Похожие презентации:
Философия средневековья (I-XIV вв. н.э.)
1. Тема 4. Философия средневековья (I-XIV вв. н.э.)
• Особенности философии средневековьяЗападной Европы
• Аврелий Августин и Фома Аквинский
как видные представители патристики и
схоластики
• Арабская философия средневековья.
2. Характеристика средневековой философии
Религиозная (теологическая)Христианская
«Служанка
богословия»
3. Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий
мир – его творением.Особенности мировоззренческой позиции:
креационизм;
идея «откровения»;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира,
бессмертия души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение
Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме
восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
4.
ТЕОЦЕНТРИЗМ(Бог – абсолютный источник жизни и блага)
5. Креационизм – творение мира Богом из ничего
1. Идея творения:Мир – результат
творения Бога
2. Идея откровения:
Вера- единственный
способ познания
сверхъестественного
6. Провиденциализм
Бог управляет миромИстория человечества – исполнение его
предначертаний
-----------------------------------------------------Развивается экзегетика – искусство
толкования религиозных текстов
7.
Основные вехи средневековойфилософии
• Патристика
• Схоластика
8. Основные этапы развития философии средневековья
ПАТРИСТИКА(учение «отцов церкви»)
охватывает с I по IX вв.
На этом этапе происходит
разработка и оформление
основного содержания
христианской философии
на основе религиозного
учения Иисуса Христа и
философской системы
Платона.
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьноуниверситетскую
дисциплину, имевшую цель
философски обосновать
религиозное учение и
догматы Церкви под
влиянием философского
наследия Аристотеля.
9. Августин Блаженный как видный представитель патристики
• Автор работ «О градеБожьем», «Исповедь»,
«Против академиков» и др.;
• заложил основы католицизма;
• основал исповедальный жанр
в философии и литературе;
• предложил линейное
представление о времени;
• обосновал идею господства
Церкви над государством, а
Папы – над монархами;
• выдвинул идею социального
конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью)
10. Патристика (лат. pater — отец)
Совокупность философских итеологических доктрин
христианства II – VIII вв.,
созданных
«отцами церкви»
Патристика опиралась на идеи
Платона
11. Вопрос 2. Средневековая патристика.
Патристика –учение «отцов церкви».
Цель-формулировка основных догматов
Гностицизм
Васелид, Валентин
Апологетика
Юстин Мученик,
Тертуллиан
Манихейство
Мани
Догматика
Василий Великий,
Аврелий Августин
12. Гностицизм Основные идеи:
• Переосмыслениемифологических
представлений
и
религиозных,
философских
• Делили людей на 3 категории:
«плотские» люди, «душевные» люди,
«духовные» люди
• Противопоставление духа и материи
13. Апологетика Основные идеи:
• Главная идея – оправдания, защитырелигиозного мировоззрения
• «Верю потому, что абсурдно»
• Откровение
–
обнаружение
Бога
посредством деятельности сердца как
органа религиозных переживаний
14. Манихейство Основные идеи:
• Мир рассматривали как арену борьбыдобра
и
зла
(Божественного
и
дьявольского)
• Путь спасения человека - аскетический
образ жизни
15. Августин Блаженный (354-430 гг.) яркий представитель патристики
«Исповедь»,«О граде Божьем»
Град земной – жизнь во плоти
Град Божий – жизнь по духу
«ЛЮБИ БОГА, и тогда делай, что хочешь»
16. Философия истории Августина
ГРАД БОЖИЙЗАКОНЫ
ВЛАСТЬ
АРМ
ИЯ
ГРАД ЗЕМНОЙ
Смысл истории человечества – нравственный прогресс (очищение души
и подготовка к вечной жизни)
17. Спор о природе универсалий (общих понятий)
Реализм- направление теологической
философии, сторонники
которого считали
подлинно существующими
не сами вещи, а их общее
понятие – универсалии.
Согласно реалистам
универсалии существуют
до вещей. Они
продолжают учение
Платона об эйдосах.
Номинализм
Реально существуют сами
конкретные вещи, в то
время как общие понятия
есть лишь имена вещей.
Согласно номиналистам
универсалии существуют не
до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным
опытом. Они продолжают
учение Аристотеля.
18. Средневековая схоластика.
Средневековая схоластика«школьная философия»
Распространение среди широких слоев населения
Вопрос об универсалиях –
общих понятиях
(человек, лошадь)
Реализм
Номинализм
19. Фома Аквинский как крупный представитель схоластики
• Автор работ «Сумма теологии»,«Против язычников»,
комментариев к Библии, к
произведениям Аристотеля;
• логически доказал
существование Бога;
• систематизировал схоластики;
• автор неотомизма;
• исследуя проблему бытия,
разделяет сущность (эссенцию)
и существование (экзистенцию);
• разработал проблему
соотношения религии и науки,
веры и разума.
20. Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:
• должен существовать первый двигатель;• в цепи действующих причин должна существовать первая
причина;
• все вещи мира случайны, но случайное зависит от
необходимого, поэтому должно существовать абсолютное
необходимое существо;
• вещи обнаруживают различные степени совершенства,
поэтому должно существовать и абсолютно совершенное
существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
• целесообразность в природе не может быть объяснена
естественными причинами, поэтому необходимо согласиться
с тем, что имеется сверхприродное разумное существо,
которое упорядочивает мир.
21.
Исследование проблемы познания Фомой
Аквинским:
Откровение и разум (вера и знание) – не одно
и то же (как считал Августин Блаженный), а
различные понятия
Вера и разум одновременно участвуют в
процессе познания
Вера и разум дают истинное значение
Если человеческий разум противоречит вере,
то он дает неистинное знание
Все в мире делится на то, что можно познать
рационально (разумом), и то, что разумом
непознаваемо
22. Пьер Абеляр Основные идеи:
• Подчеркивал преимущества разума передслепой верой
• Сформулировал теорию «двух истин»,
достигаемых с помощью веры и разума
• Считал, что универсалии – это понятия,
возникающие в ходе познания вещей при
помощи абстрагирующей деятельности ума
23. Уильям Оккам Основные идеи:
• Отделил философию от теологии• Сформулировал
принцип
Оккама»:
Сущностей
не
умножать без необходимости
«бритвы
следует
24. Значение философии средневековья:
• Именно на основе религиозных духовных ценностейбыл постепенно преодолен тот глубокий социальнополитический и духовный кризис, который явился
причиной гибели античной культуры;
• религиозная философия оказала стимулирующее
воздействие и на духовное развитие общества;
• мыслители Средневековья внесли существенный вклад
на разработку ряда ключевых понятий и проблем
философии;
• философия средневековья внесла существенный вклад
в укрепление нравственных устоев общества,
проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные
ценности.