15.07M
Категория: РелигияРелигия

Религиоведение. Тема 2. Иудаизм

1.

Карагандинский экономический
университет Казпотребсоюза
Кафедра социальной работы и АНК
Каб.259. Клишина Марина
Васильевна
Тема 2
Иудаизм

2.

1 лекция
Исторические условия формирования иудаизма
Основные источники по истории иудаизма
Основные источники вероучению иудаизма.
2 лекция
Основные этапы эволюции иудаизма.
-Особенности иудаизма в эпоху Первого Храма.
-Особенности иудаизма в эпоху Второго Храма.
-Иудаизм в Средние века и в Новое время.
Особенности эволюции современного иудаизма.

3.

1.Исторические условия
формирования иудаизма

4.

Термин «иудаизм» происходит от названия
еврейского племени Иуды, самого
многочисленного среди 12 колен израилевых, как
об этом повествуется в Торе., главной священной
книге иудаизма

5.

6.

7.

Иудаи́зм, иуде́йство, «иудейская
религия» — религиозное,
национальное и этическое
мировоззрение, сформировавшееся
у еврейского народа, одна из
древнейших
монотеистических религий
человечества и самая древняя из
существующих по настоящее время

8.

Иудаизм заявляет об
исторической преемственности,
охватывающей более чем 3000
лет.

9.

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим,
Хам и Иафет.
Авраам – сын Фарры, правнук Сима- Первый из
трёх библейских патриархов. Иногда праотцами
именуют только троих патриархов, живших после
всемирного потопа — прародителей еврейского
народа: Авраама, и сыновей Авраама Исаака и
Иакова.
Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (
,)‫אַ בְ ָרם‬родился в шумерском городе Ур в XXI—XX веке
до н. э. (в Библии «Ур Касдим» — «Ур-халдейский»),
одном из древнейших и важнейших городов южной
Месопотамии.

10.

Авраам был потомком Ноя, спасшегося в дни
всемирного потопа. Жил он сначала в Уре – городегосударстве между Тигром и Евфратом на берегу
Персидского залива. Но еще при жизни отца своего
Фарры он вместе с семейством переселяется на
север – в город Харран.
В принципе, Фарра планировал идти дальше, в
Палестину, но выполнить этот замысел ему
помешала смерть. И Авраам вместе с женой
Саррой и племянником Лотом остался в Харране –
перевалочном пункте, связывавшем Междуречье с
другими культурами Древнего Востока.

11.

На основе данных греческой Библии датами жизни
патриарха Авраама надо считать 2165–1940 годы до
Р.Х.
Отец Аврама Фарра (Терах) покинул Ур и, взяв с
собой своих детей: Аврама и Нахора, Сару и Лота
(его внука от рано умершего брата Арана),
направился в Ханаан как сказал ему Бог (Быт.12:4).
По дороге, в городе Харране (Северная
Месопотамия) Фарра умер.

12.

После смерти Фарры Бог велел Авраму
уйти из дома отца и следовать, куда
укажет. Также Бог пообещал, что
произведёт от Аврама великий народ,
благословит и возвеличит самого Аврама и
через него — все народы на Земле. Тогда
Аврам, которому на тот момент было 75
лет, вместе с женой Сарой, племянником
Лотом, всем имуществом и людьми,
которых имел, вышел из Харрана в землю
Хананеев.

13.

Сара была бесплодна и отдала мужу свою рабыню —
египтянку Агарь. Забеременевшая от Аврама Агарь стала
презирать свою госпожу, и Сара обвинила в этом Аврама.
Тогда Аврам дал своей жене право делать со служанкой всё,
что угодно. Агарь бежала от притеснений, которые начались
после этого, в пустыню, и у источника встретила ангела,
который велел ей вернуться, а также сообщил, что Бог
услышал её страдания, что Агарь родит сына и назовёт его
Исмаилом. Когда Агарь родила Измаила, Авраму было 86 лет
(Быт.16).
Через тринадцать лет Бог явился Авраму, чтобы поставить
завет с Аврамом. Бог переименовал Аврама в Авраама и снова
пообещал — теперь уже Аврааму, — что тот станет отцом
множества потомков (и народов), что от него произойдут
цари и что Бог даст им землю Ханаан в вечное владение и
будет им Богом.
Девяностолетняя Сара была им переименована в Сарру. Бог
также обещал, что Сарра родит Аврааму сына — Исаака.

14.

Если Сим, Арпахшад, Шеллах,
Эвер и Пелег все еще говорили на
едином языке, как Ной и Адам, на
лашон акодеш, святом языке (по
мнению мудрецов), то, начиная с
Вавилонского столпотворения, с
Реу и далее, вместо него возникло
70 разных языков.

15.

Авраам — первый из трёх ветхозаветных
патриархов )Авраам, Исаак и Иаков),
живших после всемирного потопа,
считается родоначальником евреев,
aрабов и арамеев.
Отец трех великих религий — иудаизма,
христианства и ислама.

16.

До XIII в. до н. э., когда израильские племена
пришли в Палестину, их религия представляла
собой множество примитивных культов, обычных
для кочевников. В ранних культах обожествлялись
деревья, источники, звезды, камни, животные.
Лишь постепенно возникла израильская религия
— иудаизм, в том виде, в каком он представлен в
Ветхом завете.

17.

Согласно Библии, исход евреев из Египта, где они
жили 430 лет, возглавил Моисей.
Спустя три месяца после перехода «через Чермное
море» (Красное море) они достигли горы Синай, где
Бог даровал своему избранному народу скрижали
с заповедями.
Там евреи прожили год и там же была произведена
перепись мужчин «от двадцати лет и cтарше, всех
годных для войны»: их оказалось свыше 600 тысяч.
А конечной целью исхода был Ханаан — Земля
обетованная.

18.

Происхождение термина
Изначальный смысл слова
иудей — израильтянин из
колена Иуды. Когда после
падения Северного
Израильского царства и
увода в плен его жителей —
десяти колен Израилевых —
Иудейское царство осталось
единственным
представителем всего
народа, то название «иудей»
стало почти тождественным
названию «еврей».

19.

1 лекция
Исторические условия формирования иудаизма
Основные источники вероучению иудаизма.
2 лекция
Основные этапы эволюции иудаизма.
-Особенности иудаизма в эпоху Первого Храма.
-Особенности иудаизма в эпоху Второго Храма.
-Иудаизм в Средние века и в Новое время.
Особенности эволюции современного иудаизма.

20.

21.

22.

Более древним символом
иудаизма является
семисвечник (Менора),
который, согласно Библии и
традиции, стоял в Скинии и
Иерусалимском храме.

23.

24.

Если Храм снова стал местом жертвоприношений,
то синагога предоставила всем возможность для
изучения Торы (Закона). Моисеев Закон
ограничивал поле деятельности жреческого
(священнического) сословия; задачу толкования
Торы приняли на себя ученые книжники
(«соферим»).

25.

26.

Каббала развивалась как метафизическая система,
сосредоточенная на учении о божественных эманациях
и откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и
иерархических ступенях духов и ангелов), а также о
«гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или
действии человек должен был обращаться к мысли о
новом соединении с духовным миром. Имя Бога было
тайной, покрывающей все и на все воздействующей,
его буквы обладали мистической силой.
Наряду с этой мистической теорией развивалась и
практическая каббала, делавшая акцент на важности
человеческой природы. Она выстроила систему
демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре
ее внимания были мессианство и спасение Израиля.

27.

