Лекция. Античность.
Список рекомендованной лит-ры:
Античность как тип культуры
Основные черты и предпосылки возникновения античной культуры:
Особенности античной культуры:
Телесность, пластичность и состязательность
Этапы
Крито-микенская культура.
Микенская культура
 Гомеровская культура. 
Искусство эпохи архаики.
Религия и мифология.
 Архитектура, живопись, скульптура.
Ордерная система
Ордерная система
Вазопись
Живопись
Театр и Литература
 Наука и философия.
Наука
Культура Древнего Рима
 Религия древнего Рима: особенности язычества, зарождение и распространение христианства.
Архитектура
Литература
Наука и право
Наука и философия в Риме эпохи Империи
Итоги
343.60K
Категория: ИсторияИстория

Античность как тип культуры

1. Лекция. Античность.

1.1 Античность, как тип культуры.
1.2 Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима.

2. Список рекомендованной лит-ры:

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособ. / Под ред. Т.Ф.
Кузнецовой. М., 2003.
Культурология. Основы теории и истории культуры / Под. ред. И.Е. Кефели. СПб.,
1996.
Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е
изд. М., 2000.
Культурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.С. Борцов, В.Е.
Давидович, А.Н. Ерыгин [и др.]; под науч. ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2001.
Культурология: учеб. пособие / Под ред. С.А. Хмелевской. М., 2012.
Культурология: мода и идеи. М., 2006.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006.
Бессарабова Н.В. Культурология: Курс лекций. М., 2014.
Большаков В.П., Борзова Е.П., Иконникова С.Н. Культурология. М., 2013.
Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии: учебник для бакалавров. 2-е
изд. М., 2014.
Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. Учебное пособие. М., 2014.
Кравченко А.И. Культурология: Учебник / А.И. Кравченко; МГУ, 2013.

3. Античность как тип культуры

-В основе античности лежит история развития двух цивилизаций греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская
культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой
древности.
-Античность – уникальный феномен в истории мировой культуры. Древним
грекам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых
отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, которая
стала для европейцев классикой.
-Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия
учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и
римской культур.
-Античностью принято называть совершенно различные эпохи, нации и
страны (3 тыс. до н.э. - 4 в. н. э.), которые мы объединяем по одному
единственному признаку - гармонии, величию и красоте, которые исходят
от творений того времени. При всех несходствах и изменениях,
происшедших за три тысячелетия, было нечто такое, что в своем реальном
воплощении оставалось неизменным, неподвижным и совершенно общим.

4. Основные черты и предпосылки возникновения античной культуры:

1) природные условия: свобода и гармония.
Прекрасные климатические условия: зимняя стужа и летний зной смягчаются морской
прохладой. В таком крае все живет на открытом воздухе. Человек, живущий в таком «раю»
естественно испытывает гармоническую связь с природой, с богами, с Космосом. Кроме того
море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира,
изучению культурного опыта других народов. Народ, сложившийся в таких прекрасных
климатических и природных, развивается быстрее и гармоничнее других.
2) социально-политическое устройство: полисный менталитет.
Устройство гражданской общины античности предполагало коллективный способ управления,
т.е. демократический характер власти. Полис – форма государственного образования, место на
земле, где человек чувствует себя свободной личностью. Это не только общественная, но и
сакральная ценность, т.к. высшими идеями становятся: равенство, справедливость, свобода.
3) интенсивный характер развития культуры
Природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, стремление понять и осознать
окружающий мир способствовали динамичному развитию всей культуры в целом. Кроме того
любознательные греки и римляне внимательно излучали все значимое у других древних культур,
заимствуя самое ценное и достойное.
4) космологизм античной культуры
С космологией тесно связана вся научная, литературная, мифологическая, философская мысль
античного мира. Даже античные боги – это те же идеи, которые воплощаются в космосе, это
законы природы, которые им управляют.

5. Особенности античной культуры:

1) Прежде всего, античная культура космологична.
Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое,
противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится
незыблемым принципом греческого искусства.
Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между
собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.
2) Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат
характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность , ограниченность и единство в многообразии.
3)Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика
совершенства. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводится в античной
Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.
Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Как основная черта бытия
понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и
мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека,
общества. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры.
Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила
пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я
половина V в. до н. э.), автор труда «Канон».
4)В древней Греции формируется культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли
высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Красота телосложения почиталась высоко и
достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.
Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как
они, ослепленные красотой, оправдали ее.
5)Пластичность еще одна особенность древнегреческой культуры. Пластично все греческое искусство — архитектура, скульптура,
поэзия, драма. В театре маска актера служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.

