Похожие презентации:
Тюркские народы
1. тюрские народы
2. история
Одним из традиционных занятий тюрокбыло кочевое скотоводство, а также
добыча и обработка железа.
На территории Среднеазиатского
междуречья в раннем средневековье
сформировалось оседлое и
полукочевое тюркоязычное население,
находившееся в тесном контакте с
ираноязычным согдийским, хорезмийски
м и бактрийским населением. С VI
века нашей эры область в среднем
течении Сырдарьи и реки Чу стала
именоваться Туркестаном. По одной из
версий, в основе топонима лежит
этноним «тур», являвшийся общим
племенным названием древних кочевых и
полукочевых народов Центральной
Азии[27].
3.
Основание государствВ 552−745 в Центральной
Азии существовал Тюркский каганат,
который в 603 году распался на две
части: Восточный и Западный каганаты.
В состав Западного каганата (603—658)
вошла территория Средней Азии, степи
современного Казахстана и Восточный
Туркестан. Восточный каганат включил в
свой состав современные
территории Монголии, северного
Китая и южную Сибирь. В 658 году
Западный каганат пал под ударами
восточных тюрок. В 698 году вождь
племенного союза тюргешей — Учэлик
основал новое тюркское
государство — Тюргешский
каганат (698−766).
4.
В V−VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевыеплемена булгары основали ряд государств, из которых наиболее
долговечными оказались Дунайская Болгарияна Балканах и Волжская
Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650—969 гг. на
территории Северного Кавказа, Поволжья и северовосточного Причерноморьясуществовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он
был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй
половине IX века хазарами печенегиобосновались в северном
Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Киевской Руси.
В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В
XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII
веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная
часть Монгольской империи — Золотая Орда — стала преимущественно
тюркским по населению государством. В XV—XVI вв. она распалась на
несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался
ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV
века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его
смертью (1405 г.) быстро распадается.
5.
Первоначальное проникновениетюркоязычных племен на
территорию Передней
Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия)
началось еще V в. нашей эры, во время так
называемого «великого переселения
народов»[35][неавторитетный источник? 438 дней]. Более
массовый характер это приняло в
VIII−X вв.[источник не указан 438 дней], — полагают, что
именно в это время здесь появились
тюркские
племена халадж, карлук, канглы, кыпчак,
кынык, садак и др.[36][цитата не приведена 438 дней]. В
середине XI н. э. на эти территории началось
массивное нашествие огузских племён
(сельджуки). Нашествие сельджуков
сопровождалось завоеванием многих
закавказских городов[37]. Это привело к
формированию в X−XIV вв.[источник не указан 438
дней] сельджукского и подвластных ему
султанатов, распавшегося на
несколько атабекских государств, в
частности государство Ильдегизидов[38]
6.
После нашествия Тамерлана на территорииИрана, Армении и Аррана образовывались
султанаты Кара-Коюнлу и Ак Коюнлу,
сменившиеся империей Сефевидов,
третьей по своему размеру и влиянию
великой мусульманской империей (после
Османской и Великих моголов), с
тюркоговорящим (азербайджанский
диалект тюркского языка) императорским
двором, верховным духовенством и
командованием армии[39]. Основатель
империи Исмаил I был наследником
древнего ордена суфитов (имевшего в
основе аборигенный арийский иранский
корень), представленного в основном
тюркоговорящими «кызылбашами»
(«красноголовые», носили красные полосы
на чалмах или чалмы, намотанные вокруг
красных остроконечных войлочных шапок) и
также приходился непосредственным
наследником султана империи Ак
Коюнлу Узун Гасана;
7.
в 1501 г. он принялтитул шахиншаха иранской области
Азербайджан а в 1502 году шахиншаха всего
Ирана[40]. Сефевидское государство
просуществовало почти два с половиной
столетия и в период своего расцвета
охватывало территории современных
Азербайджана, Армении и Ирана
(полностью), а также — современных Грузии,
Дагестана, Турции, Сирии, Ирака,
Туркменистана, Афганистана и Пакистана
(частично)[41]. Сменивший на троне Ирана в
XVIII в. Сефевидов Надир шах был из
тюркоязычного племени афшар и основал
династию Афшаридов[42]. Надир шах
прославился своими завоеваниями,
благодаря чему получил впоследствии от
западных историков титул «Наполеон
Востока»[43]. В 1737 г. Надир шах вторгся в
Афганистан и захватил Кабул, а в 1738-39 гг.
вошёл в Индию, разбил войско Великих
Моголов и захватил Дели[44].
8.
После неудачного похода на Дагестанзаболевший в пути Надир
скоропостижно скончался. Афшариды
правили государством недолго и в
1795 г. трон заняли представители
другого тюркоязычного племени
«каджар», основавшие
династию Каджаров, правившей 130
лет[45]. Падением Афшаридов
воспользовались местные правители
северного Ирана и Закавказья
объявившие о своей относительной
независимости, что дало начало
образованию 21
полиэтнических азербайджанских
ханств
9.
