Похожие презентации:
свт. Димитрий Ростовский. Богословие истории и богословие в истории
1. свт. Димитрий Ростовский
Богословие истории ибогословие в истории
2.
• 1651 г . – Родился в семье сотника вКиеве (Туптало)
• 1660-е гг. – Учился в Киевской коллегии
• 1668 г. – Постригся, а после
путешествовал по монастырям
• 1684 г. – В Киево-Печерском монастыре
получил послушание составления
агиографической литературы
• 1700 г. – свт. Дмитрий назначен в Сибирь,
но по своей болезни он не смог
отправиться – его поставили на
Ростовскую кафедру
• 1709 г. – Скончался
3. Черты богословия свт. Дмитрия
• Равновесие в споре о времениПресуществления Св. Даров
• Постижение истории: священная
история в линейной
• Особое почитание Пресвятой
Богородицы: «богословие
покрова»
• Похвала мученичеству
• «Свобода святыя Церкви»:
понимание духовной власти как
любви и мученичества
4. Постижение истории
5.
6.
«В одну ночь скончав письмом страдания св.мученика Ореста, которого память ноября 20
почитается, за час или меньше до заутрени лег
отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении
узрел святого мученика Ореста, лицом веселым
ко мне вещающего сими словами: я больше
претерпел за Христа мук, нежели ты написал:
сие рек, открыл мне перси свои и показал в
левом боку великую рану, сквозь во
внутренность проходящую, потом открыв
правую по локоть руку на самом противу локтя
месте и рекл: сие мне перерезано: причем и
видны были перерезанные жилы, также и
левую руку открывши, на таком же месте
указал такую же рану… В то самое время
учиненный к заутрене благовест пробудил
меня, и я жалел, что сие весьма приятное
видение скоро окончилось…»
7.
«...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потомучто есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях
святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не
вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я
сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы
даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В
этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и
очистительное» (Ф.М. Достоевский).
8.
Богословие Покрова9.
10.
«И пророчествовал Ламех о новорожденноммладенце Ное, говоря: “Сей упокоит нас от дел наших
и от печали рук наших на земли, юже проклял Господь
Бог” (Быт. 5: 29). Сбылось это пророчество отца о сыне
в свое время, когда Ной изобрел более удобный
способ пропитания путем возделывания земли,
вспахивая ее волами. Ибо прежде (как говорят
иудейские раввины) люди не были знакомы с
вспаханием, но сами копали землю и сеяли жито. Ной
же первый изобрел соху, лемех, плуг и стал впрягать
волов. Так он начал пахать землю, а через это
облегчил работу человеческим рукам. Кроме того,
Ной успокоил род человеческий еще и тем, что
исходатайствовал своею благоприятною жертвою и
богоугодными молитвами у Бога после потопа для
проклятой земли благословение к изобилию плодов,
ибо ради сего Своего угодника Бог благословил
землю, которую прежде проклял из-за Адама»
11.
«...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потомучто есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях
святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не
вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я
сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы
даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В
этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и
очистительное» (Ф.М. Достоевский).
12.
«Да и вообще рассказы про "божественное" оченьлюбит русский народ. Мужики, дети их, в городах
мещане, купцы даже этих рассказов
заслушиваются, с умилением и воздыханием.
Например, вопрос: кто читал Четьи-Минеи? В
монастыре кто-нибудь, из светских профессор
какой-нибудь по обязанности или какой-нибудь
старикашка-чудак, который постится и ходит ко
всенощной. Да и достать их трудно: надо купить, а
попробуйте попросите почитать на время в приходе
- не дадут. И вот, верите ли вы тому, что
по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно
много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи
прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я
сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у
разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для
русского народа… нечто покаянное и очистительное» (Ф.М. Достоевский).
13.
«Кто не верит в Бога, тот и в народ Божий не поверит. Кто же уверовал в народБожий, тот узрит и святыню его, хотя бы и сам не верил в нее до того вовсе»
14.
«Говорят, русский народ плохо знает Евангелие,не знает основных правил веры. Конечно, так,
но Христа он знает и носит в своем сердце
искони. В этом нет никакого сомнения. Как
возможно истинное представление Христа без
учения о вере? — Это другой вопрос. Но
сердечное знание Христа и истинное
представление о Нем существует вполне. Оно
передается из поколения в поколение и слилось
с сердцами людей. Может быть, единственная
любовь народа русского есть Христос, и он
любит образ Его по-своему, то есть до
страдания. Названием же православного, то
есть истиннее всех исповедующего Христа, он
гордится более всего!»