Древнеиндийская и древнекитайская философия
План
Рекомендуемая литература
Ключевые понятия
Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Различия философии Запада и Востока
Ваши Ассоциации: Индия
Этапы развития философских систем в Индии
Главный источник древнеиндийской философии – веды (санск. «знание»)
Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии
Философская часть Вед – Упанишады («сидеть подле учителя»)
Рита -
Брахма-Космос
Сансара
Карма
Йога
Индийские божества
Основные идеи буддизма
Восьмеричный путь спасения
К просветлению ведет:
Соблюдение пяти заповедей
Онтология: идея дхарм
Раскол буддизма – I в. до н. э.
Дзэн-буддизм – сердце Будды
Повторим: общие черты индийских философских систем
Философия Древнего Китая
Достижения Китая
Пекин
Особенности видения мира в древнекитайской философии
Периоды развития китайской философии
Особенности древнекитайской философии
Мифология Китая
Натурфилософия Китая – учение о пяти стихиях
Даосизм – основатель Лао-цзы – книга «Дао дэ цзин»
Даосизм осмысливает проблемы мира – бытие, небытие, становление, единое, связывая все это с человеческим обществом
Высказывания лао-цзы
Дао – безличный мировой порядок, путь, принцип
Ян и Инь- изначальные космические силы, воплощение Дао, дополняют друг друга, нераздельны
Конфуцианство – социально-этическое учение «Лунь юй» – беседы и высказывания
Главные идеи
Мо Цзы (470 – 391 гг. до н.э.).
Легизм. Хань Фэй-Цзы.
Домашнее задание
Благодарю за внимание!
18.30M
Категория: ФилософияФилософия

Древнеиндийская и древнекитайская философия

1. Древнеиндийская и древнекитайская философия

Дисциплина:
Основы философии
Специальности СПО
Смоленск 2017

2. План

1. Общие закономерности и
различия проблематики
философии Востока и Запада.
2. Древнеиндийская философия.
3. Древнекитайская философия.

3. Рекомендуемая литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2009.
2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. –
М., 2010.
3. Философия: Учеб.пособие для вузов/Под ред.
В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2009.
4. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. –
СПб., 2009.
5. Христич Л. А. Учебно-практическое пособие по
дисциплине Основы философии. – Изд. 5-е, доп. и
перераб. – Смоленск, 2016. – С. 46-55.

4.

Цель и задачи
Знания
Общие закономерности развития философии Востока и Запада
Философия Древней Индии и ее главные философскорелигиозные направления
Особенность философии Древнего Китая и ее основные школы
Персоналии и основные понятия философии Индии и Китая
Умения и навыки, общекультурные компетенции
Давать сравнительную характеристику философии Востока и
Запада
Выявлять различие философских концепций Востока
Определять тенденции культурного диалога Востока и Запада
4

5. Ключевые понятия

• Ахимса – непричинение
вреда всему живому
• Нирвана – серхбытийный
покой
• Атман индивидуальная душа
• Карма – Закон воздаяния
• Варна – замкнутая группа
людей
• Сансара – круговорот
перевоплощений
• Упанишады – комментарии
к Ведам
• Реинкарнация перевоплощение
• Дао – путь, закон,
равновесие, первоначало,
цель
• Ци – первоматерия в форме
Ян и Инь
• Увэй – недеяние
• Ян и Инь – взаимозависимые
противоположные начала,
космические силы
• Ли – этикет, порядок,
традиции
• И – долг, справедливость
• «Благородный муж» –
совершенный человек

6. Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада

• Мифология как ранняя форма
общественного сознания является
основой для зарождения и
восточной и западной философии
• Мифологическое сознание
синкретично, но ставит и ряд
философских вопросов о
зарождении и развитии мира,
жизни и смерти
• Закономерностью развития
философии и Запада и Востока
осмысление космологических
проблем и личного бытия
человека
6

7. Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада

• Философия зарождается как
форма общественного
сознания с возникновением
классового общества и
государства: Древняя Индия –
VI в. до н.э., Китай – VI-V в.в. до
н.э., Греция – VII-V вв. до н.э.
• Философия Запада и Востока
обращена к
общечеловеческим ценностям
• Философия стремится к поиску
истинного знания,
осуществляется анализ, даются
практические рекомендации
7

8. Различия философии Запада и Востока

• Восточная философия сконцентрировалась на
рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики
• Западная философия многопроблемна и обращается к
человеку, предлагая общие принципы бытия и познания
• Восточная философия развивается в тесном
взаимодействии с религией
• Западная философия более привержена научной
методологии, иногда сильна атеистическая тенденция
( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)
8

9. Ваши Ассоциации: Индия

ВАШИ АССОЦИАЦИИ:
Индия
9

10.

