СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I направление Традиционный подход
II направление Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа Б. П.
III направление Концепция «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского
III направление. Концепция «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Авторы: Б. М. Неменский и др.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных
С программой можно познакомиться на сайтах 1 сентября и Школа России
Особенности УМК
Структура курса
Методическая основа курса - деятельностный подход
Развитие эстетического сознания детей осуществляется посредством формирования у них способности строить образы воображения,
Педагогические возможности интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд».
Программа ««Изобразительное искусство и среда: природа — пространство — архитектура » Авторы: Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
7.22M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Современные системы художественного образования детей

1.

Современные системы
художественного образования
детей
Мисюкевич Алла Николаевна
кандидат психологических наук, доцент
Кафедра педагогики начального образования и
художественного развития ребёнка
Институт детства
РГПУ им. А.И. Герцена

2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Традиционный подход
Полихудожественный (целостный) подход
Интегративный подход:
концепция приобщения к мировой
художественной культуре;
концепция приобщения к народному искусству
как к художественному творчеству особого
типа;
и др.

3. I направление Традиционный подход

Воспитывающее обучение.
Научность обучения.
Наглядность обучения.
Систематичность и последовательность в
обучении.
Сознательность и активность в обучении.
Доступность обучения.
Прочность усвоения учебного материала.

4. II направление Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа Б. П.

II направление
Целостный подход: «Понимание, переживание и
посильное создание художественного образа»
Типовая программа Б. П. Юсова.
Всеобщность художественного воспитания.
Преподавание искусства как эстетического явления в
тесной связи с ролью искусства в жизни
Единство обучения и художественного творчества.
Единство практической деятельности и развития
эстетического восприятия действительности и искусства.
Единство работы на плоскости и объемнопространственных видов художественной деятельности
Относительная самостоятельность задач и развития
художественного восприятия.
Единство требований искусства и педагогических условий
их реализации в работе с учащимися.

5. III направление Концепция «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского

III направление
Концепция «Формирование художественной
культуры как части духовной культуры»
Программа Б. М. Неменского
Закон художественного уподобления (педагогическая
драматургия, ролевая игра).
Принцип освоения вживанием (принцип целостности и
неспешности эмоционального освоения)
Принцип постоянства связи с жизнью.
Принцип опоры на апогей (характерность,
исключительность) явления в искусстве.
Принцип единства формы и содержания
(художественного образа и техники исполнения) в
процессе обучения.
Принцип создания потребности в приобретении знаний
и навыков.

6. III направление. Концепция «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я.

III направление.
Концепция «Приобщения к народному искусству как к
художественному творчеству особого типа»
Программа Т. Я. Шпикаловой
Принцип общекультурного развития.
Принцип национальной основы в процессе становления и
развития личности.
Принцип синкретичности (взаимосвязанности,
взаимопроникновения) народного искусства:
интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества
в системе национальной и мировой культуры.
отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл
жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и
семья, человек и история).
Принцип регионального подхода.
Принцип воздействия на духовный мир школьников и
формирование их мировоззрения с помощью образного
отражения действительности в искусстве.
Принцип комплексной системы работы.

7.

8. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Авторы: Б. М. Неменский и др.

Программа «Изобразительное искусство
и художественный труд»
Авторы: Б. М. Неменский и др.
Цель: формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений,
выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости
души ребенка.

9. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных

Систематизирующим методом является
выделение трех основных видов
художественной деятельности для
визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная
деятельность;
декоративная художественная
деятельность;
конструктивная художественная
деятельность.

10.

Основные виды учебной деятельности —
практическая
художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Одна из задач — постоянная смена
художественных материалов, овладение их
выразительными
возможностями.
Многообразие
видов
деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и является необходимым
условием формирования личности каждого.

11.

1 класс «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты
украшаешь и строишь» раскрывает обыденные действия и игры
как потенциальное выражение художественной деятельности,
организующей предметно-пространственную среду нашей
жизни, формы общения и художественного наблюдения
реальности;
2 класс «Изобразительное искусство. Ты и искусство»
раскрывает связь чувств, эмоциональных и нравственных
переживаний с их выражением в искусстве;
3 класс «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас»
показывает деятельность художника по организации
предметно-пространственной среды в доме, на улице, на
празднике, в театре и музее, то есть в окружающей человека
жизни;
4 класс «Изобразительное искусство. Каждый народ —
художник» сначала знакомит со своеобразием отечественной
традиционной художественной культуры, а затем — со
своеобразием представлений о красоте народов мира.

12.

13. С программой можно познакомиться на сайтах 1 сентября и Школа России

14.

Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Автор: Т. Я. Шпикалова
Цель: реализация фактора развития личности ребёнка
Задачи:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия
мира,
активизация самостоятельной творческой деятельности,
развитие интереса к природе и потребность в общении с
искусством;
формирование духовных начал личности,
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального и народного
(изобразительного) искусства; нравственных и эстетических
чувств; любви к родной природе, своему народу, к
многонациональной культуре.

15.

С содержанием программы можно познакомиться
на сайте изд-ва «Просвещение»

16.

17.

Программа «Технология.
«Художественный труд и искусство»
Авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
Идея - введение детей в мир создания
прекрасного для того, чтобы:
помочь увидеть и понять красоту
окружающего мира (природного и
рукотворного),
гармонизировать чувственноэмоциональное и рациональное начало.

18.

19. Особенности УМК

Практическая деятельность учащихся
направлена на освоение технологии
изготовления изделий из разных материалов.
Знакомство с простейшими чертежами,
эскизами, работа по инструкционным картам,
схемам и др. технической документации.
Получение представлений об основах
композиции, средствах художественной
выразительности при создании объектов.

20.

Цель курса: саморазвитие и развитие
личности каждого ребенка.
Задачи:
развитие личности школьника, его творческих
способностей;
воспитание нравственных и эстетических чувств;
освоение системы знаний, умений и навыков;
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

21. Структура курса

Культурологический блок.
Изобразительный блок.
Технико-технологический
блок.

22.

23. Методическая основа курса - деятельностный подход

Методическая основа курса деятельностный подход
С содержанием программы по
технологии можно
ознакомиться на официальном
сайте
«Школа 2100»

24.

Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Автор: Ю.А. Полуянов
РС Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.
Цель: развитие эстетического
сознания детей, эстетического
отношения к жизни окружающей и
своей собственной, способности к ее
творческому освоению по «законам
красоты».

25. Развитие эстетического сознания детей осуществляется посредством формирования у них способности строить образы воображения,

руководствуясь принципами
красоты.
Особая ответственность предметов
художественного цикла за развитии у детей
такого отношения к миру определяется тем,
что общеобразовательная школа — это
единственный период в их жизни, когда у
всех, а не только у наиболее способных
учеников закладываются основы
художественной культуры.

26.

Образцы эстетического отношения к миру исторически
закреплены и овеществлены в художественной культуре
человечества не только на картинах, гравюрах, в
скульптуре, но и в разнообразных предметах
жизнедеятельности людей (труда, быта, отдыха), которые
принято относить к декоративно-прикладному искусству,
художественному конструированию, дизайну - к
художественному труду. С искусством их объединяют
универсальные принципы построения красоты: мера,
ритм, симметрия, пропорции, композиционное и
конструктивное равновесие, соразмерность величин,
согласованность форм и цветов, совместимость разных
(природных и искусственных) материалов и другие
структурные характеристики создания и восприятия
гармонии и дисгармонии.

27. Педагогические возможности интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд».

Педагогические возможности интегрированного
учебного предмета «Изо бразительное искусство
и художественный труд».
Интеграция в обучение художественных и трудовых процессов
значительно увеличивает педагогические возможности при
решении одной из главных задач образования — воспитании у
детей эмоционально-ценностного, положительного отношения к
труду как к занятию, им необходимому, очень интересному и
увлекательному.
Воспитание такого отношения к труду становится возможным
благодаря тому, что искусство вносит в трудовые процессы,
наряду с освоением технологии работы с различными
материалами и инструментами, приоритет творческого
отношения ко всему, что делают ученики.
Интеграция предметов искусства и труда значительно
расширяет педагогические средства для индивидуального
воспитания и развития детей, при котором учитель в процессе
занятий может учитывать особенности интересов, склонностей и
способностей каждого из своих учеников.

28.

29. Программа ««Изобразительное искусство и среда: природа — пространство — архитектура » Авторы: Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская

и др.
Идея: интеграция искусств и полихудожественное
развитие ребёнка.
Цель: научить детей рассматривать, сопоставлять,
анализировать одни и те же факты, явления;
опираясь на динамику и логику рассуждений,
составлять свою целостную картину мира.

30.

31.

Общее содержание работы:
1 класс. Развитие наблюдательности детей, изучение
окружающего предметного мира. Освоение художественных
материалов.
2 класс. Формирование представлений о тесной взаимосвязи
предметов в окружающем Мире.
3 класс. Формирование представлений о художественной
среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее
окружение (человек — жилище — одежда).
4 класс. Формирование логического мышления: взаимосвязь
народного искусства с традициями народа, своеобразием
окружающей природы и особенностями освоения им
ближайшего природного ландшафта.
English     Русский Правила