Похожие презентации:
Сравнительное богословие. Древние Восточные Церкви
1. Сравнительное богословие
2. ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ
3. Древние Восточные Церкви: термин
термин• Древние Восточные Церкви (стар.)
• Древневосточные Церкви (нов.)
• Ориентальные Церкви (т.е. «Восточные»)
только монофизитские:
• Дохалкидонские Церкви
• Нехалкидонские Церкви
4. Древние Восточные Церкви: термин
терминХристианский Запад называет Древневосточные
Церкви Ориентальными (т.е. «Восточными»),
которые сами себя именуют «Православными»
А как же Православные Церкви?
- они тоже Восточные!
На Западе Православные Церкви называют
Восточными Церквами византийского обряда
5. Древние Восточные Церкви
Несторианская Церковь:• Ассирийская Церковь Востока
Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:
• Армянская Апостольская Церковь
• Коптская Православная Церковь
• Эфиопская Православная Церковь
• Эритрейская Православная Церковь
• Сирийская Православная Церковь
• Маланкарская Православная Церковь
6. Древние Восточные Церкви
ПРАВОСЛАВИЕ и ОРИЕНТАЛИЗМПричины разделения:
богословские?
политические?
молодая Византия VS древние национальные окраины
победившая Западно-Римская империя ромеев-греков
и
побежденные цивилизации древности: копты-египтяне,
ассирийцы, сирийцы
7. Восточнокатолические Церкви
Несторианские Церкви:• Халдейская Католическая Церковь
• Сиро-Малабарская Католическая Церковь
Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:
• Армянская Католическая Церковь
• Коптская Католическая Церковь
• Эфиопская Католическая Церковь
• Эритрейская Католическая Церковь
• Сирийская Католическая Церковь
• Сиро-Маланкарская Католическая Церковь
Монофелитские Церкви:
• Маронитская Церковь
8. Восточнокатолические Церкви
Восточнокатолические Церкви – параллельные Древневосточным Церквам
иерархии, созданные Римом
Причина появления Восточнокатолических Церквей – активное
миссионерство Рима в период Позднего Средневековья
Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и
литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются
собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской
церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего
права» (sui iuris)
Предстоятели Восточнокатолических Церквей входят в Римскую курию на
правах кардиналов
Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через
Конгрегацию для Восточных Церквей — одно из отделений Римской курии,
образованной в 1862 г. в рамках Конгрегации по распространению веры
(Propaganda Fide, ныне - Конгрегация евангелизации народов), занимающейся
миссионерской деятельностью Церкви
В 1917 г. она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную
Конгрегацию
Второй Ватиканский собор в 1964 г. принял декрет о Восточнокатолических
церквях «Orientalium Ecclesiarum» («Восточные Церкви»), закрепивших за
ними собственное каноническое право и литургические обряды
В 1990 г. Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных
церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех
католических церквей восточных обрядов
9. Вероучение Древних Восточных Церквей
Арианство – Александрийская школаАполлинарианство – Александрийская школа
Несторианство – Антиохийская школа
Монофизитство – Александрийская школа
аполлинарианство vs арианство
несторианство vs аполлинарианство
монофизитство vs несторианство
10. Вероучение Древних Восточных Церквей
свт. Афанасий Великийсвт. Кирилл Александрийский
Аполлинарий Лаодикийский
До IV Вселенского Собора не выработалось еще собственной
православной богословской терминологии в христологии (она
была фактически сформулирована свт. Проклом
Константинопольским): термины «природа» («физис») и
«ипостась» («ипостасис») используются как синонимы, а
«лицо» («просопон») и «ипостась» наоборот – не синонимы
11. свт.Кирилл, патриарх Александрийский Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας (376-444)
12. Вероучение Древних Восточных Церквей
Формула-эксцерпция свт. КириллаАлександрийского:
μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη
«Единая природа Бога Слова воплощённая»
- стала «камнем преткновения»:
формула неточная (допускает несколько трактовок)
еще не сформирована богословская терминология
Свт. Кирилл Александрийский взял ее из трудов, подписанных
именем свт. Афанасия Великого, на самом деле это был подлог
аполлинаристов
13. Вероучение Древних Восточных Церквей
НЕСТОРИАНСТВО:две природы, две ипостаси
МОНОФИЗИТСТВО:
одна природа (после соединения), одна ипостась
ПРАВОСЛАВИЕ:
две природы, одна ипостась; человеческая природа
воипостазирована в ипостась Бога Слова
14. Вероучение Древних Восточных Церквей
НЕСТОРИАНСТВО*патр. Несторий Константинопольский
Основа – богословие блж. Феодорита Киррского
Феодор Мопсуэстийский и Несторий выступали против
Аполлинария Лаодикийского
Против Нестория выступил свт. Кирилл Александрийский
с 12-ю анафематизмами
Несторий осужден на IV Вселенском Соборе, а
Феодор Мопсуэстийский – на VI Вселенском Соборе
Термин Нестория (встречается и у Феодора
Мопсуэстийского) - «лицо единения», т.е. Христос
15. блж.Феодорит, епископ Киррский Θεοδώρητος ο Κύρου (386/393-458)
16. Вероучение Древних Восточных Церквей
«парсопа» = «природа» (адекватный перевод)«кнома» = «ипостась» (неверный перевод)
Кнома ("qnome") – конкретная реализация природы,
данный термин не является аналогом греческого
термина „ипостась“ и относится к конкретной
индивидуализированной природе, но не к личности;
причем обе кномы соединены в одном лице Христа.