11.

12.

13.

14.

15. Этапы развития философских систем в Индии

Ведический период
• XV-VI вв. до н. э.
• Ортодоксальный период
Брахмано-буддийский
• Классический, эпический
• VI до н.э. – II вв. н.э. Буддизм и джайнизм
Индуистский период
• II до н.э. – VII вв. н.э. - эпоха сутр
• Буддизм и джайнизм угасают

16. Главный источник древнеиндийской философии – веды (санск. «знание»)

Ригведа книга
гимнов
Самаведа – книга
напевов
Атхарваведа –
книга заклинаний
Яджурведа – книга
жертвенных
формул

17. Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии

18. Философская часть Вед – Упанишады («сидеть подле учителя»)

• На стадии Упанишад ценятся
не жертвоприношения, а
размышления
• Единое – безличное начало –
Пуруша, возникший из хаоса,
первичная энергия, чистое
сознание
• Человек – атман, частица
Брахмы-Творца

19.

Чувственный мир – иллюзия, тот, кто ищет земных благ,
заблуждается. Этим он удаляется от истины. Жизнь
человека в реальном мире неистинна, поэтому его цель –
достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы
преодолеть колесо сансары и больше не рождаться вовсе.

20.

• Веды оказали влияние на всю индийскую
философию – даже оппозиционные
философские школы не смогли полностью
избежать их воздействия
Ортодоксальные
Неортодоксальные
• Санкья, йога, веданта,
вайшешика, миманса,
ньяя
• Буддизм, джайнизм
• Чарвака

21. Рита -

Рита • – закон всеобщей взаимосвязи,
последовательности, эволюции и порядка,
этический закон для всех живых существ
• Рита – субстанциональна по отношению к миру

22. Брахма-Космос

• Бог, творящий мир,
выдох и вздох
которого
ассоциируется с
небытием и бытием,
жизнью и смертью,
которые длятся 100
лет Брахмы
(миллиарды земных
лет)

23.

24. Сансара

• Приносящий страдание
процесс бесчисленных
перерождений личности
и бессмертной души, ее
перемещение в
различные тела –
растений, животных,
людей
• Цель человека – выйти
из этой череды
перерождений .
Покончив со
страданиями

25. Карма

• Закон судьбы,
предопределяющий
жизнь человека
• Карма проводит
человека через
испытания,
совершенствуя душу до
уровня мокши –
махатма – высший
уровень развития души
• Но карму можно
изменить – поступками
• Все в мире
взаимосвязано - Космос

26.

27.

28.

29. Йога

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога,
джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.В контексте
философии индуизма, под йогой понимается система раджайоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным
образом связанная с основополагающими принципами
санкхьи.
Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как
Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йогапрадипика», «Шива-самхита» и Тантры.
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от
улучшения физического здоровья и до достижения мокши
29

30. Индийские божества

31.

Буддизм – религиозно-философское учение,
распространившееся в Индии, Китае, Юго-Восточной
Азии и некоторых других регионах – Тибет, Монголия.
Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама
Шакьямуни, названный позже – Буддой –
пробужденный, просветленный.
Его цель – поиск истины через аскетизм, найти причину
людских страданий.

32. Основные идеи буддизма


Мир – состоит из океана в центре
которого гора Сумеру, над ней обитают
боги и асуры. Вокруг горы – 4
континента. Земля – одна из них –
Джамбудвила. Под ней 16 адов – 8
холодных и 8 горячих. На нашем
континенте условия – самые трудные
для человека. Жизнь – сфера, их 3.
Все в мире взаимосвязано, мир
состоит из бесконечного множества
качеств, которые проявляются во
времени и пространстве при
определенных условиях, мир изменчив
Человек – частица мира, существует
до тех пор, пока существуют
подходящие условия – при их
отсутствии существование
прекращается.