В начале 19 в. в Германии возникло движение,
получившее название реформистского иудаизма.
Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся
в процесс политической и культурной эмансипации,
приспособить иудаизм к современным условиям.
Вначале усилия реформистов были направлены
главным образом на то, чтобы сделать синагогальную
службу приемлемой для западного мира. В
богослужение вводился орган, смешанный хор, пение
немецких религиозных гимнов; немецкий язык
использовался в качестве языка молитвы и проповеди.
Во время службы женщины и мужчины находились
вместе. Позднее из молитв было исключено всякое
упоминание о Сионе, выражавшее еврейские
национальные чаяния возродить древнюю родину. Это
обновленческое движение возглавляли люди, не
имевшие раввинского звания, хотя необходимость
перемен отстаивали и реформистские раввины, среди

28.

Консервативный иудаизм Он считал, что институты,
сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитаться
как неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством.
Его заботило главным образом сохранение еврейских обычаевъ
Ортодоксальной иудаизм бщее название течений в иудаизме,
последователи которых, с исторической точки зрения, являются
продолжателями еврейского религиозного мировоззрения,
окончательно сформировавшегося в конце средневековья — начале
нового времени. Центральное место в религиозной концепции
ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она
зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде).
Сионизм олицетворял давнюю надежду еврейского народа на обретение
своего дома, впервые выраженную еще в библейские времена и не
угасшую за столетия рассеяния. Политический сионизм, направление
которому было задано Герцлем, признавал, что для воплощения этой
мечты необходимо добиться поддержки народов мира. Подобно другим
народам в тот период, евреи верили, что единственная надежда на
сохранение еврейства и его цивилизации – это утверждение
национальной независимости.

29.

ИУДАИЗМ
Иудаизм )др. - греч. «еврейская религия», от названия колена
Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с
эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского
народа) - религиозное, национальное и этическое
мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх
основных монотеистических
религий человечества.
В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей»
обозначаются одним термином и не разграничиваются, что
соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.
Общая численность иудаистов во всем мире более 14 млн.
человек.
1

30.

Основные этапы
эволюции иудаизма.

31.

Основные источники по истории и
вероучению иудаизма

32.

33.

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе
их внутреннего устройства лежит конструкция Храма,
который в свою очередь повторял устройство Скинии,
построенной евреями в пустыне. Синагоги строятся так,
что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности,
к Иерусалиму, где стоял Храм.

34.

Могендовид (Щит Давида) — центральный символ
иудаизма, называемый также шестиконечной
звездой Давида (согласно преданию, Давид
использовал шестиугольный щит в сражении с
Голиафом). Каждый конец звезды символизирует
один из шести дней творения, а центральный
шестиугольник — священный день отдохновения
— Шаббат.

35.

это Пятикнижие Моисеево, записанное на
пергаменте, изготовленном из кожи таким образом,
что получается цельный рулон длиной примерно 60
метров. Пергамент — внутренний слой кожи
животного, обработанный так, чтобы он стал тонким
и гладким.

36.

(семисвечник) — принадлежность иудейского
алтаря, древнейший символ иудаизма и эмблема
государства Израиль, которую изображают на
монетах и печатях. Согласно преданию, первая
менора была дана Моисею самим Богом. В период
странствий по Синайской пустыни священники
зажигали семисвечник в Скинии, а позднее он
занял почетное место в Храме Соломона.

37.

Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние:
талит — обрядовое покрывало белого цвета с черными
или синими полосами по сторонам и кистями по углам,
круглую шапочку (кипу), а также молитвенный пояс,
который носят под верхней одеждой так, чтобы его угол
выглядывал наружу.
Во время утренней молитвы в будние дни к голове
верующего и к правой руке ремешком пристегивается
тфилин — коробочка с вложенным в нее текстом
молитвы. Во время нахождения в синагоге головные
уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные
евреи их не снимают никогда.

38.

Священное писание евреев известно как Танах. В
него входят Тора (Учение) или Пятикнижие,
авторство которого приписывается традицией
пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга
религиозно-политического и историкохронологического характера, Кэтувим (Писания)
— 13 книг разнообразных религиозных жанров.

39.

Самая древняя часть Танаха
датируется X в. до н.э. Работа
по составлению
канонизированного
варианта Священного
Писания на иврите была
завершена в III-II вв. до н.э.

40.

Позже составляют Талмуд - вторую священную
книгу иудаизма.

41.

После распада Римской империи представители
иудейского народа расселились практически по
всей ее бывшей территории

42.

Занимаясь торговлей и ростовщичеством, евреи
быстро приобрели экономическое могущество,
позволившее им выживать и сохранять
неприкосновенность своей общины даже в
периоды социальных потрясений

43.

Источниками вероучения в иудаизме является
Священное писание (Танак), в особенности
Пятикнижие Моисеево (Тора) и Талмуд – сборник
комментариев Танака и поучений.
Древние иудеи

44.

45.

МОРАЛЬ ИУДАИЗМА
Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу воли и выбора, но повелел исполнять мицвот
)заповеди), воплощающие добро и правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с
праотцом человечества Ноем, включает в себя Семь заповедей сынов Ноя.
Идолопоклонство
Кровосмесительные связи
Кровопролитие
Воровство
Богохульство
Употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного
Повеление жить по законам
Принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых
613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов
Единобожие
Почитание
родителей
Запрет на изображение Бога, на
произнесение Его имени всуе
(напрасно)
Запрет убийства,
прелюбодеяния, воровства,
лжесвидетельства и
корыстного вожделения.
Соблюдение
святости дня
отдыха в седьмой
день (субботу)
3

46.

«СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИУДАИСТОВ
Танах )аббревиатура названий трех отделов Священного писания:
Тора, Невиим, Кетувим).
Тора - пять книг-произведений: Берешит )в переводе – «В
начале»); Веэлле Шемот )«И вот имена»); Вайикра )«И воззвал»);
Бемидбар )«В пустыне»); Элле-гадебарим )«И вот слова»).
Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг )Пятикнижие
Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие).
Невиим (Пророки) - 21 книга: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги
Самуила, первую и вторую книги Царей, книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг,
так называемых, малых пророков.
Кетуавим (Писания) - 13 книг: Псалмы, Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь,
Плач Иеремии, Проповедник, Эсфирь )Есфирь), книги Даниила, Эзры )Ездры) и Неемии,
первую и вторую книги Хроник.
Талмуд - толкование содержащихся в Танахе и, прежде всего, в Торе религиозно-этических,
правовых и бытовых предписаний. В оригинале )написан частично на иврите, частично на
арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов.
Мишна
- комментарий к
Танаху вообще и к
Торе в
особенности.
Означает
«Повторение».
Гемара
- комментарий к Мишне. Означает «Завершение».
Палестинская Гемара написана в Палестине
в III-IV вв. н.э.
Вавилонская Гемара написана в Вавилонском царстве
в III-V вв. н.э.
4

47.

О священных
книгах
О сверхъестественных существах
(Бог, ангелы, демоны)
О пророках
О Машиахе
(Мессии)
О загробной
жизни
О субботе
О пищевых
запретах
О душе
Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры
«Шема», которым начинаются богослужения:
«Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!»
Бог сотворил мир, человека и избрал отцов Израиля, которым помогал во всех
трудностях. Бог в своем единстве беспределен, не имеет образа и непостижим,
безначален, дает о Себе знать всему живому. Бог говорил с людьми через пророков,
из которых величайшим был Моисей. Моисею дан весь Закон, и другого Закона
никогда не будет. Вера в первую очередь проявляется в исполнении Закона, а потом
уже в добрых делах. Зло существует в мире настолько, насколько это ему позволяет
Бог. Бог награждает праведника и карает злодея. Человек состоит из души и тела.
Кроме избранного народа Израиля, существуют другие народы. Эти народы могут
быть оправданы, только если они примут за истину положения иудаизма. В конце
времен Бог будет судить каждого по его делам.
5

48.