6. Телесность, пластичность и состязательность

6) Телесность и пластичность связаны друг с другом. Но наиболее полно телесность и пластичность
были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты
сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. Но не с реальным человеком — для
этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического
человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая
архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в
человеке гражданина.
При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони,
стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически
сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже
физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины,
утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завиткамиволютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углубления на ионической
колонне тоньше и богаче, чем на дорической.
7)Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну черту
ее — греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с
регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов — покровителей полиса. Обязательно
включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления,
большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины.
Греция подарила миру Олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г.
до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается
началом исторического периода Олимпийских игр.

7. Этапы

Традиционная периодизация истории Древней Греции
строится по следующим периодам:
— эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
— классический (V—IV вв. до н. э.),
— эллинистический (вторая половина IV — середина I в.
до н. э.).

8. Крито-микенская культура.

1)Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода
принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности
являлся остров Крит. В XVIII веке до н. э. критские племена пеласгов объединяются под властью одного правителя, а центром
государства становится город Кносс. Здесь возделывали виноград, выращивали злаки, разводили оливковые деревья, знали
скотоводство. До сих пор сохранились следы дворцов и других величественных сооружений, имевшие даже водопровод и
канализацию. Самый знаменитый памятник критского зодчества — Кносский дворец занимал площадь в 20 тысяч квадратных
метров. Его сложная система переходов и коридоров, соединявших большие и маленькие помещения, отражена в мифе о
Лабиринте и чудовищном человекобыке Минотавре.
-Критяне не возводили укреплений. В своем строительном искусстве они стремились к красоте, украшая сооружения фресками
— росписью красками по сырой штукатурке, -которой овладели уже в XVI веке до н. э. Даже небольшие сохранившиеся
фрагменты фресок, изображающие сцены из жизни, природу, до сих пор демонстрируют богатство цвета, фантазию,
вдохновение и мастерство критских художников. В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в
росписях керамики господствует асимметричность.
-Поклоняясь священным божествам в священных рощах, пещерах и на горных вершинах, критяне не строили храмов, не
создавали монументальной скульптуры. Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского
государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние
изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком. Но до сих пор восхищают работы
резчиков по камню: вазы, перстни, печати.
-В крито-микенской культуре было развито ювелирное искусство. Известны миносские ожерелья из золота, полудрагоценных
камней и стеклянной пасты. Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста,
золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца.
-К середине II тыс. до н. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили
непосредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике
и рационализму.
-Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. Нашествие племен ахейцев, страшное землетрясение или извержение вулкана?
Мнения ученых расходятся. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на
греческом материке.

9. Микенская культура

2)Микенская культура (1600-1100 гг. до н. э.) получила свое название по имени города на полуострове
Пелопоннес.
Ахейцы — племена индоевропейского происхождения — пришли на территорию Греции около 2000 г. до н. э. и
стали предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал
и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную
письменность — для записи текстов на греческом языке.
Памятники раннегреческого письма найдены в архивах дворцов. Большая часть записей касается ведения
хозяйства. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляя их
стенами. Отсюда и появилось название «акрополь» — верхний город.
Основу микенского дворца составляло длинное прямоугольное здание. Кладку крепостных стен не случайно
назвали циклопической, она под стать гигантам-циклопам. Ворота в крепость Микен называли Львиными, так
как над их пролетом располагалась плита с рельефным изображением львиц — стражей ворот.
Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако
микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями
стены и длинные проходы с колоннами. Поэтому микенское искусство представляет собой в какой-то мере
продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом. В царской гробнице Атрея,
обнаруженной Г. Шлиманом в Микенах, сохранилось большое количество изделий из золота: золотые маски,
украшения, оружие, утварь. На сосудах и золотом оружии часто способом чеканки изображались динамичные
сцены охоты.
В Микенском изобразительном искусстве главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и
т. д. Расписные вазы — один из главных видов художественного творчества Микен. Рисунок — строгий, цветы
изображены схематично, их формы не переданы. В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема
войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения, мужчины микенской эпохи — это, прежде всего
охотники и воины. Они побеждают львов, приступом берут города, сражаются и умирают.

10.  Гомеровская культура. 

Гомеровская культура.
Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на
северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший
город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до
н. э.).
До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было
разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях
как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили
гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис
похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения
было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам
Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем
восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться. Произведения "Одиссей" и
"Илиада" называли энциклопедиями древности, т.к. в них собран огромный материал, корнями они уходят
в греческий фольклор, эти произведения служили основой воспитания в античном обществе.
В середине XIX века некоторые ученые высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки
немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. Шлиман
спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С
1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее.
Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказалось,
что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет до известных троянских событий.
Наиболее распространённым видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая
роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими
образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве
в Афинах (IX в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные
геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Сцены на вазах переносят
нас в мир гомеровских героев: плывут по морю двухрядные суда с гребцами, идет жестокая битва,
происходят пышные похороны героя, бьются кулачные бойцы и т.д.
От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была
бесписьменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э.