33.

В основе учения «четыре благородные истины»:
Жизнь есть страдание и зло, неудовлетворенность дуккха, со смертью личность перестает существовать
Причина страдания – желания и жажда жизни - танха
Избавление от страдания – избавление от желаний нирвана
К избавлению ведет «восьмеричный путь спасения» магга.

34. Восьмеричный путь спасения

Праведное
понимание
Праведные
дела
Праведные
мысли
Праведное
намерение
Праведная
жизнь
Праведное
созерцание
Праведная
речь
Праведное
усилие
Нирвана

35. К просветлению ведет:

• Праздности, лени
• Исключение
крайностей
Срединный
путь
Путь
аскетизма
• Умершвление
плоти
• Путь лишений
• Разумные
самоограничения
• Самосовершенств
ование
Знания

36. Соблюдение пяти заповедей

Не убий
Не употребляй
«дурмана»
Не лги
Не укради
Будь
целомудренным

37. Онтология: идея дхарм

Группы
элементов,
перерождающих:
Телесные формы
Ощущения
Понятия
Отпечатки карты
Сознание

38. Раскол буддизма – I в. до н. э.

Хинаяна –
узкий путь
спасения монахи
Махаяна –
широкий путь
спасения –
многие люди

39. Дзэн-буддизм – сердце Будды

• Особое учение без священных
текстов
• Цель – достичь просветления
• Основан на интуиции и личном опыте
• Основной элемент - медитация

40. Повторим: общие черты индийских философских систем

Повторим:
• Философия рассматривается как руководство к
жизни
• Начальной стадией философских учений
выступает пессимизм
• Во всех системах, кроме чарвака, господствует
вера в вечный нравственный закон-карму
(сумма поступков человека, определяющая его
дальнейшую жизнь)
• Важнейшая задача человека – контроль над
собственным «Я»
• Цель человека – нирвана (блаженство, мания,
счастье)

41. Философия Древнего Китая

Ваши ассоциации

42.

43.

44. Достижения Китая

44

45. Пекин

Эмблемой Китая
стал храм Неба в
ансамбле
императорского
дворца в
«Запретном
городе» Пекина
(XV-XVI в.).

46.

47. Особенности видения мира в древнекитайской философии

• Восприятие своей страны как центра мира
• Понимание отдельных событий и истории как циклического
процесса (Дао)
• Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за
правильное воплощение на Земле космических циклов
• Восприятие человека, природы и космоса как единого целого
• Консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь
перемен
• Ценность коллектива, а не личности
• Осознание беспомощности отдельного человека в борьбе с
природной стихией - увэй, приоритет коллективного труда

48. Периоды развития китайской философии

Древний IX-III до
н.э.
Средневековый III
до н.э. -XIX вв.
Новый сер. XIX-4
мая 1919 г.
Новейший с 1919 г.
– по настоящ. вр.

49. Особенности древнекитайской философии

• Китайскую философию нельзя
рассматривать вне специфики
иероглифического письма
• Значение слова зависит от
контекста
• Так удобно выражать
комплексные идеи и взаимосвязи
• Но значительно сложнее
выстраивать логическую цепочку
доказательств
• Письмо консервативно
• Две важнейшие философские
школы даосизм и конфуцианство

50. Мифология Китая

• Возникновение из хаоса-яйца
первочеловека Пань Гу
(Паньгу), он 18000 лет держал
образовавшиеся из хаоса
землю и небо, пока они не
стали такими как сейчас
• Затем он умер, а из его тела
возник мир. Из глаз - Солнце
и Луна, из выдоха – ветер, из
крови – реки, из костей –
камни, из голоса – гром, из
паразитов, ползающих по его
телу, - люди.

