19.97M
Категория: КультурологияКультурология

Лабиринт Кносского дворца

1.

2.

Кносский дворец – одно из живописнейших мест, которое
находится всего в нескольких километрах от Ираклиона,
столицы Крита. Кносский дворец, вернее его
величественные руины, остаются в зоне повышенного
интереса историков и археологов. Ученые так и не пришли к
единому мнению относительно того, что он собою
представлял: храм, дворец, место человеческих
жертвоприношений, а может, лабиринт Минотавра?

3.

Согласно преданиям, во дворце жил Минотавр – свирепое
существо с туловищем мужчины и головой быка. И каждые девять
лет афиняне платили Миносу, царю Крита, страшную дань:
семерых прекрасных юношей и семерых невинных девушек.
Несчастных отправляли на съедение Минотавру в наказание
афинянам за убийство Андрогея, сына Миноса. Жертв запирали в
известном Лабиринте, хозяином которого был Минотавр. Он
съедал жертв, не успевших спастись. Согласно легенде, Тесей
избавил афинян от дани, убив страшного Минотавра. При помощи
дочери Миноса Ариадны и клубка ее нитей он вывел людей из
путаного Лабиринта

4.

Как ни удивительно, именно Кносский дворец принято считать воплощением
сказания о Минотавре, хотя Крит насчитывает немало дворцов, любой из
которых мог быть пресловутым Лабиринтом. Объяснение этому факту
заключается в запутанной и воистину странной архитектуре этого дворца. Он
имеет несколько уровней, некоторые из которых уходят глубоко в землю,
путаную сеть коридоров, сложных переходов, многочисленных комнат и
помещений, потайных проходов, тупиков и лестниц. В целом архитектура
дворца создает впечатление полнейшей хаотичности. Его планировка вообще
не поддается логике: отдельные коридоры совершенно неожиданно
заканчивались тупиками, хитросплетения лестниц,
пронизавших дворец сверху донизу,
приводили в никуда.
Кроме того, дворец сохранил много
изображений, одним из
персонажей которых был бык

5.

Дедал был величайшим архитектором и
изобретателем древности. Ему
приписывают множество
необыкновенных изобретений: топор,
бурав, клей, роботы, планеры и т.д.
Ареопаг приговорил Дедала за это
преступление к смерти, но тому удалось
бежать на остров Крит к царю Миносу.
На этом острове Дедал построил царю
дворец и лабиринт, но Минос не
разрешил ему покинуть остров, чтобы он
нигде в другом месте не построил
подобного чуда.

6.

С незапамятных времен люди сооружали лабиринты. Они
существовали в сотнях и даже тысячах геометрических вариаций
— инки, сооружали из камней или строили стены, выполняя
определенный магический рисунок.
Вспомните греческие мифы, в которых рассказывается о Кносском
дворце на острове Крит! А может, лабиринт — это вовсе и не
лабиринт, а, например, символика какого-то предмета?

7.

8.

Ла́брис (др. -греч. λάβρυς) — древнегреческий двусторонний боевой
или церемониальный топор.
Минойская цивилизация
Лабрис был широко распространён в культуре догреческой
минойской цивилизации. При раскопках критских дворцов были
обнаружены гигантские лабрисы, выше человеческого роста. В
отличие от Ближнего Востока, носительницами минойских лабрисов
были не боги и жрецы, а исключительно богини и их жрицы.
Распространено воззрение, что этот самый священный из
религиозных символов критской цивилизации использовался
жрицами при жертвоприношениях быков. Кроме того, поверхностное
сходство слов «лабрис» и «лабиринт» породило устойчивую
ассоциацию двухстороннего топора с Кносским лабиринтом и с
Минотавром.
Американский археолог Мария Гимбутас видела в греческих
лабрисах отголосок доиндоевропейского матриархального культа
Великой Богини. С точки зрения Гимбутас и её последователей,
критский лабрис, повторяя форму бабочки, символизирует
материнское начало.