11. Искусство эпохи архаики.

Архаическая эпоха – время наиболее интересного развития античного общества, когда окончательно определились специфические
особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны.
Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. В
архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Внимание поэтов привлекают не героические деяния
прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики. Связан с именем
Архилоха. Он ввел в литературу новые размеры – ямб и хорей. Лучшие представители архаической лирики – это поэты Анакреонт, Алкей,
поэтесса Сафо и другие.
В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства. Все достижения греческой архитектуры того времени, и
конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров дорического
(тяжеловесность и массивность колонн, простая и строгая капитель) и ионического (легкость, изящество, капитель похожа на рога
барана). Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на
цветочную корзину.
Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона и Посейдона. От ионических храмов этой эпохи мы
знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище
Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света), храм Геры на о. Самос. Особенностью архаических храмов была богатая
полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда
думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой.
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы
(«юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее
известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая
улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Женские статуи представлены так называемыми корами («девушками»)
в длинных ниспадающих одеждах.
Развивается искусство вазовой росписи. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина,
пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки,
большие блюда. Великолепные амфоры вручали победителю на играх. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути. В VI
в. до н.э., греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый живописный декор,
напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новый,
чернофигурный стиль (силуэтные изображения нанесены черным лаком на оранжевую поверхность) достиг в Халкиде и в Афинах. Широко
известны вазы на мифологические сюжеты «Ахилл и Аякс, играющие в кости», справедливо названные жемчужиной архаического
искусства.
Приблизительно к середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи (фигуры оставлялись цвета глины, а фон
покрывался черным лаком). На вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов.

12. Религия и мифология.

В ранний период древнегреческой религии чтились свои божества, связанные с местными особенностями или олицетворявшие их, от
которых зависела жизнь верующих. В одной местности поклонялись реке, которой был посвящен храм; в другой - священным камням,
будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой
местности или городе был свой патрон - покровитель. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться
скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в
честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.
В мифологии нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ.
Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя
Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню.
Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий,
мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового
строя. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню
(позднее Деметра, что означает "Мать хлебов"), ведавшую плодородием растительного и животного мира. Ее сопровождало мужское
божество, за ней следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и
ритуальные танцы.
Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Греческая
мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы
как грозной силы, олицетворяющей космос.
Боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости. Героями мифов древних греков
были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Гера — покровительница брака — являлась его женой. Каждый бог был
наделен своей функцией. Они помогали или мешали людям в их жизненной деятельности. Афина, дочь Зевса, воительница, была
покровительницей мудрости и ремесел. Посейдон, брат Зевса — бог морей. Арес — бог войны. Деметра — богиня земли и плодородия,
всего, что может произрастать на земле. Гея — богиня земли. Афродита считалась богиней любви свободной, плотской. Аполлон — бог
солнечного света, покровитель искусств, наук. Артемида, сестра Аполлона, — богиня охоты. Гефест — бог кузнечного ремесла. Гермес —
покровитель торговли и путников. Дионис — покровитель растительности, виноградарства и виноделия. Все названные — боги высшего
ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но
были смертны. Например, Геракл — сын Зевса и земной женщины Алкмены. По воле богов он совершил 12 подвигов. Убил Немейского льва,
Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря. И др.
Определенные намеки на идею загробного воздаяния все же были. Человека нельзя было оставить без погребения, иначе его душе не
найти дорогу в Аид, но это всего лишь ритуал, а не проявление нравственности. Представлений о греховности человека перед богом у
грека не было. Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. В основе античного представления о музыке
лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален.

13.  Архитектура, живопись, скульптура.

