Жанр невольничьего повествования в литературе и на экране
3.06M
Категория: КультурологияКультурология

Жанр невольничьего повествования в литературе и на экране

1. Жанр невольничьего повествования в литературе и на экране

2.

Американская мозаика
-
-
-
США – исторически сложившаяся многонациональная страна, отсюда
полифонизм ее культуры
В науке США межэтнические взаимодействия описываются в рамках
концепции мультикультурализма:
Концепция «плавильного котла» / melting pot (до 1960-х гг.)
Концепция «салатницы» / salad bowl (c 1960-х гг.), «мозаики»,
«калейдоскопа»
Национальные сегменты американской культуры и литературы (в 2015):
Белые американцы (в общей сложности, 72,4 %)
белые американцы-англосаксы (WASP)
Потомки европейских эмигрантов (евреев, итальянцев, шведов, ирландцев,
русских) – С. Беллоу, Б. Маламуд, В. Набоков, И. Бродский и др.
Индейцы (Native Americans) – Н. С. Момадэй, Л. Мормон Силко и др. 0,9 %
Чиканос (Chicano) и латинос – С. Сиснерос, А. Кастильо, О. З. Акоста 16,3%
Афроамериканцы – Тони Моррисон, Элис Уокер, Майя Энджелоу. Джон
Ридли – 12,6%
Азиаты (из Индии, Китая, Японии и др.) – Эми Тан, М. Х. Кингстон, Ф. Чин 4,8%

3.

Афроамериканская литература
Афроамериканцы появились в Северной Америке как рабы и оставались в самом
низу социальной структуры США вплоть до 1960-х гг.
История афроамериканцев связана с рабством и межрасовыми отношениями
(расизм, сегрегация)
Афромериканская музыка (спиричуэлз, госпеллз, блюз, джаз, рэп) тесно вязана с
устной традицией и оказала влияние на литературу
Периоды развития литературы:
Начальный период (XVIII –начало XIX века ): поэтессы Люси Терри, Филлис
Уитли, первый опубликованный поэт Джупитер Хэммон, романисты Уильям Уэлс
Браун, Фрэнк Уэбб
Невольничьи повествования (сер. XIX века): Ф. Дуглас, Г. Бибб, Г. Б. Браун, С.
Нортоп
Период после освобождения (с 1860-х по 1910-е гг.): У. Дюбуа, Букер Т.
Вашингтон, Поль Л. Данбар
Гарлемский ренессанс (1920-е 1940-е гг.) Лэнгстон Хьюз, Зора Нил Харстон,
Уоллес Тёрман, Жан Тумер и др.
Период борьбы за гражданские права (1940-е – 60-е): Дж. Болдуин, Ральф
Эллисон, Ричард Райт
Современность (с 1970-х гг.): Т. Моррисон, Э. Уолкер, Джамайка Кинкейд, Огаст
Уилсон, Эдвард П. Джонс и др.

4.

Невольничьи повествования как основа
афроамериканской литературы
Невольничьи повествования (slave narrative) – синтетический жанр,
объединяющий черты очерка. Автобиографии, исповеди, мемуаров,
инвективы, романа и т.п. в 19 веке издано 150 книг, в ХХ – 2300 устных
рассказов собрано WPA (Управление общественных работ)
В основе – история негра-раба, получившего свободу и описывающего ужасы
рабства
Первые рабы появились в США в XVII веке, после Революции свободными
были 5 из 13 штатов, в 1861 – 19 из 34
Подпольная железная дорога – аболиционистская организация, помогавшая
рабам бежать на Север
Истоки жанра: истории Б. Хэммона (1760), Дж. А. Ю. Гроньосо (1772), Дж.
Мэррэнта (1785), О. Кыогоано (1787), О. Эквиано (1789)
Расцвет: школа романтических беглецов книги Ф. Дугласа (1845), У У Брауна
(1847, 1849), Г. Бибба (1849), Г. Б. Брауна (1849, 1851), С. Нортапа
Жанр существовал вплоть до конца 1860-х гг.
Неоневольничьи повествования: Т. Моррисон «Возлюбленная» (1987), Д.
Дархем «Путь во тьме» (2002), М.-Э. Джон «Нерожденная» (2006) и др.

5.

История Соломона Нортапа в книге и на экране
Соломон Нортап (1807 – 1863?) –
афроамериканец, свободнорожденный, жил в
Нью-Йорке, был фермером и музыкантом, был
похищен в 1841 г. работорговцами и продан в
Луизиану
В 1853 получил свободу и опубликовал свои
мемуары
Считал их ключом к роману Г. Бичер-Стоу
«Хижина дяди Тома» (1852)
Дальнейшая судьба неизвестна, возможно, был
убит работорговцами
Суды проиграл
Его история была экранизирована в 1984 году
«Одиссея С. Нортапа»
В 2013 С. Маккуин снял фильм «12 лет
рабства», получивший Оскара
English     Русский Правила