Похожие презентации:
Донская икона Божией Матери
1.
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ2.
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в Россиичудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление».
Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте
иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с
военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на
развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в
Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в
Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89)
закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный
Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в
Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный
взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства
поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская
икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С
заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней)
связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591.
В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для
которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона
почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов.
К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и
сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории,
зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об
участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы
подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в
конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копиисписки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными
драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в
Третьяковской галерее в Москве.
Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября)с
крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.
3.
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери — иконаБогородицы с младенцем Христом на руках,
выполненная в иконографическом изводе Елеуса.
Икона является двусторонней, на её обороте
изображено Успение Богородицы.По преданию
(согласно предисловию ко вкладной книге
Донского монастыря от 1692 года) была поднесена
донскими казаками из городка
Сиротинамосковскому князю Дмитрию Донскому
перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской
церкви икона почитается чудотворной,
празднование в её честь совершается 19 августа по
юлианскому календарю.Искусствоведы датируют
время её написания 1380—1395 годами, автором
считают Феофана Грека, либо одного из мастеров
его круга. В настоящее время Донская икона
находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в
день празднования иконы её доставляют в Донской
монастырь для совершения перед ней
праздничного богослужения[1].
4.
Кем была написанна икона?ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - одна из
самых чтимых в России чудотворных икон.
По преданию, была написана Феофаном
Греком,приехавшим на Русь во второй
половине XIV века. Хотя точных данных о
том, когда и кем была написана икона, не
сохранилось.
Празднование в честь чудотворной Донской
иконы Пресвятой Богородицы установлено в
память знаменательнейшего события
русской истории —Куликовской битвы 1380г.
5.
По преданию, икона была поднесена донскими казакамимосковскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской
битвой (1380 год). Заступничеством Богоматери войско святого
благоверного великого князя Димитрия Донского одержало
победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о
победе на берегах Дона икона Богородицы получила название
Донская.
По другой версии, этот образ Пресвятой Богородицы принесли с
собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина,
где икона пребывала в Благовещенской церкви. Образ
водрузили на древке как хоругвь и во все продолжение битвы
он пребывал среди русского войска. После битвы казаки
преподнесли её возвращавшемуся с победой святому
благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону
Божией Матери в Москву и сначала поставил её в Успенском
соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского
собора перенёс образ туда.
Донская икона не раз являлась заступницей и
покровительницей православных воинов.
Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским
походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а
затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
6.
В память об этом на месте полковой церкви в том же 1591 годубыл основанДонской монастырь. Для него сделали список с
чудотворной иконы Богородицы. С этого времени икона начинает
почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
Этот чудотворный список и доныне пребывает в Донском
монастыре.
В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на
царство Бориса Годунова.
В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия
Голицына.
В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны
Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в
Благовещенский собор.
Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась
драгоценных камней с её оклада.
В 1919 году Донская икона поступила в Государственный
исторический музей.
В 1930 году попала в собрание Третьяковской галереи.
В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской
галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в
Донской монастырь для совершения перед ней праздничного
богослужения.
7.
Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте УспениеБогородицы.Лицевая сторона[править | править вики-текст]Богородица с Младенцем ИисусомНа лицевой
стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса).
Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не
сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение
традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом
её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой
гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые
до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.Охряный хитон
Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым
золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца
поддерживает левая рука Марии.Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с
бахромой и традиционными тремя золотыми звёздами, символом её приснодевства (до, во время и после
рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.По словам В. Н. Лазарева,Являясь сторонником русского
происхождения иконы, Лазарев приводил в доказательство своего предположения довод, что
константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классических канонов и не позволяли себе
экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности.
Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Автор при написании
лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа», использует, к примеру, асимметрию в
расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут
вправо. Цветовую гамму иконы Лазарев оценивал как густую, плотную и насыщенную, что отличает её от общей
направленности новгородской школы иконописи, хотя в то же время она не соответствует и византийской
иконописи данного периода.По мнению учёного, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона
Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской
8.
На лицевой стороне иконы описанно:Богоматерь как бы предвидит трагическую
судьбу своего сына. Но лицо её не только
печально; оно отражает внутреннюю
просветлённость, что придаёт ему
оттенок особой мягкости, несвойственный
византийским иконам на эту же тему.
Такого выражения мягкой человечности
художник достигает с помощью певучего
цвета с интенсивными ударами драгоценной
ляпис-лазури и с помощью умелого
использования плавных, округлых линий, в
которых нет ничего жёсткого и
стремительного.
9.
Оборотная сторона[править | править вики-текст]Успение Богородицы
На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже
киноварная надпись «Успение свят ыни Богородицы»). Сцена Успения лишена традиционных дополнительных
сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура
Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом
бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают
двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ
Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя
зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы
установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.В. Н. Лазарев писал:Епископ Иаков и апостолы
(фрагмент иконы)Описывая Успение, В. Н. Лазарев акцентировал внимание на том, что, по сравнению с
изображением лицевой стороны иконы, изображение на её обратной стороне выдержано в более тёмной и
драматичной гамме с преобладанием густых синих, плотных зелёных, шоколадно-коричневых тонов,
контрастирующих с белыми, пронзительно-красными, золотисто-жёлтыми, водянисто-голубыми и нежными
розовато-красными цветами. Обобщая, исследователь характеризовал изображение на обороте как более
темпераментное и импульсивное, интимное и непосредственное, выделяющееся этим из трактовок Успения
другими художниками данного периода. Плоскость цвета, чёткость границ, тяжёлые коричневато-оливковые
тени на лицах, резкие высветления и блики — из всего этого, по мнению В. Н. Лазарева, следует, что
лицевая и обратная стороны иконы выполнены разными мастерами. Также исследователь отметил, что в лицах
апостолов нет традиционного для таких изображений византийского аристократизма: напротив, их отличает
крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, что, как и характерная
для новгородских икон того времени лаконичность письма, свидетельствует о русском авторстве данного
изображения и, скорее всего, о его новгородском происхождении, которое в то же время является оригинальным
симбиозом константинопольской и новгородской школ.
10.
На оборотной стороне иконы описанно:Описывая Успение, В. Н. Лазарев акцентировал внимание на том, что,
по сравнению с изображением лицевой стороны иконы, изображение
на её обратной стороне выдержано в более тёмной и драматичной
гамме с преобладанием густых синих, плотных зелёных, шоколаднокоричневых тонов, контрастирующих с белыми, пронзительнокрасными, золотисто-жёлтыми, водянисто-голубыми и нежными
розовато-красными цветами. Обобщая, исследователь
характеризовал изображение на обороте как более темпераментное и
импульсивное, интимное и непосредственное, выделяющееся этим
из трактовок Успения другими художниками данного периода.
Плоскость цвета, чёткость границ, тяжёлые коричневато-оливковые
тени на лицах, резкие высветления и блики — из всего этого, по
мнению В. Н. Лазарева, следует, что лицевая и обратная стороны
иконы выполнены разными мастерами. Также исследователь
отметил, что в лицах апостолов нет традиционного для таких
изображений византийского аристократизма: напротив, их отличает
крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы
на Волотовом поле, что, как и характерная для новгородских икон
того времени лаконичность письма, свидетельствует о русском
авторстве данного изображения и, скорее всего, о его новгородском
происхождении, которое в то же время является оригинальным
симбиозом константинопольской и новгородской школ.