Архитектура, живопись,
скульптура.
Чувство связи архитектуры с пейзажем, с окружающей природой — характерная черта греческого искусства. Она получила свое
последовательное развитие в годы расцвета классики. Греческие архитекторы превосходно умели выбирать места для своих
построек. Храмы строились на скалистых мысах, на вершинах холмов, в точке схода двух горных гребней, на террасах горных
склонов.
На крутом мысе в 40 км от Афин, на далеко выдвинутой в море самой восточной точке Аттики около 430 г. был сооружен храм
бога морей Посейдона.
Но самым главным сооружением был новый ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и его
окрестностями. Все основные сооружения Акрополя были воздвигнуты между 449 и 421 гг. до н.э. В 447 год до н. э. по инициативе
Перикла на Акрополе началось новое строительство. Руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору
Фидию, который, видимо и явился автором проекта.
На холме Акрополя, таким образом, разместились основные святилища афинян и прежде всего Парфенон — храм Афины Девы,
богини мудрости и покровительницы Афин. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах
фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины. На длинной, около 160 метров, ленте фриза расположено более 500
фигур людей и животных, и не одна не повторяет другую. Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках. На
восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша
статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой
части фронтона. Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богини. Для Парфенона Фидий создал
колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины из золота и слоновой кости (442 – 432 до н.э.). Она не сохранилась.
Парфенон стал совершеннейшим созданием греческой классической архитектуры и одним из высочайших достижений в истории
зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем подобно тому, как сам Акрополь
возвышается над городом и его окрестностями. Гармоническое совершенство пропорций, прекрасная соразмерность частей,
правильно найденные масштабы здания по отношению к холму Акрополя и по отношению к человеку определили собой
впечатление монументальности и высокой значительности Парфенона. Выполненный в основном в дорическом ордере, Парфенон
включил отдельные элементы ионического ордера. Это соответствовало общему стремлению классики и, в частности, создателей
ансамбля Акрополя к объединению дорических и ионических традиций.
Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы. Храм Ники Аптерос, то есть Бескрылой Победы («бескрылой» чтобы она никогда не улетала из Афин) построен в 449 – ок. 420 гг. до н.э. Калликратом в ионическом ордере близ входа на
Акрополь. В ионическом ордере был построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в. до н.э.). Его черты – асимметрия
плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие.
Принцип как бы непроизвольной, свободно возникающей гармонии архитектуры со скульптурой, полностью осуществляющей
свои образные задачи и не разрушающей при этом архитектурного целого, — одна из важнейших особенностей монументальной
скульптуры высокой классики.

14. Ордерная система

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический
ордер. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI
веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный,
мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Ионический ордер —от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором
всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая
выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности
считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными
украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского
моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.
Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах
до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.
Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним
из «Семи чудес света».
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического
ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель,
покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака
имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной
формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев
помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями
нижнего ряда под завитками. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие
декоративные элементы капители.
Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно
умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетёную корзину овили листья буйно
растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали
называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.
Наиболее ранним из известных памятников коринфского ордера была коринфская колонна храма Аполлона в
Бассах[1].

15. Ордерная система

16. Вазопись

Вазопись в эпоху высокой классики развивалась в тесном взаимодействии с
монументальной живописью и скульптурой. Большая ясность и гармоничность
композиции, величавая свобода движения и, главное, большая духовная
выразительность стали характерными чертами вазописи этого времени. Вместе с
тем вазопись несколько отошла от той конкретной жанровости сюжетов, которая
наблюдалась в первой трети века. В ней появилось больше героических
изображений на мифологические темы, сохранявших всю человечность ранней
классики, но явно искавших монументальной значительности образа.
Монументальная строгость и ясность характерны для росписи знаменитого
«Кратера из Орвьето» — хранящейся в Лувре вазы со сценой гибели Ниобидов на
одной ее стороне и изображением Геракла, Афины и Аргонавтов на другой.
Примерами вазописи высокой классики могут служить такие сделанные во второй
половине века рисунки, как «Сатир, качающий на качелях девушку во время
весеннего праздника», как «Полиник, протягивающий ожерелье Эрифиле» (так
называемая «Ваза из Лечче») и многие другие.
Около середины века получили широкое распространение лекифы с росписью по
белому фону, служившие для культовых целей (связанных с погребением
умерших). В них нередко рисунок достигал особенной непринужденной легкости
(подчас переходившей в небрежность); он наносился черным лаком, обрисовывая
основные линии фигуры, и после обжига раскрашивался (почему иногда из-за
стершейся краски фигуры выглядят обнаженными). Образцом мастерского
рисунка на белом фоне является изображение девушки, приносящей дары
умершему, на аттическом лекифе Бостонского музея.

