Русская икона
Икона в православии
Андрей Рублёв
рАБОТЫ
Икона Богоматери Владимирской «Умиление»
Икона «Троица»
Икона «Спас в силах»
Звенигородский чин»
Феофан грек
Церковь спаса на ильине улице
Иконопись XVI века
Иконопись XVII века
Симон Ушаков

Русская икона

1. Русская икона

РУССКАЯ ИКОНА

2.

• Русская иконопись — развивавшееся в недрах
православной церкви изобразительное искусство
Древней Руси, начало которому было положено в
конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась
ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII
века, когда в петровскую эпоху была потеснена
светскими видами изобразительного искусства.

3. Икона в православии

ИКОНА В ПРАВОСЛАВИИ
• В православной традиции икона занимает исключительное место. Мало кто знаком с
православным богословием, немногие заходят в православные храмы, но при этом в сознании
большинства людей Православие отождествляется, прежде всего, с иконами. Репродукции с
византийских и русских икон можно увидеть как в православной, так и в католической,
протестантской и даже нехристианской среде. Икона является безмолвным и красноречивым
проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а подчас и
враждебном по отношению к ней мире.
• В переводе с греческого «икона» означает «образ». Когда некоторая реальность отражается в
другом материале — это образ. Память о каком-либо событии — это образ. Отражение другого
человека в сознании и в глазах — это образ. Слово, которым обозначается предмет — это образ:
любое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отображение в речи. Человек неизбежно живет в
мире образов. Даже стол, который можно видеть перед собой, дан как образ (сознание
непосредственно работает с образом стола на сетчатке глаза). Вся культура — от музыки до
скульптуры, от литературы до живописи, есть образ. Тем самым вся культурная деятельность
человека есть научение жить в мире неизбежных образов. В этой школе у человека должно
развиться ожидание того, что реальность многомернее и сложнее своих образов, и в то же время
смирение с тем, что познание мира без посредства образов вообще невозможно.

4.

• Древнейшие на Руси иконы сохранились
в Великом Новгороде.
• Из Софийского собора происходят
несколько огромных икон, входивших в
древнейшее убранство храма. Икона «Спас
Златая риза», изображающая Христа на
троне в золотых одеждах, находится в
настоящее время в Успенском
соборе Москвы, но на ней сохранилась
только живопись XVII века. Гораздо лучше
сохранилась икона
апостолов Петра и Павла, хранящаяся в
Новгородском музее вместе со своим
древним окладом.

5.

• Из Георгиевского собора Юрьева
монастыря происходят две иконы 1130х гг: «Устюжское Благовещение» и
ростовая икона святого Георгия (обе в
ГТГ). Иконы также большого размера и
превосходного исполнения. Размеру
соответствует и монументализм
образов

6.

• В конце XII века была создана икона
«Спас Нерукотворный» с
изображением на обороте
поклонения кресту.
• Изначально, как
установил Г. И. Вздорнов, она
происходит из новгородской
деревянной церкви св. Образа,
возведённой Внездом Нездиничем в
1191 году.

7.

• Ангел Златые власы — древнейшая икона из
собрания Государственного Русского музея в
Санкт-Петербурге. Датируется второй
половиной XII века. Большинство
специалистов относят её к новгородской
школе иконописи.
• Характерной особенностью этой
иконографии являются волосы Ангела,
выполненные в технике «асиста» сусальным
золотом, отчего эта иконография и получила
такое название. По каждому волоску Ангела
проложена тонкая ниточка золотого листка,
отчего его волосы сияют небесным
божественным светом, поскольку золото
символизирует на иконе неземное,
божественное начало.

8.

• Богоматерь Умиление — русская икона новгородского
происхождения, которая датируется последней третью
XII века. Находится в Успенском соборе Московского
Кремля.
• Икона имеет новгородское происхождение. Мастер
копировал византийский прототип, соединив в иконе
элементы иконографических типов — Одигитрии и
Умиления. Младенец Иисус, хотя и прижимается щекой к
голове Богородицы, изображён в позе типичной для
извода Одигитрии. В правой руке он держит свиток, а
левая изображена с подобием благословляющего жеста
(пальцы её разжаты, как в иконографии Умиления, где
левая рука Богомладенца изображается направленной к
щеке Богоматери).

9. Андрей Рублёв

АНДРЕЙ РУБЛЁВ

10.

• Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим
сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» —
инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский
постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно
(скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей
Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством
того, что отца художника действительно звали Иваном.
• Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком
также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405
году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был
расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём
мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй
раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе
во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже
полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с
Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не
сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
• Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где
весной 1428 года выполнил свою четвертую, известную по летописям работу — фрески Спасского собора.
Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1993 году археологическими
раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые рядом авторов были ошибочно
приписаны Андрею Рублёву

11. рАБОТЫ

РАБОТЫ
• Иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
• Успенский собор во Владимире
• Икона Богоматери Владимирской «Умиление»
• Икона «Троица»
• Икона «Спас в силах»
• «Звенигородский чин» — три иконы с изображением Спасителя, архангела
Михаила и апостола Павла.

12. Икона Богоматери Владимирской «Умиление»

ИКОНА БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ
«УМИЛЕНИЕ»

13. Икона «Троица»

ИКОНА «ТРОИЦА»

14. Икона «Спас в силах»

ИКОНА «СПАС В СИЛАХ»

15. Звенигородский чин»

ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН»

16. Феофан грек

ФЕОФАН ГРЕК

17.

