Похожие презентации:
Культура Европы эпохи Возрождения
1. Культура Европы эпохи Возрождения
2. Возрождение – Ренессанс
Термин Возрождение – Ренессанс был введен Дж.Вазари – известным живописцем, архитектором и историком
искусства для обозначения периода с 1250 по 1550г., как
времени возрождения античности, хотя понятие возрождения
еще с античности входило в обиход историко –
философского мышления.
В дальнейшем содержание термина эволюционировало,
включая эмансипацию науки и искусства от богословия,
постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение
национальных литератур, стремление человека к свободе от
ограничений католической церкви.
Эпоха Возрождения фактически отождествилась с
началом эпохи гуманизма.
3. Антропоцентризм культуры Возрождения
В культуре Возрожденияприсутствует четкая
ориентация на человека.
С социологической точки
зрения причиной его
самоутверждения стала
городская культура. Под
воздействием этой
культуры человек
постоянно расширял сферу
своего влияния на
политическую,
экономическую и
культурную жизнь,
постепенно открывая
достоинство нормальной,
обычной деятельности.
4.
Развитие городской культуры связано срасширением простого товарно – денежного
производства.
Одной из причин раздробленности Италии
выступало как раз соперничество
конкурирующих на внешнем рынке городов.
В 8 – 9 вв. Средиземное море становится
местом сосредоточения торговых путей. Все
прибрежные жители получают от этого
выгоду. Особую роль в обогащении городов
сыграли крестовые походы: перевозка
огромного числа людей со снаряжением и
конями оказалась очень выгодной.
Утверждению культуры Возрождения
способствовали и великие географические
открытия – Америки, морского пути из
Европы в Индию, после которых нельзя
было смотреть на мир прежними глазами.
Огромное значение имело так же
книгопечатание, положившее начало новой,
письменной культуре.
Города являлись, с одной стороны, мастеров
своего дела, умельцев. С другой стороны,
людей предприимчивых, смышленых,
знающих, как лучше извлечь выгоду.
Именно городская культура создала
новых людей, сформировала новое
отношение к жизни, создала ту атмосферу,
в которой рождались выдающиеся идеи и
произведения.
5. Античность - основа нового мировоззрения
Наследие античного мира усваивалосьне полностью и не слепо. Итальянцы
подступили к античности с
предвзятым взглядом: они видели в
ней то, что хотели видеть. Так
античный неоплатонизм привлек
внимание возрожденцев идеей
исхождения божественного смысла,
идеей насыщенности мира
божественным смыслом, идеей
Единого как максимального
конкретного оформления жизни и
бытия. Бог становится ближе человеку,
он слит с миром, мир влечет человека,
поскольку он одухотворен Богом.
Постижение человеком мира,
наполненного божественной красотой,
становится одной из
мировоззренческих задач эпохи
Возрождения.
6. Художественный характер культуры Возрождения
Познанию мира может наиболеелучше помочь собственные
чувства. Отсюда пристальный
интерес к визуальному
восприятию, расцвет
живописи и других
пространственных искусств.
Именно эти искусства
позволяют, как можно точно
запечатлеть божественную
красоту, разлитую в мире.
Потому в эпоху Возрождения
особое внимание уделяется
канонам искусства, а
художники ближе других
стоят к решению
мировоззренческих задач.
Именно поэтому культура
Возрождения носит отчетливо
выраженный художественный
характер.
7. Уникальную неповторимость культуре Итальянского Возрождения придает сочетание традиций античности с традициями христианской
католической церкви.Деятели Возрождения, не
потеряв Бога и Веру, по –
новому взглянули на самих
себя.
Две эти тенденции
определили и
противоречивый характер
культуры Возрождения.
С одной стороны, она может
быть смело
охарактеризована как эпоха
радостного самоутверждения
человека, а с другой – как
эпоха постижения человеком
всей трагичности своего
существования.
8. Формирование культуры Возрождения являлось, прежде всего, ответом на глубокий кризис средневековой культуры.
Поэтому основными ее чертамистали антифеодальная
направленность,
явное преобладание светского
и рационального начала над
религиозным.