17. Живопись

Крупнейшим мастером второй четверти и середины 5 в. до н.э. был Полигнот. По описаниям древнегреческого писателя Павсания
известны его росписи на эпические и мифологические темы. Так, в пинакотеке в Афинах, росписью которой руководил Полигнот,
среди других фресок было выполнено изображение «Битвы при Марафоне». Одной из самых знаменитых работ Полигнота была
роспись «Лесхи (дома собраний) книдян» в Дельфах, где Полигнот изобразил «Гибель Трои» и «Одиссея в Аиде». Известно, что
Полигнот употреблял только четыре краски (белую, желтую, красную и черную); видимо, его палитра не отличалась слишком резко от
той, что применялась мастерами вазописи.
Во второй половине 5 в. до н.э.. появился ряд живописцев, тесно связанных с общими тенденциями в развитии скульптурной
аттической школы конца 5 в. до н.э. Наиболее известным мастером этого времени был Аполлодор Афинский. Он первый начал
передавать тени. Большое значение имеют указания древних авторов, дающие основания предполагать, что Аполлодор и другие
живописцы конца 5 в. до н.э. (Зевксис, Паррасий) стали разрабатывать не только задачи изображения человеческого тела в движении,
но и перспективу, как линейную, так и воздушную. Неизменной целью этих живописцев оставалось создание реалистических,
прекрасных и живых человеческих образов.
IV век до н.э. явился важным этапом в развитии древнегреческого искусства. Традиции высокой классики перерабатывались в новых
исторических условиях. Памятники 4 в. до н.э. следовали принципам ордерной системы. Все же они существенно отличались по
своему характеру от произведений высокой классики. Строительство храмов продолжалось, но особенно широкое развитие по
сравнению с 5 в. получило строительство театров, палестр, гимнасиев, закрытых помещений для общественных собраний
(булевтерий) и др.
Величайшим художником реалистического направления этого времени был Лисипп. В искусстве Лисиппа — последнего великого
мастера поздней классики,— так же как и в творчестве его предшественников, решалась задача раскрытия внутреннего мира
человеческих переживаний и известной индивидуализации образа человека. Он создал много огромных монументальных статуй,
предназначенных для украшения больших площадей и занимавших свое самостоятельное место в городском ансамбле. Наибольшей
известностью пользовалась грандиозная, в 20 м высотой, бронзовая статуя Зевса. Новым являлось также обращение Лисиппа к
разработке в круглой скульптуре больших многофигурных композиций на современные исторические темы, что, безусловно,
расширяло круг изобразительных возможностей скульптуры. Так, например, знаменитая группа «Александр в битве при Гранике»
состояла из двадцати пяти сражающихся конных фигур. Лисипп особенно тонко передает в своих статуях момент перехода из одного
состояния в другое: от действия к покою, от покоя к действию; таков утомленный Геракл, отдыхающий, опершись о палицу (так
называемый «Геракл Фарнезе»). Выразительно показывает Лисипп и напряжение физических сил человека: в «Геракле, настигающем
Киренскую лань» с исключительной остротой противопоставлена грубая сила грузного тела Геракла стройности и изяществу фигурки
лани. Эта композиция, дошедшая до нас, как и другие произведения Лисиппа, в римской копии, входила в серию 12 скульптурных
групп, изображавших подвиги Геракла.
Крупнейшим среди живописцев середины 4 в. до н.э. был Никий. Ни одно из подлинных произведений Никия не дошло до нашего
времени. Известное представление о его творчестве дают некоторые из настенных росписей в Помпеях. На одной помпейской фреске
воспроизведена известная картина Никия «Персей и Андромеда». Хотя фигуры носят еще статуарный характер, все же по сравнению с
5 в. до н.э. картина отличается свободой в передаче ракурсов и движений фигур.
Наибольшего совершенства в мастерстве живописи, согласно отзывам древних, достиг Апеллес, бывший наряду с Лисиппом самым
знаменитым художником последней трети века. Особой известностью пользовался его портрет Александра Македонского.

18. Театр и Литература

Театр Греции — древнейший на территории Европы, он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских
праздников в честь бога Диониса. На празднествах пелись дифирамбы. Самого Диониса сопровождала свита. Первая часть распевала торжественные и
печальные оды, из которых родилась трагедия; другая часть пела веселые и часто непристойные песни, из которых родилась комедия. В последующие
времена греческий театр заимствовал свои сюжеты из мифологии, через ее форму драматурги Греции отражали современную ему общественную
жизнь, высказывали свои политические, философские и эстетические воззрения. Театр в Греции был государственным учреждением, организацию
театральных представлений брало на себя государство.
Во время театральных представлений все дела города приостанавливались: суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в эти три
дня, заключенные под честное слово выпускались из тюрьмы. Спектакли смотрели не только свободные граждане и их семьи, но и домашние рабы.
Неимущим гражданам из казны выдавались зрелищные деньги, за вход в театр взималась очень небольшая плата. Греческие театры были рассчитаны
практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в
Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест.
Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест.
В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Греческие
драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.—
время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила,
Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе.
Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей»
(470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами трагедий Эсхила
становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в «Персах» речь
шла о реальных событиях — победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и
незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени.
В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496—406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из
которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429—425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл
говорит о месте человека в обществе и мире.
В творчестве Еврипида с Саламина (480—406 гг. до н. э.) греческая драма обогатилась новыми достижениями. Наиболее прославленной пьесой
Еврипида, в которой отразилось его новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до н. э. В пьесе речь идет о страшной мести
Медеи, дочери колхидского царя, которую предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в Грецию и здесь бросил на произвол судьбы.
Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во
время веселых сельских праздников в честь бога Диониса — сельских Дионисий. Политическая комедия достигла своего высшего расцвета в
творчестве великого афинского драматурга Аристофана (445— 388 гг. до н. э.). Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных
слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупции
должностных лиц и бездарности полководцев. Трагедии и комедии принадлежали к поэтическим жанрам литературы.

19.  Наука и философия.