Христологическая формула несторианской Церкви –
выражена Мар Бавваем Великим (VII в.): «Две
природы, две кномы, в одном лице и одной воле
Христа».
17. Вероучение Древних Восточных Церквей
МОНОФИЗИТСТВО«строгое»
*архим. Евтихий Константинопольский и *патр. Диоскор
Александрийский
Человеческая природа Христова смешалась с Божественной
«нестрогое» (+ современное монофизитство)
*патр. Севир Антиохийский (V-VI вв.)
Термин Севира – «единая сложная природа»
Современные монофизиты анафематствовали «строгих»
монофизитов (осужденных Халкидонским Собором)
18. Диоскор, патриарх Александрийский Διόσκορος Α΄ ὁ Ἀλεξανδρείας (?-454)
19. Севир, патриарх Антиохийский Σεβήρος Αντιοχείας (465-538)
20. Вероучение Древних Восточных Церквей
• Севир Антиохийскийутверждает:
Единый Христос «из двух
природ»
отрицает:
две природы после
соединения
«в двух природах»
«человечество Христа –
природа»
• свт. Кирилл
Александрийский
утверждает:
«из двух природ»
два естества во Христе –
Божество и Человечество
старается не говорить:
«человечество Христа –
природа» (из-за
полемики с Несторием)
21. Вероучение Древних Восточных Церквей
• Сложившаяся в период ВселенскихСоборов христологическая терминология
«сущность»/«ουσία» - делает явление тем, что
оно есть само по себе
«природа»/«φύσις» - выражение сущности:
общее, родовое понятие
«ипостась»/«υπόστασις» - самостоятельное,
индивидуальное бытие
«лицо»/«πρόσωπον» - фактически
отождествлен с ипостасью
22. Вероучение Древних Восточных Церквей
• НЕСТОРИАНСТВОотрицает: «из двух природ», «одного и того же»
признает: «в двух природах»
• МОНОФИЗИТСТВО
отрицает: «в двух природах»
признает: «из двух природ», «одного и того же»
• ПРАВОСЛАВИЕ
признает: «в двух природах», «одного и того же»
отрицает: «из двух природ»
23. Вероучение Древних Восточных Церквей
• «из двух природ» (ἐν δύο φύσεσιν)Богословские выражения Халкидонского Ороса:
• «в двух природах» (ἐν δύο φύσεσιν)
• «его же» (τὸν αὐτὸν)
• «одного и того же» (ἕνα καὶ τὸν αὐτὸν)
п.17: «В двух природах неслиянно, неизменно,
нераздельно, неразлучно познаваемого» (ἐν δύο
φύσεσιν, ἀσυγχύτως, ἀτρέπτως ἀδιαιρέτως, ἀχωρίστως
γνωριζόμενον)
Христология Собора – взята у отцов-каппадокийцев
(не принята Древневосточными Церквами)
24. Вероучение Древних Восточных Церквей
НЕСТОРИАНСТВО – ПРАВОСЛАВИЕ – МОНОФИЗИТСТВОДифизитство – «две природы»
Диафизитство – «двойственная природа»
Монофизитство – «одна природа»
Миафизитство – «единая природа»
Для несториан православные и монофизиты –
монофизиты
Для монофизитов православные и несториане –
дифизиты/диафизиты
Себя монофизиты называют миафизитами
25. Ассирийская Церковь Востока
26. Ассирийская Церковь и ее особенности
• Основатель: апостол Фаддей• 17 епархий; центр – Багдад (Ирак)
• Предстоятель: Католикос-Патриарх Мар Геворгис III
• Язык: древнесирийский
• Календарь: григорианский (часть священников – не согласна)
• Численность: 200 – 400 тыс.чел.