РУКОВОДСТВО ИУДАИЗМОМ
ВЕРХОВНЫЙ РАВВИНАТ
еврейская религиозная институция, облеченная верховным авторитетом в
вопросах, касающихся религиозных учреждений, судопроизводства и
администрации в рамках какой-либо страны или региона
РАВВИН )от евр. «великий» и отсюда – «учитель») - духовный
представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности
наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона,
а прежде присоединявший к ним и функции судейские
В Израиле действуют два верховных раввина - ашкеназский и
сефардский, оба - государственные должностные лица.
В больших городах также два раввина.
ОБЩИНА религиозное объединение )не менее десяти мужчин) или организованные прихожане
какой-либо синагоги, самоуправляемое еврейское население местечка, города и т.д.
Синагога )от греч. «собрание»; ивр. бейткнессет - «дом собрания»). После разрушения
Иерусалимского храма - основной институт
еврейской религии, помещение, служащее
местом общественного богослужения и
центром религиозной жизни общины.
В отличие от православной церкви синагога не
является храмом, а лишь помещением для
общественной молитвы.
6

49.

МОЛИТВА
Шахарит
)утренняя)
Минха
)дневная )
Капорес - в ночь накануне Судного дня
мужчина трижды вертит над своей
головой петуха (женщина - курицу),
произнося три раза молитву: «Это да
будет искуплением моим, жертвой моей
и заменой вместо меня, сей петух (сия
курица) пойдет на смерть, а я обрету
счастливую, долгую и мирную жизнь»
Маарив
)вечерняя )
Обрезание
(бритмила) операция по
иссечению
крайней плоти у
мальчиков на
восьмой день после
рождения
Зажигание
ханукии и
миноры
- символ
выживания и
преемственности
традиций
еврейской нации
Ташлих - день иудейского нового года
Иудеи собираются у реки, читают
отрывки из Ветхого Завета и распевают
религиозные гимны. Во время чтения
молитв вытряхивают карманы и
бросают в воду крошки хлеба, полагая,
что тем самым они освобождаются от
грехов
7

50.

ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА
Еврейские праздники подразделяются на две основные категории: праздники, установленные
в Пятикнижии, и праздники, добавленные в позднейшие периоды.
Первая группа: Суббота )которая не является праздником в прямом смысле), три паломнических
праздника – Песах, Шабуот, Суккот; еврейский Новый год и Судный день, а также дни новолуния.
Вторая группа: Пурим, Ханукку, Ава пятнадцатое и др.
ШАББАТ )Суббота)
День отдыха, наступление которого отмечается зажжением
свечей, особым благословением и праздничной трапезой
после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу
вечером. В Субботу возбраняется всякая работа )в том
числе зажигание огня), передвижение транспортными
средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято
посвящать молитвам и чтению Торы.
СУДНЫЙ ДЕНЬ
)день искупления)
Название главного дня еврейского
литургического календаря, дня
поста, покаяния и отпущения
грехов.
ШАБУОТ )Пятидесятница)
Справляется на 50-й день после второго дня Пасхи. В древности он был связан с земледелием и
отражал радости, ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. В диаспоре Шабуот
потерял свое назначение праздника урожая, и евреи связали его с пасхой. Шабуот - праздник в
память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь дней после исхода.
ПЕСАХ )Пасха)
Весенний праздник в память Исхода
евреев из Египта, начинающийся 15
нисана и длящийся семь дней
в Эрец-Исраэль и восемь дней
в странах диаспоры.
Первый и седьмой дни - праздничные в
полном смысле, нерабочие, как
суббота; в остальные дни работа
разрешается.
8

51.

В вероучении иудаизма можно
выделить восемь основных
положений. Это учения:
о священных книгах,
о сверхъестественных существах,
о Машиахе (Мессии),
о пророках,
о душе,
о загробной жизни,
о пищевых запретах,
о субботе.

52.

Основу иудаизма составляет священное писание евреев,
сложившееся на основе культов Древнего Израиля и Древней
Иудеи, называемое Ветхим Заветом или Библией, то есть
собрание книг.
Текст священного писания
оформлялся в течение многих веков,
но окончательную свою форму принял
в третьем-четвертом веках нашей эры.
Основу Библии составляют так
называемые заповеди.
Заповеди — это система запретов.
Они не говорят, что делать, а только то,
чего не делать.

53.

Текст Ветхого Завета дошёл до нас во многих древних и
средневековых манускриптах, используемых в современных
изданиях. Сюда входят тексты на древнееврейском языке и
древние переводы, среди которых наиболее важными являются
Септуагинта — перевод на древнегреческий язык,
Вульгата — перевод на латынь, сделанный в V веке н. э.,
таргумы — переводы на арамейский язык и
Пешитта — перевод на сирийский язык.

54.

Характерными признаками иудаизма, источником которого является Ветхий
Завет, являются следующие черты.
Основные положения Ветхого Завета, составляющие основу иудаизма
1. Иудаизм монотеистическая религия веры в единого бога - "Я – Господь, и нет иного; нет
Бога кроме Меня."
2. Иудеям запрещалось делать какие-либо изображения Бога, делать себе кумиров и
изваяний, представляющих мужчину или женщину поклоняться и служить им.
3. Иудеям запрещалось беспокоить Бога и произносить Его имя по всякому поводу или по
пустякам.
4. Иудаизм не полагает веры в загробную жизнь после смерти - "Живые знают, что умрут, а
мёртвые ничего не знают". Нет никаких упоминаний о райской жизни на небесах или об
адских мучениях грешников в Аду.
5. Питие алкогольных напитков в больших количествах порицалось, но в уменных дозах не
запрещалось.
6. Вера в мессию, то есть приход спасителя народа по велению Бога. Мессия
представляется основателем царства, где властвуют мир и счастье. Однако этот мессия будет
всего лишь рабом Бога.
7.
Для общения с народом Бог регулярно посылает своих представителей в
виде пророков, которым вкладывает в уста свои слова.
8. Иудаизм полагает устройство иудейской государственности на демократической основе.
9. Иудаизм строжайше предписывал царям и начальникам исполнять все слова закона,
запрещал царям, правителям и чиновникам уклоняться от закона, брать взятки и
подношения.
10. Иудаизм запрещал обращать свой собственный народ в рабство, покупать или
продавать их. Однако иметь рабов из числа других народов не запрещалось. Иудаизм полагал
рабство "с человеческим лицом".

55.

56.

Три исторических периода
в развитии иудаизма :
храмовый (в период
существования
Иерусалимского храма),
талмудический и
раввинистический (с VI
века по настоящее
время).

57.

История иудаизма
делится на следующие
большие периоды
развития:
«Библейский» иудаизм
(X—VI вв. до н. э.)
Иудаизм Второго храма
(VI в. до н. э. — II в. н. э.),
включая
эллинистический
иудаизм (после 323 г. до
н. э.)
Талмудический иудаизм
(II—XVIII вв.)
Современный иудаизм (с
1750 г. по настоящее
время.