Наука и философия.
В первой половине V в. до н. э. философия как наука ещё не выделилась, но многие ученые уже задумываются о сущности мира.. Анаксагор высказал ряд интересных
мыслей в области астрономии — он считал звезды, включая Солнце, раскаленными шарообразными массами. Эмпедокл создал теорию возникновения и эволюции
растительного и животного мира из простейших организмов.
Уже в элеатской философской школе (от города Элея в Южной Италии) преобладающее место стали занимать чисто философские вопросы. Основатель и
руководитель элеатов Парменид (ок. 540 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые стал проводить принципиальное различие между неизменным, вечным сверхчувственным
бытием, постигаемым разумом, и видимым миром изменчивых и преходящих вещей, воспринимаемых чувствами.
В творчестве группы греческих философов, известных как софисты (учителя мудрости), философская проблематика получила дальнейшую разработку. Софистами
называли появившихся во второй половине V в. в Афинах странствующих философов, которые занимались платным обучением основам философии, красноречия и
другим наукам. Наиболее известными среди них были Протагор и Горгий. Софисты отрицали вечные истины, установившиеся традиции, в том числе религиозные
догматы, обязательные нормы поведения. Полисные власти с недоверием относились к скептицизму софистов, считали их деятельность по развенчанию традиций
вредной, и многие из софистов были изгнаны из Афин как проповедники ложной мудрости.
В конце V—IV вв. до н. э. в греческой философии были созданы три законченные, глубоко оригинальные системы, которые стали основой развития мировой философии
в последующие периоды: материалистическая концепция Левкиппа — Демокрита, идеалистическая система Сократа — Платона и философская теория Аристотеля.
Огромным достижением греческой науки была разработка материалистической системы Левкиппом и Демокритом. Они были создателями атомистической теории
строения мира, считая его основой мельчайшие, не подверженные дальнейшему делению материальные частицы — атомы (атом по-гречески — неделимый). Атомы
находятся в непрерывном движении, движение рассматривалось как основное свойство материи. Даже боги, существование которых Демокрит не отрицал, созданы
комбинацией особой формы атомов. Зевс, например, представлял собой не что иное, как комбинацию тонких огненных атомов, растворенных в воздухе. Согласно
Демокриту процесс познания предполагает прохождение двух этапов: сначала ощущение как первичное, неполное знание, затем истинное знание, достигаемое с
помощью разума, анализирующего ощущения. Таким образом, Левкипп и Демокрит выдвинули ряд принципиальных положений, заложивших основы философского
материализма: вечность и бесконечность мира, представляющего собой единство движущихся атомов материи и пустого пространства, сводимость к материальному
началу всех явлений, включая психический и духовный мир.
Система, заложившая основы философского идеализма, была создана Сократом и его учеником Платоном (подлинное имя Аристокл). Сократ не оставил после себя
каких-либо сочинений, поскольку он учил своих учеников путем устных бесед. Главные положения его философии были переданы его учениками Ксенофонтом и
Платоном. Платон не только изложил основы сократовской философии, но развил их и создал законченную идеалистическую теорию. Согласно Платону,
существующий вечно божественный разум создает гармонично устроенный, идеальный мир, он независим от человека и не познаваем ни с помощью ощущений, ни с
помощью практического разума.
Одним из выдающихся греческих мыслителей был Аристотель — ученик Платона, но затем разошелся во взглядах со своим учителем и создал собственную
философскую систему. Аристотель — крупный ученый-энциклопедист, он занимался глубокими исследованиями в области физики, астрономии и метеорологии,
медицины и зоологии и строил философскую систему на основе собственных научных наблюдений. С точки зрения Аристотеля, основой мира является материальное
начало. Он был основателем формальной логики, системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам, которой пользуется исследователь в
процессе познания. Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение, умеренность. Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства
— монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель
трагедии — «очищение» духа.

20. Наука

Получает развитие греческая историография. Геродот прозванный
«отцом истории», написал «Историю», основным сюжетом которой
были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта
и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.
Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую
очередь с деятельностью Гиппократа. В Греции в эпоху рационализма
существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний,
сновидений, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское
искусство независимое и целиком светское, к которому и относился
Гиппократ.
В течение V в. до н.э. в самостоятельную научную дисциплину
превращается математика. Важным для развития математики было
создание дедуктивного метода (логический вывод следствий из
небольшого числа исходных посылок). Прогресс математического
знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К
этому времени относятся также значительные успехи в астрономии.
Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение
солнечным и лунным затмениям.

21. Культура Древнего Рима

В хронологии истории культуры Древнего Рима
можно выделить три крупных периода:
1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

22.  Религия древнего Рима: особенности язычества, зарождение и распространение христианства.