27. Ассирийская Церковь и ее особенности
• Восточно-Сирийский обряд• Чин Литургии – Нестория
• 7 таинств (в т.ч. закваска «малька» и крестное знамение),
соборование и брак таинствами не являются
• отсутствие икон (принимается только Крест и Спас
Нерукотворный), на стенах пишут цитаты Св.Писания
• В XX в. исчезли монастыри
• Вима – продолжение солеи в центр храма
• Заколают баранов на праздники в качестве милостыни
28. Священство Ассирийской Церкви
29. Священство Ассирийской Церкви
30. Ассирийская Церковь в России
31. Ассирийская Церковь в России
Канонически территория России входит всостав ассирийской епархии Северного
Ирака и стран СНГ:
• Приход «Мат-Марьям» в Москве на
Дубровке
• Две общины в Краснодарском крае
32. Урмийская миссия Русской Церкви
• Русская духовная миссия в Урми́ и учреждена в 1898 г. вслед заприсоединением айсоров (ассирийцев) во главе с еп. Мар
Ионой к Русской Православной Церкви. Первым начальником
миссии стал архим. Феофилакт (Клементьев). Айсоры
испытывали давление со стороны британцев и мусульман. На
1905 год имела двух епископов (этнических ассирийцев) и
более 60 священников и диаконов, располагала около 40
храмами и 60 школами.
• В 1914 г. из-за начавшейся I Мировой войны часть миссии была
эвакуирована в пределы Российского Закавказья. С 1917 г.
Русская Церковь уже не могла более поддерживать Урмийскую
миссию.
• В 1945 г. последний православный епископ-ассириец покинул
территорию Ирака. В 1946 г. миссия была формально закрыта
со стороны РПЦЗ.
33. Коптская Православная Церковь Александрии
34. Коптская Церковь и ее особенности
• Основатель: апостол Марк• 60 епархий; центр – Каир (Египет)
• Предстоятель: Папа и Патриарх Феодор II
• Язык: коптский (северный, бохейрский диалект),
арабский, греческий (нек.возгласы)
• Календарь: коптский
• Численность: 18 млн.чел.
• В России намереваются строить храм – в Москве
35. Коптская Церковь и ее особенности
• В храмах – деление храма решеткой, используют макетыНоева ковчега
• На Литургии: отсутствует Херувимская песнь, совершается
«Представление Святых даров»
• 7 больших и 7 малых господских праздников (входят:
Обрезание, Чудо в Кане, Сретение, Тайная Вечеря, Неделя о
Фоме, Бегство в Египет, Преображение)
• Помимо 4 основных есть 2 малых поста: Ниневийский и пост
Ираклия (по поводу падения Иерусалима)
• 36 раз помазывают на Миропомазании (12 мест по 3 раза)
36. Священство Коптской Церкви
37. Священство Коптской Церкви
38. Священство Коптской Церкви
39. Сирийская Православная Церковь Антиохии и всего Востока
40. Сиро-Яковитская Церковь и ее особенности
• апостольская кафедра в Антиохии• 16 епархий; центр – Дамаск (Сирия)
• Предстоятель: Патриарх Игнатий Эфрем II
• Язык: старосирийский (западн., эдесский диалект)
• Календарь: григорианский (кр. Святой Земли)
• Численность: 2,25 млн.чел. (вместе с малабарами)
• Основана Иаковом Барадеем (VI в.), рукоположение – от
коптов. Претерпела истребление со стороны Тамерлана
• В 1665 г. включили в свой состав малабаров (Индия)
41. Сиро-Яковитская Церковь и ее особенности
• Западно-сирийский обряд• Чин Литургии – св. Иакова
• Хлеб для Евхаристии используется квасной,
смешанный с солью и елеем
• Вставка в Трисвятое «…распныйся за ны»
• Дополнительный пост: Ниневийский
• Крестное знамение – совершается одним пальцем
42. Священство Сиро-Яковитской Церкви
43. Священство Сиро-Яковитской Церкви
44. Эфиопская Православная Церковь Тевахедо
45. Эфиопская Церковь и ее особенности
• Основатель: апостол Марк; Фрументий Аксумский• 44 епархии; центр – Аддис-Абеба (Эфиопия)
• Предстоятель: Абуна Матиас
• Язык: геэз (староамхарский), оромо, тигринья
• Календарь: древн. доюлианский = юлианский
• Численность: 16 млн.чел.
