Этот термин используется и сегодня.
• Понимание природы в философии и естественных
науках отличается: если философия исследует
сущность и причины природы, понимая ее как нечто
целое, то наука описывает ее в числах и мерах.
13. 3. Природа как объект философского осмысления.
• В прошлом мир рассматривался какзамкнутая система, основанная на законах по
принципу часового механизма. Во второй
половине 20 в. вселенная стала
рассматриваться как иерархически
организованное динамическое целое.
• В формировании нового образа природы
особую роль сыграли: теория
нестационарной Вселенной, синергетика, а
также теория биологической эволюции и
концепция биосферы и ноосферы.
14. 3. Природа как объект философского осмысления.
• В формировании нового образа природы особую роль сыгралитри важнейших направлений современной науки:
• 1) Теория нестационарной Вселенной возникла в результате
революции в астрономии в начале XX в. В ней утвердилась
концепция расширяющейся Вселенной. Сегодня считается, что
Вселенная образовалась благодаря Большому взрыву,
произошедшему 13.7 миллиардов лет тому назад.
• В дальнейшем появилась гипотеза о «темной энергии», которая
ускоряет процесс расширения Вселенной. Одновременно была
выдвинута идея о существовании «темной материи», которая
ограничивает такое расширение.
• Видимое нами вещество лишь малая часть того, из чего состоит
мир. Все остальное это нечто, о котором мы почти ничего не
знаем. Считается, что материя, включающая звёзды, галактики,
атомы и другие элементы, а также тёмную материю, составляет
всего 31 % от общей массы Вселенной. Оставшаяся часть 69 %
приходятся на «тёмную энергию».
15. 3. Природа как объект философского осмысления.
• 2) Современной междисциплинарной теорией самоорганизацииявляется синергетика. Считается, что ее выводы могут быть
распространены на рассмотрение любых сложных
самоорганизующихся систем.
• 3) В 20-е гг. XX в. в биологии стало формироваться
эволюционное учение об эволюции биосферы и ноосферы.
Термин «биосфера» впервые был употреблен в 1804 г.
французским ученым Ж. Б. Ламарком для
обозначения совокупности живых организмов, населяющих
земной шар.
• Биосфера развивается по следующим направлениям: 1)
происходят изменения, которые усложняют ее организацию; 2)
увеличивается разнообразие живых существ; 3) нарастает
устойчивость биосферы.
• Появление человека в биосфере привносит новые изменения:
инстинкты потребления, присущие животным, с приходом
человека замещаются его трудовой деятельностью. В
результате его деятельность рассматривается как следующий
этап эволюции биосферы, переходящей в состояние
ноосферы.
16. 3. Природа как объект философского осмысления.
Философский смысл понятие биосфера получило у В.И.
Вернадского (1863–1945), который ввел термин живое вещество, т.е.
совокупность живых организмов, а биосферой он называл ту среду, в
которой они находятся. Между природой и живыми веществами
постоянно осуществляется энергетический обмен, вызванным живым
веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, подпитывается
ею и изменяет ее. Но в структуре биосферы доминирует неживое
вещество.
Биосфера развивается по следующим направлениям: 1)
морфологические изменения, т.е. происходят структурные изменения,
которые усложняют ее организацию; 2) увеличивается разнообразие
живых существ; 3) нарастает устойчивость биосферы.
Появление человека в биосфере привносит изменения: инстинкты
потребления с приходом человека замещаются его трудовой
деятельностью. В результате его деятельность рассматривается как
следующий этап эволюции биосферы, переходящей в состояние
ноосферы, в которой возможности человека сопоставимы с действием
геологических сил.
Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые
использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Согласно
Вернадскому ноосфера – это качественно новый этап эволюции
биосферы, определяемый трудом и разумом человека.
17. 3. Природа как объект философского осмысления.
В настоящее время популярна теория глобального эволюционизма.
Ее принципы:
1) вселенная – это единая саморазвивающаяся система;
2) эволюция любой системы идет по пути ее усложнения и уменьшения
стабильности;
3) во всех процессах присутствуют случайные факторы, влияющие на
их развитие;
4) настоящее зависит от прошлого, но не определяются им однозначно;
5) динамика мира это постоянный отбор, когда из множества
возможных состояний избираются наиболее реальные;
Важным содержанием глобального эволюционизма является
концепция коэволюции природы и общества, т.е. когда изменения
особей одного вида приводят к изменениям другого вида.
Человечество, изменяя биосферу, меняет и самое себя, что
обеспечивает его выживание.
Сегодня актуален вопрос о защите природы и ее ресурсов для
обеспечения потребностей современного и будущих поколений.