58.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИУДАИЗМА
В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода
1.
Храмовый )сосредоточением всех событий
библейского периода иудаизма был Иерусалимский
храм, где приносились жертвы богу Яхве, этот период
делится на три временных отрезка: первого храма,
возведенного царем Соломоном в 1004 г. до н.э. и
полностью разрушенного в 588 г. до н.э.
вавилонянами, уведшими евреев в плен; второго
храма, построенного после возвращения евреев из
вавилонского плена в 536 г. до н.э.
2. Талмудческий. Законоучители I-II вв. разработали и канонизировали Устный Закон, завершили
Мишну )начало III в.). Это стало поворотным пунктом в развитии еврейской религии, легло в
основу еврейского религиозного и гражданского законодательства. Дальнейшие толкования за 200
лет собраны в Гемаре, представляющей собой комментарии к Мишне
и
составляющей вместе с ней Талмуд.
3. Раввинистический )с VI в. по н.в.). Теория и практика раввинов не
опиралась на Храм, жречество и политическую независимость, но
поддерживала и развивала общинную жизнь евреев. Римляне,
удовлетворенные политической умеренностью, позволили заниматься
восстановлением культовых зданий, формировать концепцию молитвы.
Еврейство превращается в религиозное сообщество, которое может
отправлять культ, находясь в любом месте. Изучение Торы становится
высшей религиозной обязанностью еврея, способом приблизиться к Богу
и снискать Его благоволение. Особое значение приобретает взгляд на
земную жизнь как приготовление к посмертной жизни.
2

59.

История древних евреев
и процесс
формирования религии
известны в основном по
материалам Торы,
Ветхого Завета,
наиболее древней части
Библии.

60.

Как повествует предание,
самым первым иудеем был
патриарх Авраам, который
заключил с Богом священный
союз – “завет”. Авраам дал
обещание, что он и его потомки
будут хранить верность Богу и в
доказательство этому
исполнять заповеди (мицвот).
За это Бог обещал Аврааму
оберегать и умножить его
потомство, из которого
произойдет целый народ.

61.

Потомки Авраама образовали союз 12 колен
(родоплеменных групп), связанных кровным
родством, которые происходили от 12 сыновей
Иакова (Израиля)

62.

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю
("землю обетованную"), потомки Авраама попали в
Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет
находились в рабстве. Из этого рабства их вывел
пророк Моисей (Моше)

63.

Затем последовало 40-
летнее странствие по
пустыне, во время
которого все бывшие рабы
должны были умереть,
чтобы только свободные
люди вошли в землю
Израиля. Во время этого
странствия по пустыне
происходит центральное
событие иудаизма и всей
его истории: Бог
призывает Моисея на гору
Синай и через него дает
всему еврейскому народу
Десять Заповедей и Тору.

64.

Знаменуется начало существования евреев как
единого народа, а иудаизма - религии, которую
этот народ исповедует. Бог иудеев, названный
именем Яхве ("Сущий", из бытия которого
проистекает все), не имел ни изображений, ни
храмов.

65.

Ветхий Завет подробно освещает историю Израиля: описываются
эпохи завоевания Ханаана, период Судей, объединённая монархия
под управлением Саула, Давида и Соломона, разделение нации на
Израиль (Северное Царство, 10 колен) и Иудею.

66.

При этом, надо иметь в виду, что современный иудаизм
отличается от иудаизма Ветхого Завета. В религии иудеев в
течение столетий, последовавших за Вавилонским пленом,
произошли существенные изменения.

67.

68.

69.

70.

71.

Одной из древнейших,
сохранившихся до наших дней
локально ограниченных
монотеистических религий
является иудаизм. Зачатки
иудаистской религии появились
во 2-м тысячелетии до н. э.
среди евреев, живших на
территории Палестины.
Возникнув в политеистической
форме, иудаизм в 1-м
тысячелетии до н. э. постепенно
трансформировался в
монотеистическую религию.
Сложился он к XIII в. до
нашей эры, носителями
иудаизма были еврейские
племена.
Название этой религии
происходит от названия
крупнейшего еврейского
племени, а с конца XI в. до н.
э. племя Иуды дало имя и
израильскому государству.

72.

Первоначально среди евреев были распространены древнейшие
формы верований – тотемизм (поклонение золотому тельцу),
анимизм, магия, широко использовались гадания. Об этом
свидетельствуют тексты “священного писания”.
Лишь во втором тысячелетии до нашей эры начинает складываться
монотеистическая религия.
картина со стены еврейского квартала
старого города Иерусалима

73.

Моисей Культ
божества Яхве Эль –
«бог» Рахман –
«милостивый» Адонай
– «господин мой» ЭйнСоф – «бесконечный»
Цваот (Саваоф) – «бог
воинств» Шем – «имя»
Ашем – «это имя» Гора
Синай Десять
Заповедей Ковчег
Завета

74.

Первый принцип. Бог – один, он единственный в своем
роде.
Второй принцип. Бог совершенен. Бог является
абсолютным Разумом, он всемогущ. Бог является
источником благости, любви и справедливости.
Третий принцип. Тора – священная книга для всех иудеев.
Авторитет Торы непогрешим и нерушим.
Четвертый принцип. Жизнь – это постоянный диалог
Бога с человеком.
Пятый принцип. Человек бесценен, так как он является
созданием Бога. Каждая жизнь уникальна. Назначение
человека – служба Богу – постоянное всестороннее
духовное совершенствование.

75.

Шестой принцип. Равенство всех людей.
Седьмой принцип. Богоизбранность еврейского народа.
Восьмой принцип. Предложение всем людям и народам (неевреям)
принять необходимый минимум моральных обязательств,
налагаемых Торой на все человечество.
Девятый принцип. Принцип полного господства духовного начала
над материей. Но при этом необходимо помнить о ценности также и
мира материального.
Десятый принцип. Вера в приход Мессии (Мошеаха) – спасителя.
Одиннадцатый принцип. Принцип воскрешения из мертвых в конце
дней (эсхатология). Вера в то, что в определенное время мертвые
будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

76.

История иудаизма делится на следующие
большие периоды развития:
«библейский» иудаизм (X в. до н. э. — VI
в. до н. э.),
иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. — II
в. н. э.), включая эллинистический
иудаизм (после 323 г. до н. э.),
талмудический иудаизм (II в. н. э. —
XVIII в. н. э.),
современный иудаизм (с 1750 г. по
настоящее время)
Иудаизм возник во II тыс.до н.э. на
основе политеистических обрядов
кочевых еврейских племен Северной
Аравии, а после завоевания Палестины в
XIII в. впитал религиозные
представления местных земледельческих
народов.
Древнейший период: происхождение
верований и архаические культы.
К архаическим культам в иудаизме можно
отнести:
Родовые культы.
Погребальный культ.
Скотоводческий культ.
Многочисленные табу.

77.

Праздничная суббота
Святой день Йом-Кипур
Ханука
Пурим
Песах (Пасха)
Свадьбы и похороны

78.

Любовь к Богу
Долг человека – сохранять чистоту
души, ибо она – дар Божий
«Все предопределено [Богом], – учил
рабби Акива, – но [человеку] дана
свобода выбора»
Заповедь «Люби ближнего твоего, как
самого себя» – это способ выразить,
что человек должен любить других
людей, поскольку все являются детьми
Божьими.
Человек должен быть верен истине,
ибо «печать Пресвятого есть истина».

79.

Еврейская традиция считает
обязанностью каждого человека, входит
благотворительность
Семья в иудаизме считается
краеугольным камнем общественной
жизни. Безбрачие всегда решительно
отвергалось, и задачей семьи считалось
не только рождение детей, но
обеспечение сплоченности ее членов.
Обязанность обучать детей
зафиксирована в Библии. Пророк
Малахия учил, что Царство Божье
наступит, когда обратятся «сердца отцов
к детям и сердца детей к отцам их».