Религия древнего Рима: особенности язычества, зарождение и распространение
христианства.
Религия Рима схожа с греческой. Однако все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главными богами
также считались Янус, Юнона и Минерва. С римской религией в ее древнейшем виде мы знакомимся по списку праздников,
который составлен был еще в то время, когда ни одно греческое божество не получило место среди римских. Первое место
занимают праздники Юпитера и Марса, затем идут праздники земледельческие и винодельческие. За ними — пастушеские:
приносились жертвы кормилице-земле, богине плодородия Церере, богине размножения стад, божеству изобилия Юпитеру
как покровителю виноделия. Совершались праздники в честь морских богов, в честь Тибра, в честь бога огня Вулкана,
наконец, справлялся ряд домашних праздников: богини дома Весты, Пенатов, умерших и т. д.
Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с
Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.
Христианство возникает на основе распространения в 1 веке н.э. в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания
Мессии – Спасителя. В своём дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов,
эллинистической философии и социальных утопий. Христианские идеи провозгласили равенство всех перед богом, что имело
существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества.
В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний.
Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства Божьего на земле и идея воздаяния страждущим и
обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших слоёв. Христианство
восприняло многие элементы восточных культов и религий. Встреченное поначалу гонениями и преследованиями,
христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в начале 4-го века н.э. стало
официальной религией римской Империи. Христианство пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих,
утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей.
Во-первых, в христианстве мы видим единого Бога, в отличие от множества богов-олимпийцев.
Во-вторых, христианский Бог есть надмирный творец и властелин мира, в отличие от греческих богов, олицетворяющих
мировые силы и подчинённых космическому порядку.
Далее следует отметить, что христианский Бог – это надмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека.
При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он, прежде всего, выступает как личность. Личность есть образ Божий
в человеке.
Таким образом, христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности,
творчества и свободы. Христианство в различных его формах вытесняет языческие верования и религии на всей территории
Римской империи. В конце концов, христианство было признано равноправной религией и превратилось в государственную.
В 325 году император Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры.

23. Архитектура

Архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Основное место занимали сооружения, воплощавшие
идеи могущества римского государства, а позже императора, отвечавшие потребностям рабовладельческой
верхушки и направленные на завоевание популярности у свободного населения городов.
Форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения,
обслуживавшие города римской державы и гигантский центр метрополии, город Рим. Строительная техника
поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения
эллинистической науки. Создаются грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук
Аппия Клавдия, 311 г. до н.э.), дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в
Риме).
На рубеже 3 - 2 вв. до н.э. входит в употребление новый строительный материал - водоупорный и чрезвычайно
прочный римский бетон, составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок
(пуццолана) и щебень. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое
распространение в строительстве зданий и не только удешевил строительство, но и способствовал
возникновению новых конструкций - сводчатых перекрытий больших помещений, что, в свою очередь,
вызвало новые архитектурные решения.
В период поздней республики в Риме уже сложился тип театрального здания. К сооружениям этого типа
относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55 - 52 гг. до н. э) и временный
театр Марка Скавра, известный по описанию Плиния.
Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял собой
самостоятельное здание, а не вырубался в скале. Второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как
в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт. Таким
образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр
органически связан с природой, римский театр - в большей мере сооружение городского типа.
Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для
различных зрелищ - травли зверей, гладиаторских боев и др., - был всецело римским изобретением и достиг
наиболее полного развития в императорскую эпоху в амфитеатре Флавиев - Колизее (80 г.)
Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был римский форум (Форум Романум). Эта площадь с
расположенными на ней храмами и общественными зданиями представляла собой комплекс, созданный по
принципу свободной, живописной планировки.

24. Литература

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не
исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом “сатура” обозначалось
блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов длинных и коротких, написанных
сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом “сатура” свой сборник стихов, полуразвлекательных,
полупоучительных.
Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н.э.)
Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество,
моральное разложение, клятвопреступление, жадность. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия, которые положили
начало реалистическому направлению в римской литературе.
Римская поэзия I в. до н.э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до н. э. жили многие поэты, увлечение писанием
стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н.э.) и
Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма “О природе вещей” в шести книгах.
Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в. до н.э. Это Марк Теренций Варрон
(116 - 27 гг. до н.э.) и Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) - два корифея римской литературы и вообще латинской культуры.
Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620 книгах (к сожалению, почти все они погибли).
Главное произведение Варрона - “Древности дел божеских и человеческих” в 41 книге энциклопедия историческая,
географическая и религиозная.
Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в. до н.э. Это Марк Теренций Варрон
(116 - 27 гг. до н.э.) и Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) - два корифея римской литературы и вообще латинской культуры.
Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620 книгах (к сожалению, почти все они погибли).
Главное произведение Варрона - “Древности дел божеских и человеческих” в 41 книге энциклопедия историческая,
географическая и религиозная.
Вергилий прославился, прежде всего, как автор «Энеиды», ставящей римским национальным эпосом. Сюжет «Энеиды»
повествует о троянце Энее, пришедшем после падения Трои и ставшем основателем римского государства. Античный римский
роман продолжает развивать жанр греческого приключенческого, авантюрного романа. Однако римский роман дает картину
нравов римского общества периода упадка и всеобщего разложения. Самыми знаменитыми романами являются роман
Петрония «Сатирикон». То, что дошло до нас от «Сатирикона», представляет собой ряд мало связанных между собой эпизодов,
рассказывающих о скитаниях и приключениях компании трёх молодых людей без определенных занятий и с сомнительным
прошлым. Скитальческая жизнь, ссоры и примирения, встречи и расставания составляют сюжетную канву произведения,
обнажающего изнанку быта низших слоев римского общества. И роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел», в котором
юноша из-за страстного желания познать секреты магии по ошибке превратился в осла вместо того, чтобы превратиться в птицу.
В романе "Золотой осёл" открывается широкая панорама быта и нравов римской провинции 2 в.