• Тевахедо – доктрина о благодатности Церкви в связи с
сохранением Ей правильной христологии
46. Эфиопская Церковь и ее особенности
Литургия совершается минимум двумя священниками и тремя диаконами
(необходимый состав клириков)
В дьяконы посвящают с 12-ти лет
Используют литургические танцы и музыкальные инструменты за
богослужением: меквомию (флейту), систр и барабан
Имеют некоторые иудейские традиции: почитание субботы наряду с
воскресеньем, обрезание, запрет в пище
Особый «примитивный» стиль иконописи
Храмы имеют выход на 4 стороны света (иногда – круглые), алтарь – в
центре храма
Используют зонтики за богослужением
Ходят на крестный ход с крышками от престолов
47. Храм св.Георгия в Лалибэле
48. Священство Эфиопской Церкви
49. Священство Эфиопской Церкви
50. Священство Эфиопской Церкви
51. Эритрейская Православная Церковь и ее особенности
• Основатель: апостол Марк, Фрументий• 10 епархий; центр – Асмэра (Эритрея)
• Предстоятель: Абуна Диоскор
• Обряд – эфиопский
• Численность: 1,7 млн.чел.
52. Маланкарская Православная Церковь
53. Священство Маланкарской Церкви
54. Каноническая картина Древневосточной Церкви в Индии
55. Каноническая картина Древневосточной Церкви в Индии
56. Маланкарская Церковь и ее особенности
• Основатель: апостол Фома• 25 епархий; центр – Коттаям (шт. Керала, Индия)
• Предстоятель: Католикос Мар Фома Павел II
• Язык: сирийский, малаялам
• Календарь: григорианский
• Численность: 1,2-2,5 млн.чел.
• В 1653 г. Церковь противостояла униатству с
Римом – «клятва Креста Кунан»
57. Армянская Апостольская Церковь
58. Армянская Церковь и ее особенности
• Основатели: апостолы Варфоломей и Фаддей; ГригорийПросветитель
• 2 католикосата (Армянский и Киликийский) +
2 патриархата (Иерусалимский и Константинопольский);
• центр – Эчмиадзин (Армения)
• Предстоятель: Католикос всех армян Гарегин II
• Язык: армянский
• Календарь: григорианский (в диаспоре – юлианский)
• Численность: 10 млн.чел.
59. Армянская Церковь и ее особенности
• В свое время был принят западно-сирийский обряд• Чины Литургии: свт. Афанасия Великого, свт. Григория Просветителя,
свт. Василия Великого (испытали сирийское и византийское влияние)
• Евхаристия совершается на опресноках и вине без добавления воды
• Вставка в Трисвятое «…распныйся за ны» (и др. варианты)
• На Миропомазании используют особое «сесамское масло»
• Богоявление («Епифания») – праздник, включающий и Рождество
• Многодневных постов – 6 (+ Передовой и Преображенский),
недельные посты в честь св.Григория Просветителя, свт.Иакова
Низибийского, св.Креста на горе Варанг и св.Илии
• Используют музыкальные инструменты за богослужением: цинга,
орган (в Эчмиадзине)
• Матах – заклание баранов на праздники в качестве милостыни
• Установка каменных поклонных крестов - хачкаров
60. Армянская Церковь в России
61. Армянская Церковь в России
Канонически территория России входит всостав двух армянских епархий:
Российской и Ново-Нахичеванской (Москва)
Юга России (Краснодар)
62. Священство Армянской Церкви
63. Священство Армянской Церкви
64. Восточнокатолические Церкви
Несторианские Церкви:• Халдейская Католическая Церковь
• Сиро-Малабарская Католическая Церковь
Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:
• Армянская Католическая Церковь
• Коптская Католическая Церковь
• Эфиопская Католическая Церковь
• Эритрейская Католическая Церковь
• Сирийская Католическая Церковь
• Сиро-Маланкарская Католическая Церковь
Монофелитские Церкви:
• Маронитская Церковь
65. Маронитская Католическая Церковь
66. Священство Маронитской Церкви
67. Маронитская Церковь и ее особенности
• Основатель: св. Марон• 24 епархии; центр – Бкирки (Ливан)
• Предстоятель: Патриарх Антиохии и всего Леванта
Бешар Бутрос эль-Раи
• Язык: арабский, сирийский
• Календарь: григорианский
• Численность: 3,26 млн.чел.