В результате завоеваний тюркамиосманами в XIII−XVI вв. территорийв Европе, Азии и Африке образовалас
ь огромная Османская империя,
однако с XVII века она начала
клониться к упадку. Ассимилировав
большинство местного населения,
османы стали этническим
большинством в Малой Азии. В
XVI−XVIII веках сначала Русское
государство, а потом, после реформ
Петра І, Российская империя, включает
в свой состав большинство земель
бывшей Золотой Орды, на которых
существовали тюркские государства
(Казанское ханство, Астраханское
ханство, Сибирское
ханство, Крымское ханство, Ногайскую
Орду.
10. итог
В начале XIX века Россияприсоединяет ряд азербайджанских
ханств Восточного Закавказья. В то же
время Китай аннексирует Джунгарско
е ханство, истощённое после войны с
казахами. После присоединения к
России территорий Средней
Азии, Казахского
ханства, Кокандского
ханства и Бухарский эмират,
Османская империя наряду
с Макинским ханством (Северный
Иран)[47] и Хивинским
ханством (Средняя Азия) оставались
единственными тюркскими
государствами.
11. Культура и мировозрение
В период древности и средневековья складывались ипреемственно закреплялись этнокультурные традиции,
которые, имея зачастую различные истоки, постепенно
формировали особенности, в той или иной мере присущие
всем тюркоязычным этносам. Наиболее интенсивно
формирование такого рода стереотипов происходило в
древнетюркское время, то есть во второй половине I тыс.
н. э.[48]. Тогда определились оптимальные формы
хозяйственной деятельности (кочевое и
полукочевое скотоводство), в целом сложился хозяйственнокультурный тип (традиционное жилище и одежда, средства
передвижения, пища, украшения и т. п.), приобрела известную
завершенность духовная культура, социально-семейная
организация, народная этика, изобразительное искусство и
фольклор. Наивысшим культурным достижением стало
создание собственной письменности, распространившейся
со своей центральноазиатской родины (Монголия, Алтай,
Верхний Енисей) до Подонья и Северного Кавказа.
12.
религияРелигия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её
обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было
представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;
нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они
разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля.
Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в
честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).
Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии
13. 2версия
сначала была утка; сделав другуютоварищем, послала её за песком на
дно реки; та трижды приносит и отдает
первой; в третий раз часть песка
оставила у себя во рту, эта часть стала
камнями; первая утка рассеяла песок,
толкла девять дней, земля выросла; горы
выросли после того, как посыльная утка
выплюнула изо рта камни; из-за этого
первая отказывается дать ей земли;
соглашается дать землю размером с
трость; посыльная протыкает дыру в
земле, уходит в неё; первая утка
(теперь Бог) творит из земли мужчину,
из его ребра женщину, дает им скот;
вторая утка — Эрлик-хан
14. божество
Эрлик — бог пустого и холодного загробного мира. Егопредставляли трёхглазым быкоголовым существом. Один
его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий —
будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды,
ненастья, тьму и вестников смерти.
Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и
рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день
сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат
«пуповина», «женские органы деторождения».
Покровителем земли называли божество Ыдык-Джер-Суг
(Священная Земля-Вода).
Существовал и культ волка: многие тюркские народы и
сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение
от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех
народов, которые приняли иную веру[50][51][52]. Изображения
волка существовали в символике многих тюркских
государств. Изображение волка также присутствует
на национальном флаге гагаузов.
15.
В тюркских мифическихпреданиях, легендах и сказках, а
также в поверьях, обычаях, обрядах
и народных праздниках волк
выступает
как тотемический предокпрародитель, покровитель и
защитник[53].
Развит был также культ предков.
Существовал политеизм с
обожествлением сил природы, что
сохранилось в фольклоре всех
тюркских народов.
16. Тюрские племена
АгашериАлаша
Албан
Алпаут
Алты чуб
Алшын
Аргын
Барсилы
Барсхан (племя)
Берш (казахский род)
Бозок (союз огузских
племен)
Варсак
Десятистрельные
тюрки
17.
Древние уйгурыДулаты
Дулу
Енисейские кыргызы
Жалайыр
Зулькадар
Ивэ
Иштяк
Кавары
Кайи он же Канлы
Карлуки
Конграты
Кыргызы
Кырки
18.
НайманыНогай
Нушиби
Огузы
Оногуры
Падары
Румлу
Сир он же Кыпшак
Туркоман (кызылбаши)
Туркоманы
Уак
Узы
Устаджлы
19.
ЧерикЧубань (племя)
Чуми
Эскелы
Юзы
20.
Расположениетюрских народов