51. Натурфилософия Китая – учение о пяти стихиях

Вода
Металл
Дерево
Огонь
Земля

52. Даосизм – основатель Лао-цзы – книга «Дао дэ цзин»

Дэ
Энергия Дао
Просветление –
слияние с Дао
Мин
Извечный закон,
управляющий
переменами
Дао
Чан
Ци
Исходный Хаос,
субстанция
Вселенной

53. Даосизм осмысливает проблемы мира – бытие, небытие, становление, единое, связывая все это с человеческим обществом

54.

Там, где великие
мудрецы имеют власть,
подданые не замечают их
существования.
Там, где властвуют
невеликие мудрецы,
народ бывает привязан к
ним и хвалит их.
Там, где властвует еще
меньшие мудрецы, народ
боится их,
а там, где ничтожные,
народ их презирает.

55. Высказывания лао-цзы

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛАО-ЦЗЫ
Будьте внимательны к
своим мыслям, - они
начало поступков
Под небом все лишь
временно
бывает…
Мудр тот, кто имеет знания
и делает вид, что не знает.
Глуп тот, кто не имея
знания, делает вид, что
знает.

56.

57.

58.

59.

60.

61. Дао – безличный мировой порядок, путь, принцип

62. Ян и Инь- изначальные космические силы, воплощение Дао, дополняют друг друга, нераздельны

Ян
Ян – мужское
начало духовное
– активное –
солнце
Инь – женское
начало
материальное –
пассивное - тень

63. Конфуцианство – социально-этическое учение «Лунь юй» – беседы и высказывания

64. Главные идеи

Вещи и имена приводить в
соответствие
«Благородный муж» –
обладающий жэнь, сяо, ли,
и, мин
Управление государством –
по принципу большой семьи

65.

Порядок в
государстве
Порядок в
семье
Порядок в
мыслях

66.

• Человек
• Земля
• Небо
Человек
следует
законам
Земли
Небо
следует
законам
Дао
Земля
следует
законам
Неба
Дао
следует
самому
себе
• Дао
66

67.

Раньше я слушал
слова людей и
верил в их дела.
Теперь же я
слушаю слова
людей и смотрю на
их дела.

68.

МОИЗМ
Основоположник Мо-цзы
(479-400 гг.до н. э.) противник конфуцианства
Основная идея предопределенной судьбы
нет
необходимо помогать друг
другу и заниматься
общественно полезным
трудом
Необходимо выдвигать мудрых
и достойных для
управления страной,
независимо от занимаемого
ими положения в обществе
ЛЕГИЗМ
Основатель легизма Шан
Ян (390-338 гг. до.н.э.)
Основная идея –
человеколюбие –
причина всех
проступков, политика,
которая несовместима с
нравственностью
Разработал теорию
деспотического
государства
Вместо убеждения
необходимо
принуждение
68

69. Мо Цзы (470 – 391 гг. до н.э.).

69

70. Легизм. Хань Фэй-Цзы.

70

71.

Приобретенные знания
Знание персоналий и терминологии философии
Индии и Китая
Знание специфики философских школ Индии и Китая,
достижений культуры
Знание общих закономерностей развития философии
Востока и Запада
Понимание тенденций культурного диалога Востока и
Запада.
71

72.

Чем объяснить деление индийской философии на
периоды?
Какая философская традиция впервые поставила
под сомнение ведические ценности?
Назовите основные заповеди буддизма
Что представляет собой йога?
Что вкладывали древнекитайские мыслители в
понятия «Инь» и «Ян»?
Что понимают под древнекитайской категорией
«Дао»?
Какими принципами рекомендовал
руководствоваться Конфуций?
Какие философские школы Китая вы запомнили?
72

73.

Задания для самоконтроля
Ответить на вопросы теста
Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:
Конфуцианства;
Буддизма;
Йоги.
Укажите древнекитайский философский текст:



«Упанишады»;
«Книга перемен»;
«Книга мертвых».
В V в. до н. э. существовало сто философских школ:




В Индии;
В Египте;
В Китае;
В Греции.
73

74. Домашнее задание

• УПП – с. 34-46.
• Изучение тезисных схем 2130.
• Ответы на вопросы для
самопроверки с. 45. Задания –
с. 46.
• Глоссарий

75. Благодарю за внимание!

English     Русский Правила