• Феофан Грек (около 1340 года - после 1405 года) - византийский (греческий)
живописец, работавший в России во второй половине XIV - начале XV веков. Вместе
с Андреем Рублевым и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор
Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон,
оставил фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются
монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью
образов, свободной живописной манерой.

18. Церковь спаса на ильине улице

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ

19. Иконопись XVI века

ИКОНОПИСЬ XVI ВЕКА
• В XVI веке в России сформировались несколько иконописных стилей, или «пошибов», из которых
главными следует признать Новгородский, Строгановский и Московский. Некоторые знатоки и
собиратели старинных образов прибавляют к этим пошибам также Киевский, Устюжский,
Суздальский и Фряжский. Также различают Сибирскую школу. Объяснение особенностей,
отличающих один пошиб от другого, одну школу от другой, повело бы нас слишком далеко. Эти
особенности заключаются вообще в более или менее тонкой отделке иконы, в резкости или
плавности рисунка, в большей или меньшей живости красок, в предпочтительном употреблении
известных колеров, в различной пропорциональности изображенных фигур и т. п. Однако эти
отличия не настолько значительны, чтобы ими нарушалась близкая родственность школ, которые
все, в отношении композиции («перевода» по выражению иконописцев), строго придерживаются
форм византийской иконографии, равно как и в отношении техническом пользуются способами,
практиковавшимися в греческой и вообще средневековой живописи.

20. Иконопись XVII века

ИКОНОПИСЬ XVII ВЕКА
• Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение
иконописных, иконографических канонов. Переоценка ценностей, происходившая во
всех сферах русской культуры этого периода, способствовало появлению нового
взгляда на мир. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты
природы, реального человека. Увеличивается тематика изображений: растет
количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются
западные гравюры. Искусство постепенно освобождается от власти
иконографических канонов

21.

• В начале XVII века господствуют два художественных направления — архаизирующий
«годуновский стиль» и изощренная, миниатюристская строгановская школа. Элементы
своеобразного реализма, которые можно наблюдать в строгановской школе, получили
развитие в творчестве наиболее значимых мастеров-станковистов этого века — царских
изографов Оружейной палаты. Их глава Симон Ушаков сочинил в 1667 году «Слово к
люботщателям иконного писания», в котором изложил свои взгляды на задачи живописи,
по существу ведущие к разрыву с иконописной традицией предыдущей эпохи. В своих
иконах он разрушает плоскость, делает глубину перспективы ощутимой, слишком выявляет
телесную объемность в фигурах, аксессуары слишком «реалистичными». Наиболее удачны
его работы, где главную роль играет человеческое лицо, в особенности иконы типа «Спас
Нерукотворный». «Крупный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать
великолепное владение техникой светотеневой моделировки, прекрасное знание анатомии
(Ушаков намеревался издать анатомический атлас для художников), умение максимально
близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, пушистую сень ресниц, матовый
блеск белков глаз, красноватую сетку прожилок»

22. Симон Ушаков

СИМОН УШАКОВ
«Спас Нерукотворный»,
1658 год
Троица Ветхозаветная,
1671

23.


Фреска
Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия — Гурий Никитин. Фрески XVII века необычайно декоративны, узорчаты, они потеряли
тектонику и соотнесение с архитектурными поверхностями. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века — «бытовизм»,
интерес к человеку в его повседневной живописи. В них нет пафоса или лиризма, а присутствует занимательная притча, в которой все интересно,
все вызывает любопытство. Это ведет к смещению акцентов — внимание фиксируется не на библейских героях, а на красоте природы, труда,
повседневности. Так, изображение жатвы в сцене «Воскрешения сына сонамитянки» (Церковь Ильи Пророка (Ярославль)) — уже настоящий
русский пейзаж и настоящая жанровая сцена.
Человек в росписях XVII века — обычно деятелен, мечется, жестикулирует, работает; никакой погруженности в себя, неподвижной
созерцательности. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. «Мастера фресковой живописи XVII века
вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Они постепенно начинают высвобождаться из плена иконописных канонов, становятся
настоящими творцами художественных композиций, и значение этого факта для становления русского искусства нового времени трудно
переоценить».
Мастера фрески этого периода — костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, переяславец Дмитрий Плеханов, ярославцы Дмитрий Григорьев, Фёдор
Игнатьев и другие. Большинство шедевров фрески этого времени сосредоточено в купеческих поволжских городах, в первую очередь — в
Ярославле.
Парсуна
Ярче всего черты, которые будут присущи будущему русскому искусству, из произведений XVII века проявились в искусстве парсуны. Жанр,
возникший ещё в последней четверти XVI века, применяет иконописные художественные приемы для воссоздания реалистичной внешности
портретируемого. Предназначались парсуны для надгробных иконостасов. В числе наиболее известных — «Парсуна Скопина-Шуйского» (ок. 1630).
Графика
В XVII веке искусство миниатюры достигает высокого уровня. Множеством портретов украшен «Царский титулярник»; в книге «Лекарство
душевное» (1670) изображен целый ряд чисто жанровых сценок, аналогично — и в «Евангелии» (1678), заказанном Фёдором Алексеевичем, с 1200
миниатюрами.
Вместе с книгопечатанием развивается искусство гравюры на дереве, затем гравюры на металле. Среди мастеров — Симон Ушаков и Афанасий
Трухменский, создавшие «Повесть о Варлааме и Иоасафе».
English     Русский Правила