80.

общие черты: каждое было основано
евреем, каждое протекает из еврейского
мессианского и утопического стремления
"переделать мир «
главное противоречие между иудаизмом и
марксизмом — не экономического, а
нравственного порядка. Марксизм
претендует на всеобъемлющее, "научное"
видение реальности, включая философию,
политику и мораль

81.

Народ, действия которого
мотивируются
религиозностью, более этичен,
нежели народ, этика которого
зиждется на "доброй воле" —
без религии.

82.

83.

Иудаизм - это
монотеистическая
национальная религия
евреев. Последователи
иудаизма называют себя
иудеями. На вопрос, где
возник иудаизм, и
историки, и богословы
отвечают одинаково: в
Палестине. Но на другой
вопрос, когда возникли
монотеистические
представления у евреев,
они отвечают по-разному.

84.

Как считают историки, до XIII в. до н.э. в. до н.э. у евреев была
другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI
в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского
народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии,
была политеистической.

85.

В XXII в. до н. э. в юго-западную часть Ханаана на восточном
побережье Средиземного моря пришли филистимляне. Место
их поселения названо в Библии Пелешет; позже вся земля
Ханаан получила название Палестина. Около 1800 г. до н. э.
в Ханаан из окрестностей Ура пришли евреи –
западносемитские скотоводческие племена. Родина их праотца
Авраама, жившего примерно 4200 лет тому назад, – Ур
Халдейский в южной части Вавилонии, на правом берегу
самого нижнего течения Евфрата. Через 200 лет они
переселились в Египет, а около 1320 г. до н. э. произошел их
исход из Египта, и к югу и юго-востоку от Палестины они
образовали племенной союз с общим культом бога Яхве,
принявший название Израиль («бог сражается»). Союз состоял
из 11 племен и одной специально посвященной культу Яхве
родоплеменной группы – левитов («двенадцать колен
Израиля»), В XIII–XII вв. до. н. э. эти племена вели войны с
городами-государствами других западносемитских жителей
Палестины – ханаанеев (к ним принадлежали и финикийцы).

86.

Историки считают, что монотеистические
представления у евреев сформировались в
религию только в VII в. до н.э. во время
правления в Иудее (Южной части Палестины)
царя Иосии. По мнению историков, из
источников известен не только век, но и год
начала перехода евреев от древнееврейской
религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В
этом году царь Иудеи Иосия издал указ,
запрещающий почитание всех богов, кроме
одного. Власти начали решительно истреблять
следы многобожия: изображения других богов
уничтожались; святилища, посвящённые им
разрушались; евреи, приносившие жертвы
другим богам, сурово наказывались, вплоть до
смертной казни.

87.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые
люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и
человека было одновременно и временем возникновения
иудаизма.

88.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли
именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа
считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если
люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее
поколение людей по определённой исторической причине Его имени не
знает.

89.

В иудаизме существуют
четыре конфессии.
Главная конфессия ортодоксальный
иудаизм. Он ведёт своё
начало от времени
возникновения иудаизма
как такового.

90.

Караимство возникло в
Ираке в VIII в.н.э.
Караимы живут в
Израиле, Польше, Литве,
на Украине. Слово
“караим” означает “чтец”,
“читающий”. Основная
особенность караимства
- отказ признавать
святость Талмуда.

91.

Хасидизм возник в
Польше в начале XVIII
века. Хасиды есть везде,
где есть евреи. Слово
“хасид” означает
“благочестивый”,
“примерный”,
“образцовый”. Хасиды
требуют от своих
приверженцев “горячей
молитвы”, т.е. громкой
молитвы со слезами на
глазах.

92.

Реформированный иудаизм возник в начале
XIX века в Германии. Сторонники
реформированного иудаизма есть во всех
странах, где есть евреи.
Главное в нём - обрядовые реформы. Если в
ортодоксальном иудаизме раввины (так
называют служителей культа) во время
богослужения надевают особые культовые
одежды, то в реформированном иудаизме они
проводят богослужение в гражданском платье.
Если в ортодоксальном иудаизме раввины
произносят богослужебные молитвы на иврите
(так называют еврейский язык), то в
реформированном иудаизме на языке тех стран,
в которых живут евреи: в США - на английском,
в Германии - на немецком, в России - на русском.
Если в ортодоксальном иудаизме женщины
молятся отдельно от мужчин (или за
перегородкой, или на балконе), то в
реформированном иудаизме женщины молятся
в одном помещении с мужчинами. Если в
ортодоксальном иудаизме раввинами могут
быть только мужчины, то в реформированном
иудаизме раввинами могут быть также и
женщины.

93.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь
основных положений. Это учения:
о священных книгах,
о сверхъестественных существах,
о Машиахе (Мессии),
о пророках,
о душе,
о загробной жизни,
о пищевых запретах,
о субботе.

94.

Священные книги иудаизма можно
разделить на три группы.
В первую группу входит одна книга-том,
которую называют словом Тора (в
переводе с иврита - “Закон”).
Во вторую группу входит опять только
одна книга-том: Танах.
В третью группу входит некоторое
количество книг-томов (а в каждом
томе некоторое количество
произведений). Это собрание священных
книг называется
словом Талмуд (“Изучение”).

95.

Тора - самая главная, самая почитаемая
книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с
древних времён до наших дней пишут
вручную на коже. Тору хранят в синагогах
(так сегодня называют молитвенные
дома иудеев) в особом шкафу. Перед
началом богослужения все раввины во всех
странах мира целуют Тору. Богословы за
её создание благодарят Бога и пророка
Моисея. Они считают, что Бог дал людям
Тору через Моисея. В некоторых книгах
пишут, что Моисей считается автором
Торы. Что касается историков, то они
думают, что Тора написана только
людьми и начала она создаваться в XIII в.
до н.э. Тора - это одна книга-том, но она
состоит из пяти книг-произведений. Тора
написана на иврите и на этом языке
книги Торы носят следующие названия.
Первая: Берешит (в переводе - “В начале”).
Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”).
Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая:
Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Эллегадебарим (“И вот слова”).

96.

Танах - это одна книга-том, которая
состоит из двадцати четырех книгпроизведений. А эти двадцать
четыре книги делятся на три части,
и каждая часть имеет свое название.
В первую часть Танаха входит пять
книг, и эта часть называется Торой.
Первая священная книга, которая
называется Торой, является
одновременно составной частью
второй священной книги, которая
называется Танахом. Во вторую
часть - Невиим (“Пророки”) - входит
семь книг, в третью - Хтувим
(“Писания”) - входит двенадцать
книг.

97.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале
(написан частично на иврите, частично на арамейском
языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книгитома Талмуда делятся на три части:
Мишну,
палестинскую Гемару
вавилонскую Гемару

98.

Согласно главной идее этого учения, верующие должны
почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал
задание и возможности возвещать людям истину. А
истина, которую они возвещали, имела две основные
части: истина о правильной религии (как надо верить в
Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В
истине о правильной религии особо важным элементом
(частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей
в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7
пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в
форме уважительного разговора о них в проповедях и в
быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья
и Моисей. Этих пророков почитают также в форме
особых ритуальных действий во время религиозного
праздника Песах.

99.

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось.
Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной
жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

100.

Бога называли Яхве что в прямом смысле
означало « я есть ».

101.

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль,
столицей которого становится город Иерусалим
(Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон
возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь
Единого Бога.