25. Наука и право

Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или юриспруденция. Первые исследования
появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно
нужно отметить 18 книг “Гражданского права” и “Дефиниции” Квинта Муция Сцеволы (они, к сожалению, не
сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались в многочисленных речах
Цицерона.
Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции,
другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев (пришлое
население Древнего Рима) и патрициев (коренное население) связывается принятие первых писаных римских
законов — Законов XII таблиц (около 450 года до н.э.).
В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об
употреблении букв, возникновение латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям
писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул,
написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик Теренций Варрон, автор сочинения “О
латинском языке” и многих других произведений.
Становление гуманистического направления в медицине Древнего Рима связывают с именем Асклепиада (ок.
128-56 гг. до н.э.) - видного римского врача, грека по рождению. Его система лечить безопасно, быстро и
приятно. Человеческое тело, согласно учению Асклепиада, состояло из мельчайших невидимых частиц,
которые находятся в непрерывном движении. Их свободная циркуляция в организме и является главным
условием здоровья. Соответственно, на первом месте в образе жизни человека должно быть движение:
прогулки пешком и верхом на лошади, путешествия в коляске и на корабле, физические упражнения и
растирания холодной водой, массаж и разумная диета. Его лечебные средства — воздержание от пищи,
питье воды, холодные ванны, активное движение были близки характеру римлян.

26. Наука и философия в Риме эпохи Империи

Центром изучения философии в Римской Империи оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в I—II вв. н.э. стоицизм (философская
школа, возникшая во времена раннего эллинизма) и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм. Учение стоиков принято разделять
на три части: логику, физику и этику. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт, воспитатель императора Нерона Сенека,
написавший трактаты-диалоги, содержанием которых являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О милосердии», «О стойкости
мудреца», «О счастливой жизни», «О досуге», «О спокойствии души» и др.), «Естественнонаучные вопросы» и, наконец, сборник «Моральные письма к
Луцию.
И философ на троне — император Марк Аврелий (121—180), написавший свое единственное сочинение — “Размышления”. Стоики утверждали, что
воистину свободен только человек, руководствующийся разумом, а не желаниями и страстями. В низших слоях общества особенно почитали киников —
бродячих философов.
К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные
жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий).
Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I—II в. н.э. придавалось
географическим знаниям — появляются трактаты Страбона, в них автор даёт описание Европы, Азии и Африки.
Птолемей был сторонником математической географии, и его сочинение представляет собой подробное руководство по составлению атласа мира, с
указаниями точных координат каждого пункта.
“Естественную историю”, являющуюся энциклопедией по географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший. Она послужила
прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя
содержания.
Больших успехов добилась медицина. Врач Тален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы
школы для подготовки врачей. Тален очень много писал о теории лечения травами и даже разработал собственную классификацию растений. Кроме того,
он изобрел «холодный крем», прототип нынешних мазей.
В астрономии принимается система Птолемея. В своём основном труде Великое построение, известном под названием Альмагест, Птолемей
сформулировал геоцентрическую модель мира, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью
пользуется астрология. Птолемей составил каталог звёздного неба, разработал собственный календарь, который, кроме предсказаний погоды, указывал
времена восходов и заходов звезд в утренние и вечерние сумерки.
Расцвета достигает римская историография: Тит Ливии, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит, хотя в эту эпоху она в основном прославляет империю. Тит
Ливий создал своего рода “поэтическую эпопею в прозе”, считая историю наставницей жизни. Ливий дает яркие художественные характеристики,
описания событий и героических фигур — патриотов легендарного Рима. Из всего монументального труда Ливия — Истории “от основания города”
(Рима) в 142 книгах сохранилось 35 книг.

27. Итоги

Античность всегда воспринималась как идеал и
золотая пора человечества не только потому, что в
искусстве и культуре были созданы множество
шедевров, но также и потому, что взгляд человека
на мир, его положение в нем, моральные и
нравственные нормы, которыми человек
руководствовался все последующее тысячелетие,
обрели свое начало.
English     Русский Правила