Религия при этом не устраняется
и не исчезает, она во многом
сохраняет свои ведущие позиции.
Но ее кризис означал кризис
самого фундамента культуры
Средневековья. Кризис
католицизма оказался настолько
серьезным, что в нем возникло
мощное движение Реформации,
которое привело к его расколу и
появлению в христианстве нового
направления – протестантизма.
9. Но главным и наиболее существенным фактором в культуре Возрождения является гуманизм.
Его основоположникомсчитают итальянского
поэта Франческо
Петрарка. Он первым
заговорил о повороте к
культуре античности, к
Гомеру, Вергилию. Он не
отвергает христианство,
но оно приобретает у
него переосмысление,
более очеловеченный
характер. Петрарка
довольно критически
смотрит на схоластику,
критикуя ее за
пренебрежение к
проблемам человека.
Гуманисты назвали
человека высшей
ценностью бытия, они
верили в развитие
человека и безграничные
возможности
человеческого разума.
10. В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную
жизньчеловека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека,
утвердил его право на счастье в реальном мире.
Гуманисты отвергли религиозную
концепцию человека как «раба Божьего»,
лишенного свободы воли, права выбора,
номами поведения которого являются
смирение, покорность судьбе, безусловное
подчинение Божественной воли и благодати.
Античный идеал творческой, свободной
личности, активной, всесторонне развитой и
гармоничной стал образцом подражания для
гуманистов. Не грехопадение и искупление
составляют смысл жизни человека и земного
бытия для деятелей Возрождения. А
деятельная, активная, трудовая жизнь
становится безусловной ценностью. Любой
труд – земледелие, ремесло, торговля,
приумножение богатства – получают у
гуманистов самую высокую оценку.
11. Гуманисты впервые в полной мере осознали социальный характер человека и его бытия.
Христианское равенство человекаперед Богом они дополнили
равенством каждого перед
законом. Гуманисты активно
выступали против существующей
жестокой социально – сословной
иерархии, против сословных
привилегий. Начиная с Петрарки,
они все сильнее критиковали
праздный образ жизни знатных и
именитых, противопоставляя ему
трудовой образ жизни
представителей третьего
сословия.
12. Реабилитация чувственной природы человека
Итальянские гуманисты особенноактивно выступили против
религиозного аскетизма,
требующего от человека подавления
чувственных наслаждений.
Гуманисты считали, что жизнь
должна доставлять человеку не
муки и страдания, а радость бытия,
удовлетворение, удовольствие,
веселье и блаженство. Жизнь уже
сама по себе является счастьем.
Чувственная физическая любовь
перестает быть греховной и
низменной. Она включается в
число самых высоких ценностей
человеческой жизни.
13. Гуманистическая культура создала новый взгляд на природу.
Если в средние века на природусмотрели как на источник соблазна и
скверны, как то, что отделяет человека
от Бога, то Возрождение
определило ее как основу и
источник всего сущего, как
воплощение гармонии и
совершенства.
Петрарка видел в природе живое и
разумное существо. В искусстве
природа рассматривалась как
источник красоты и как сама красота.
Итальянский архитектор и теоретик
искусства Альберти говорил о
близости языка искусства и языка
природы, определяет художника
как подражателя природы,
призывает следовать природе и
«глазом и умом».
14. Эпоха Возрождения существенно изменила и саму религию.
Как уже отмечалось, кризискатолицизма привел к
возникновению широкого
движения Реформации,
результатом которого стало
рождение третьего направления в
христианстве – протестантизма.
Церковь утопала в роскоши и
богатстве, она потеряла меру в
стремлении к власти, обогащению и
расширению земельных владений.
Для собственного обогащения
церковь вводила различные поборы
с населения, которое оказалось на
грани разорения и нищеты, особенно
в северных странах. К тому же
совершенно непотребный вид
приобрела торговля индульгенцией,
отпущением грехов за деньги.
15.
Главными фигурамиРеформации являются
немецкий священник
Мартин Лютер,
французский – Жан
Кальвин, народное
крыло реформации
возглавил Томас
Мюнцер. В Германии
Реформация переросла
в крестьянскую войну, в
Нидерландах и Англии
привела к буржуазным
революциям.