102.

В этот период Иерусалимский Храм становится
главным духовным центром иудаизма .Служители
Иерусалимского храма составляли особую
категорию иудейского общества. Их потомки и до
сих пор выполняют особые обрядовые функции и
соблюдают дополнительные запреты: жениться на
вдове или разведённой и т.д.

103.

В этот же период завершается написание Танаха -
Священного Писания иудаизма (христианская
традиция полностью включила Танах в раздел
Библии, называемый Ветхий Завет)

104.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский
царь Навуходоносор II, который разрушил
Иерусалимский храм, а большинство иудеев
насильственно переселил в Вавилонию. Духовным
лидером и наставником переселенцев становится
пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении
Израиля, но уже как теократического государства,
центром которого будет новый Иерусалимский
Храм.

105.

106.

1. Тана́х— принятое в иврите название
еврейского Священного писания.
Слово «ТаНаХ» представляет собой
акроним (начальные буквы) названий
трёх разделов еврейского Священного
Писания:
Тора́ — Пятикнижие
Невии́м — Пророки
Ктуви́м — Писания
Термин «Танах» появился
впервые в трудах
средневековых еврейских
богословов.

107.

Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и
заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения
до начала периода Второго Храма.
Это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книгпроизведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и
каждая часть имеет свое название.

108.

Тора - главная часть Танаха, которая была написана во времена
Моисея. Cамая главная, самая почитаемая книга в иудаизме.
Слово Тора означает “наставление”.
Согласно традиционной иудаистской
точке зрения, текст Торы был записан
Моисеем со слов Всевышнего.
Вероучение, этика, обычаи и социальные
аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в
широком смысле включает Устный и
Писаный Закон, а также всю совокупность
учений еврейского народа.
Свиток Торы,
открытый для
публичного чтения в
синагоге.

109.

В христианстве Письменная Тора
(Пятикнижие) называется Ветхим
заветом. Тора состоит из пяти частей
– книг. Создание Торы было
длительным процессом.
Пятикнижие начало создаваться в
эпоху Первого храма. В Торе
представлены элементы мифа,
волшебной сказки, саги, легенды,
новеллы.
Пятикнижие провозглашено законом,
регулирующим всю жизнь иудейского
общества.

110.

1.
2.
3.
4.
5.
Берешит (В начале)
Шемот (Имена)
Вайикра (И призвал)
Бемидбар (В пустыне)
Деварим (Речи)
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие

111.

В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в
каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание
священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).
Талмуд - собрание догматических, религиозноэтических и правовых положений иудаизма,
сложившихся в 4 в. до н. э. — 5 в. н. э.
Различают Палестинский
и Вавилонский Талмуд (по
месту составления Гемары).
Различают Палестинский
и Вавилонский Талмуд (по
месту составления Гемары).
Палестинская
Гемара
Талмуд
Мишна
Вавилонская
Гемара

112.

Самая древняя часть Талмуда — Мишна ("Повторение") —
даёт толкование норм Пятикнижия .
Впоследствии Мишна стала сама предметом толкования
иудейских богословов.
Собрание таких толкований называется Гемара
("Завершение"), вместе с Мишной она и составляет Талмуд.
Вавилонский талмуд

113.

Последней частью Талмуда, составленной в XV-XVI в., стала
“Кабалла” – тайное мистическое учение со значительным
влиянием магии. В настоящее время “Кабалла” широко
используется в магических обрядах.

114.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых
больших религий мира - для христианства и ислама.
Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали
священными также и для христиан. Многие идеи этих книг
были повторены в священной книге мусульман - Коране.

115.

В христианстве Письменная Тора (Пятикнижие)
называется Ветхим заветом, что лишний раз
доказывает происхождение христианства из
иудаизма. Тора состоит из пяти частей — книг:
Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие

116.

Пятикнижие провозглашено законом,
регулирующим всю жизнь иудейского общества в
621 году до н.э., хотя отдельные его части
датируются 13 веком до н.э.

117.

Получив Тору, евреи получили 613 заповедей. 248
из них являются утверждениями (то, что нужно
делать) и 365 - запретами (запрещенные действия)

118.

Эпоха получила свое название в честь
восстановленного в 516 году до н.э. прежде
разрушенного Первого храма.

119.

120.

Между тем, в современной литературе получило
распространение представление, что иудаизм был основан
не на буквальном соблюдении Закона, а на концепции
Завета (союза) Бога с избранным народом, заключенным в
эпоху Моисея на горе Синай. Кодификатором иудаизма
периода Второго храма был первосвященник и
книжник Ездра. Считается что иудаизм эпохи Второго
храма — это иудаизм книжников, в противовес раннему
иудаизму священников и пророков.

121.

Отличительными чертами иудея должны были
быть обрезание и соблюдение субботы.
Отличительной чертой иудаизма этого периода было
патрилинейная система родства, национальный
характер религии, а также необходимость
паломничества в Иерусалимский храм.

122.

Патрилине́йность (от лат. pate
r — «отец» и linea — «линия»)
— в этнографии: унилинейное
правило счета родства,
учитывающее из поколения в
поколение связи детей только с
отцом. Связь предка и потомка
"линии" поддерживают только
мужчины.

123.

Иудаизм Второго храма (Новозаветный или эллинистический
иудаизм) — иудаизм эпохи Второго храма. Оформился
после Вавилонского плена, возвращения евреев в Палестину и
строительства Второго храма (VI в. до н. э.). В европейской культуре
известен главным образом благодаря текстам Нового Завета, где иудеи
представлялись блюстителями Закона Моисея (Торы).

124.

Иудаизм Второго храма не был единым течением и
распадался на ряд направлений: саддукеи (храмовые
священники), фарисеи (книжники),ессеи, зелоты.
После разрушения Иерусалимского Храма в 70 году
римскими войсками центральную роль стала играть
академия в Явне, а затем в Тверии и других городах
Земли Израиля. Из-за римских гонений возникла
опасность утраты знаний. Во II веке н. э. по решению
собрания законоучителей Устный Закон был собран в
письменные сборники, которые впоследствии
составили Мишну.

125.

В 67-73 гг. н. э.
разразилась
знаменитая Иудейская
война против
владычества Рима, во
время которой
Иерусалимский Храм
был вновь разруршен
(70 г.), а позже иудеи
были изгнаны из
Израиля расселились
по всей территории
Римской империи и в
странах Азии, где
образовали обширную
диаспору.

126.

Талмудический иудаизм, также раввинистский
иудаизм или раввинизм — основная
форма иудаизма с VI века, с периода завершения
кодификации Вавилонского Талмуда в качестве
наиболее авторитетного толкования Устной Торы.
Начал формироваться после разрушения Второго
Храма, в условиях когда ритуальные
жертвоприношения и многие другие древние
еврейские религиозные обряды стали
невозможны.

127.

В основе раввинизма лежит вера в то, что Синайское
откровение (см. Десять заповедей), наряду
с Пятикнижьем Моисея, содержало и его устную
интерпретацию или принципы интерпретации, которые
передавались из поколения в поколение, пока не были
записаны в лаконичной форме в виде Мишны и других
сборников барайты (положений устного закона не вошедших
в записанную Мишну).

128.

Именно от раввинизма ведут своё происхождение все
основные течения современного иудаизма. Несмотря на
глубокие различия в подходе к Галахе между ними и на
разное отношение к пересмотру решений, принятых
авторитетами прошлого, все они основаны на
раввинистической традиции и методе анализа.
Исторически раввинизм
противопоставляется караимизму не признающему
авторитет Устной Торы и её принципов интерпретации.
Ретроактивно, раввинистическим иудаизмом называют
и иудаизм ранних веков Новой эры (до
завершения Талмуда), пришедший на смену
библейскому иудаизму в новых условиях.

129.

Современный иудаизм включает различные «течения» или
«направления», сформировавшиеся в 19-20 веке. Самыми
крупными являются ортодоксальный иудаизм (включающий,
в свою очередь, хасидов, «литваков», современную
ортодоксию, религиозных сионистов, и т.д.), реформистское и
консервативное течения (в основном, в США и Канаде). В
некоторых странах течение, приблизительно
соответствующее реформистскому, называется либеральным
либо прогрессивным иудаизмом, а сторонников
консервативного иудаизма вне США и Канады называют
«масорти». Кроме того, последователями «традиционного»
иудаизма, или «масорати», иногда называют прослойку
людей (в первую очередь, в Израиле), которые, сами не
являясь ортодоксами, тем не менее, соблюдают многие
традиции и являются сторонниками ортодоксального
иудаизма.

130.

. В эпоху Второго храма распространяется вера в
воздаяние и в будущей жизни. В то же время
появляется применительно к этим правилам
новый специфический элемент — «радость
мицвы» — внутреннее удовлетворение от
исполнения заповедей. Хотя мицвы не ставят
целью удовольствие исполняющих их, истинная
радость и святость могут быть достигнуты только
благодаря их выполнению.

131.

Замена жертвоприношения молитвой и
соблюдением многочисленных мицвот,
ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до
самых прозаичных ее проявлений, позволила
иудаизму пережить разрушение своего
центрального святилища (разрушение Второго
Храма).

132.

Возникновение синагоги является радикальным
переворотом в жизни еврейства и уникальным
нововведением в истории религии: в отличие от
Храма, богослужение в ней не велось
священниками и левитами и культ
жертвоприношения полностью отсутствовал.

133.

В этот период систематизируются книги
Священного Писания и составляется так
называемый Масоретский кодекс Танаха. Его
составляют 39 книг, разделенных на три раздела:
Тора (Учение), Нэвиим (Пророки) — 21 книга
религиозно-политического и историкохронологического характера, Кэтувим (Писания)
— 13 книг разнообразных религиозных жанров.

134.

135.

Период истории иудаизма со II в. до
н. э. по VI в. н. э. получил название
талмудического.
Он характеризуется обстоятельной
систематизацией и ритуализацией
иудейского культа, который из
храмового священнодействия
превратился в систему
многочисленных предписаний,
зачастую скрупулезных и мелочных вплоть до деталей внешнего облика,
прически и одежды.

136.

Среди этих правил есть, например, предписания,
касающиеся земледелия: запрещается засеивать
поле разнородными семенами, срывать плоды
дерева в первые три года плодоношения,
обрабатывать землю в течение более чем шести лет
подряд;
другие предписания касаются «восстановления
исторической справедливости»: раз в 50 лет
отпускать рабов на волю и возвращать землю ее
первоначальному владельцу.

137.

138.

139.

Первый вариант имел место
от времени возникновения
иудаизма до времени появления
первых книг Талмуда. В это время
иудеи думали, что души всех
людей - и праведников, и
грешников - идут в одну и ту же
загробную страну, которую они
называли словом “шеол” (перевод
слова неизвестен). Шеол - это
место, где не было ни
блаженства, ни мучений.
Находясь в шеоле, души всех
умерших людей ожидали прихода
мессии и решения своей участи.
После прихода мессии
праведников ожидала награда в
виде счастливой жизни на
обновлённой земле.

140.

Второй вариант учения о
загробной жизни существовал со
времени появления Талмуда и до
второй половины нашего века. В
этом варианте содержание книг
Талмуда толковалось следующим
образом. Для получения награды не
надо ждать мессию: души
праведников немедленно после
расставания с телом
направлялись Богом в небесный
рай (“ган эден”). А грешников
направляли в ад, в место мучений.
Для обозначения ада
использовались слова “шеол” и
“геенна”. (“Геенной” называлась
долина в окрестностях
Иерусалима, где сжигали мусор.
Это слово перенесли и на название
места мучений души после смерти
её тела.) При этом считалось,
что евреи-иудеи попадают в ад
только на время, а евреинечестивцы и люди других
национальностей (их называли
“гоями”) навсегда.

141.

Третий вариант излагается в ряде трудов
современных богословов. По сравнению со
вторым вариантом в третьем есть лишь
одно изменение в понимании картины
загробной жизни. Но это изменение очень
существенно. Небесную награду, по
мнению ряда богословов, могут получить
не только евреи-иудеи, но и люди других
национальностей и с другим
мировоззрением. Более того, евреям
заслужить небесную награду труднее, чем
неевреям. Людям других национальностей
достаточно вести нравственный образ
жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи
же должны не только вести себя
нравственно, но и соблюдать все чисто
религиозные требования, которые
иудаизм предъявляет верующим иудеям.

142.

143.

Первый вариант имел место
от времени возникновения
иудаизма до времени появления
первых книг Талмуда. В это время
иудеи думали, что души всех
людей - и праведников, и
грешников - идут в одну и ту же
загробную страну, которую они
называли словом “шеол” (перевод
слова неизвестен). Шеол - это
место, где не было ни
блаженства, ни мучений.
Находясь в шеоле, души всех
умерших людей ожидали прихода
мессии и решения своей участи.
После прихода мессии
праведников ожидала награда в
виде счастливой жизни на
обновлённой земле.

144.

Второй вариант учения о
загробной жизни существовал со
времени появления Талмуда и до
второй половины нашего века. В
этом варианте содержание книг
Талмуда толковалось следующим
образом. Для получения награды не
надо ждать мессию: души
праведников немедленно после
расставания с телом
направлялись Богом в небесный
рай (“ган эден”). А грешников
направляли в ад, в место мучений.
Для обозначения ада
использовались слова “шеол” и
“геенна”. (“Геенной” называлась
долина в окрестностях
Иерусалима, где сжигали мусор.
Это слово перенесли и на название
места мучений души после смерти
её тела.) При этом считалось,
что евреи-иудеи попадают в ад
только на время, а евреинечестивцы и люди других
национальностей (их называли
“гоями”) навсегда.

145.

Третий вариант излагается в ряде трудов
современных богословов. По сравнению со
вторым вариантом в третьем есть лишь
одно изменение в понимании картины
загробной жизни. Но это изменение очень
существенно. Небесную награду, по
мнению ряда богословов, могут получить
не только евреи-иудеи, но и люди других
национальностей и с другим
мировоззрением. Более того, евреям
заслужить небесную награду труднее, чем
неевреям. Людям других национальностей
достаточно вести нравственный образ
жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи
же должны не только вести себя
нравственно, но и соблюдать все чисто
религиозные требования, которые
иудаизм предъявляет верующим иудеям.

146.

Третий вариант излагается в ряде трудов
современных богословов. По сравнению со
вторым вариантом в третьем есть лишь одно
изменение в понимании картины загробной
жизни. Но это изменение очень существенно.
Небесную награду, по мнению ряда богословов,
могут получить не только евреи-иудеи, но и
люди других национальностей и с другим
мировоззрением. Более того, евреям заслужить
небесную награду труднее, чем неевреям.
Людям других национальностей достаточно
вести нравственный образ жизни, и они
заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не
только вести себя нравственно, но и
соблюдать все чисто религиозные требования,
которые иудаизм предъявляет верующим
иудеям.