16. Точной датой начала движения Реформации считают 31 октября 1517 года, в этот день Лютер прибил на дверях своей церкви в
Виттенберге листок,содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенцией.
Но Реформация затронула не только
проблемы отпущения грехов. Она выступила с
лозунгом о возврате к самим истокам
христианства. Церковь вообще не имела
права отпускать человеческие грехи.
Библия не требует от согрешившего каких –
либо искупительных пожертвований. Для его
спасения нужны не пожертвования в пользу
церкви или монастырей, а искреннее
раскаяние. Прощение личного греха, личной
вины достигается только через
непосредственное, личное обращение к Богу.
При этом никаких посредников не требуется.
К тому же, реформаторы обратили внимание
на то, что в Библии нет деления верующих на
священнослужителей и мирян. Там
провозглашен принцип всеобщего равенства
людей перед Богом. Именно это принцип
равенства восстанавливает Реформация.
Служители церкви не должны иметь каких –
либо привилегий в отношениях с Богом.
17.
Претендуя на посредническую миссиюцерковники посягают на право каждого
человека лично общаться с Богом.
Лютер утверждал, что каждый сам себе
священник. На должность пастора
может быть избран любой член
общины. К тому же реформаторы
полагали, что каждый член общины
должен иметь возможность читать и
толковать Священное писание. Лютер
отвергал исключительное право папы
на единственно верное толкование
Библии. Для этого Лютер перевел
Библию с латинского языка на
немецкий, после чего, по его примеру,
ее переводят еще на некоторые
европейские языки. Это приводит к
тому, что службы во многих странах
начинают отправлять на родном языке
прихожан, смысл проповеди становится
понятным и доступным каждому, при
этом грамотные прихожане сами могут
знакомиться с текстом Священного
писания.
18. Понимание Бога в протестантизме
В протестантизме Бог из внешнейопоры становится опорой внутренней,
которая помещается в самом
человеке. Внешняя религиозность
становится внутренней и многие
элементы внешней церковной
религиозности теряют свое прежнее
значение. Божественное начало
теперь переносится в самого
человека и уже от него напрямую
зависит, как и насколько он может
воспользоваться имеющимся в нем
божественным даром. По сути, вера в
Бога обретает смысл веры человека в
себя. Такая вера действительно
является внутренним делом работы
человека над собой, становится
делом его совести, работой его души.
19.
Пересмотр места и ролиЦеркви в жизни верующего
человека в протестантизме
повлек за собой отказ от
многих церковных таинств,
обрядов и святынь. Были
сохранены только те,
которые напрямую
перекликаются с текстом
Священного писания.
Таковыми стали обряды
крещения и причастия, т. е.
из семи осталось только два.
20. Гуманизм и реформация – общие черты
Реформация тоже идет по путивозвышения человека.
Но если гуманисты слишком щедро и
смело сближали человека с Богом,
называя его вторым творцом, то
реформация поступает более
осмотрительно и осторожно, в
определенном смысле более трезво.
Она сохраняет христианский тезис о
греховной природе человека. В тоже
время наделяет человека
Божественным началом,
Божественным даром и
откровением, открывающими перед
человеком реальный путь к
спасению.
Реформация постоянно подчеркивает
значение усилий самого человека,
его стремление к
совершенствованию, его личной
ответственности, личного выбора,
личной веры.
Само спасение в протестантизме
является личным делом каждого
человека.
Как и гуманизм, реформация
значительно усиливала влияние
светского начала в жизни человека,
значение мирской жизни вообще.
Лютер отвергал монашество как
высший образ служения Богу.
21. Гуманизм и реформация -различие
Гуманисты -возвеличивая
человека, опирались, прежде
всего, на бесконечные
возможности человеческого
разума. Вера в разум человека
открывала перед ним, по мнению
гуманистов, возможности познания
мира при помощи собственного
опыта, творческого акта.
большее предпочтение отдавали
человеческой природе индивида,
Реформаторы -
скептически
относились к разуму человека,
называя его «блудницей
дьявола», поэтому веру в Бога
они объявляли недоступной и
непостижимой для разума.
Отдавали предпочтение
божественному началу в человеке