147.

148.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого
народа, внесшего весомый вклад в исторический
прогресс. И уже за это национальная религия этого
народа заслуживает уважения.
Иудаизм был важным идейным источником для двух
самых больших религий мира - для христианства и
ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и
Танах - стали священными также и для христиан.
Многие идеи этих книг были повторены в священной
книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок
развитию мировой художественной культуры,
поэтому культурный человек должен знать, что из
себя представляет иудаизм.

149.

Третий вариант излагается в ряде трудов
современных богословов. По сравнению со
вторым вариантом в третьем есть лишь одно
изменение в понимании картины загробной
жизни. Но это изменение очень существенно.
Небесную награду, по мнению ряда богословов,
могут получить не только евреи-иудеи, но и
люди других национальностей и с другим
мировоззрением. Более того, евреям заслужить
небесную награду труднее, чем неевреям.
Людям других национальностей достаточно
вести нравственный образ жизни, и они
заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не
только вести себя нравственно, но и
соблюдать все чисто религиозные требования,
которые иудаизм предъявляет верующим
иудеям.

150.

151.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого
народа, внесшего весомый вклад в исторический
прогресс. И уже за это национальная религия этого
народа заслуживает уважения.
Иудаизм был важным идейным источником для двух
самых больших религий мира - для христианства и
ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и
Танах - стали священными также и для христиан.
Многие идеи этих книг были повторены в священной
книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок
развитию мировой художественной культуры, поэтому
культурный человек должен знать, что из себя
представляет иудаизм.

152.

С образованием диаспоры
начинается новый этап в истории
иудаизма, называемый
раввинистическим. Важнейшим
нововведением диаспоры была
замена храмового богослужения,
которое могло совершаться только
в Иерусалиме, молитвенными
собраниями в синагогах под
руководством учителей
религиозного закона – раввинов.

153.

154.

В VIІІ—IX вв. иудаизм был государственной
религией в Хазарском каганате. После 967 г., когда
русский князь Святослав разрушил столицу
Хазарского каганата, этому племенному
образованию был нанесен смертельный удар,
положивший конец его существованию.
Закончился и период существования иудаизма в
качестве официальной религии.

155.

Основополагающей
тенденцией развития
иудаизма в Средние
века стало обращение к
мистицизму,
воспринятому через
призму мусульманской
традиции,
сохранившей духовное
наследие античных
неоплатоников и
мистиков.

156.

Сущность этого учения оказалась отражена
в Каббале (в переводе означает "традиция",
"восприятие"), основным произведением которой
стал Зогар (Сияние), созданный в среде испанских
евреев в XIII в.

157.

Каббала развивалась как
метафизическая система,
сосредоточенная на учении
о божественных эманациях
и откровениях, учении о
«сфирот» (стадиях
эманации и иерархических
ступенях духов и ангелов), а
также о «гилгуле»
(«переселении душ»).

158.

Единственным доступным для человека средством
постижения бога служит истолкование его
проявлений, основным из которых являются
тексты священных книг. Именно поэтому
каббалисты сосредоточивали свои усилия на
комбинировании чисел букв, веря, что полученная
в результате немыслимых усилий магическая
формула окажется в состоянии выразить сущность
бога и дать человеку единственный путь его
постижения.

159.

Он считал, что институты, сформировавшиеся в
ходе исторического развития, должны почитаться
как неизменные, а отказ от них является
религиозным отступничеством. Его заботило
главным образом сохранение еврейских обычаев

160.

Ортодоксальной иудаизм общее
название течений в иудаизме,
последователи которых, с
исторической точки зрения,
являются продолжателями
еврейского религиозного
мировоззрения, окончательно
сформировавшегося в конце
средневековья — начале нового
времени. Центральное место в
религиозной концепции
ортодоксального иудаизма занимает
Галаха в том виде, в каком она
зафиксирована в Устном Законе (в
Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде).

161.

Сионизм олицетворял давнюю надежду
еврейского народа на обретение своего дома,
впервые выраженную еще в библейские времена и
не угасшую за столетия рассеяния. Политический
сионизм, направление которому было задано
Герцлем, признавал, что для воплощения этой
мечты необходимо добиться поддержки народов
мира. Подобно другим народам в тот период, евреи
верили, что единственная надежда на сохранение
еврейства и его цивилизации – это утверждение
национальной независимости

162.

Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира
и исходе из Египта;
Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и
морального обновления;
Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через
духовное обновление и добрые дела;
Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь),
посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в
пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы);
Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из
египетского рабства;
Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую
очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы
Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи
добились свободы исповедания своей религии;
Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения
Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и
Второго храма.

163.

Завоевание евреями Палестины имело
последствием изменение всего их образа
жизни, хозяйственного и общественного
уклада, а вместе с тем, конечно, и их
религии. Евреи постепенно перешли от
кочевой жизни к оседлой, от скотоводства
к земледелию. От местного палестинского
населения евреи усвоили ряд религиозных
праздников, связанных с земледелием:
маццот — весенний праздник опресноков,
который слился с древней скотоводческой
пасхой; шеббуот — пятидесятница,
праздник жатвы пшеницы; суккот —
праздник кущей, в честь сбора плодов, и
др.

164.

Однако огромное большинство евреев,
особенно еврейская беднота, ремесленники,
мелкие торговцы, часть рабочих, по-прежнему
находилось в духовном рабстве у раввиновталмудистов. Дух Талмуда продолжал
господствовать в синагогальных общинах.
В Талмуде разработаны до мельчайших деталей
предписания и запреты, касающиеся всех
сторон повседневной жизни верующего еврея.
Насчитывается 613 таких предписаний и
запретов. Чтобы легче было разобраться в
обширных талмудических правилах, еще в XVI
в. в качестве своего рода справочникаконспекта Талмуда был составлен свод
религиозно-обрядовых правил — ШулханАрух, призванный служить как бы настольной
книгой религиозного еврея. Ни одна другая
религия мира не наполнена до такой степени
мелочными предписаниями.

165.

В новейшее время — с начала XIX в. - стали
делаться и сейчас делаются попытки
модернизировать еврейскую религию,
смягчить ее очевидное несоответствие
современному социально-экономическому
строю и культуре. Многие “просвещенные”
защитники религии толкуют иносказательно
библейские рассказы, объявляют ненужными
талмудические предписания. В наши дни в
государстве Израиль буржуазно-реакционное
правительство пытается возродить
ортодоксальный иудаизм. Он объявлен
государственной религией. В
законодательстве, в суде господствуют
библейско-талмудические принципы.
Смешанные браки, евреев с неевреями,
запрещены законом.

166.

В наши дни в государстве
Израиль буржуазнореакционное правительство
пытается возродить
ортодоксальный иудаизм.
Он объявлен
государственной религией.
В законодательстве, в суде
господствуют библейскоталмудические принципы.
Смешанные браки, евреев с
неевреями, запрещены
законом.

167.

Один из внешних символов иудаизма с XIX века —
шестиконечная Звезда Давида.

168.

Более древним символом
иудаизма является семисвечник
(Менора), который, согласно
Библии и традиции, стоял в
Скинии и Иерусалимском храме

169.

В настоящее время
последователи иудаизма
расселены по всему миру и
по своей этнической
принадлежности почти все
они являются евреями. По
разным статистическим
данным общее количество
евреев в мире колеблется
от 13 до 14 млн. человек; из
них 4,6 млн. человек
проживают в Израиле и
более 1 млн. человек на
территории бывшего
СССР.
English     Русский Правила