9.

10.

Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал
тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав
страстью к священному белому быку, родила чудовище
Минотавра, что означает "бык Миноса" - получеловекаполубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными
ходами, что никто не мог найти из него выход.

11.

Сегодня о кносском дворце говорят с
достоверностью благодаря английскому археологу
А.Эвансу, прибывшему на Крит в поисках
загадочного иероглифического письма, которое он
увидел в Оксфордском музее на печатях,
происходивших якобы из Спарты или с Крита.
Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже
мастистый ученый, оксфордский профессор, знаток
древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл
на Крит. Эванс думал здесь задержаться на неделю,
но во время прогулки по городу Гераклиону его
внимание привлек холм Кефал, который показался
ему сугробом над старым городом.
И Эванс начал раскопки

12.

Проходили годы, были открыты тысячи
квадратных метров дворца, а из-под земли
поднимались все новые и новые стены. Из
непостижимых глубин времени вставала
цивилизация – настолько древняя, что даже
для современников Гомера она была
тысячелетней легендой. И когда Эванс – по
праву первооткрывателя – дал этой
цивилизации имя «минойская», никто не
посмел оспорить его.

13.

За свою долгую историю критский
Лабиринт несколько раз разрушался и
отстраивался вновь, а в 1380 году до
нашей эры был разрушен и заброшен
окончательно. Однако жители острова
долго помнили о знаменитом дворце археологи нашли на Крите монеты,
изготовленные примерно за 300 лет до
рождения Христа, их украшало
изображение Дедалова Лабиринта.

14.

Тринадцать столетий строился Лабиринт –
столько же, сколько существовала минойская
цивилизация. На первый взгляд план дворца
поражает своей хаотичностью – столь
причудливо, бессистемно лепятся друг к другу
бесчисленные комнаты, залы, переходы,
дворики Лабиринта. Но в основе этого
создававшегося более тысячи лет хаоса –
единый замысел, сложнейшая архитектурнохудожественная композиция, которая ставила
себе целью передать в архитектуре понятие
бесконечности времени. Коридоры и переходы
кносского дворца изогнуты, перспективу их
невозможно охватить взглядом с одного места
- она открывается только в движении, как
лента времени, которую она изображает. Здесь
нет привычных дворцовых анфилад – комнат
и залов, нанизанных на единую ось.
Помещения дворца как будто бы заходят друг
за друга, и взгляду каждый раз открываются
все новые и новые неожиданные
пространственные формы.

15.

16.

1- смотровая лестница; 2 - открытая лестница; 3 кладовые; 4 - коридор процессий; 5 - юго-западный
вход; 6 - южный коридор; 7 - главная лестница; 8 тронный зал; 9 - северный вход; 10 - колонный, или
гипостильный зал; 11 - центральный вход; 12 лестница жилых покоев; 13 - колонный двор; 14 световой колодец; 15 - зал двойного топора; 16 покои царицы.
Во дворце более 1500 помещений, расположенных
на пяти уровнях. В настоящее время осталось только
800 комнат, сгруппированных вокруг внутреннего
двора. Вход разрешен только в Большой Дворец,
окружающие его минойские жилища и в Дом
Верховного Жреца.
Кстати, это был уже второй Кносский дворец –
первый был снесен землетрясением за 300 лет до
этого.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Ученые отметили необычность деталей Кносского
дворца. Его колонны были своеобразными, они
получили в искусствоведении название
"иррациональные". Они не расширялись, а сужались
книзу, что существенно отличает их от построек
других древних народов. Ствол колонн, утолщаясь
кверху, завершался капителью, имевшей форму
круглого валика, а на ней лежала квадратная плита.
Нередко колонны покрывал особый зигзагообразный
узор.

25.

26.

. Их стволы
не уподобляли растительным прототипам, как в
египетских опорах, которые повторяли форму стеблей
папируса или лотоса. Кносская колонна не похожа ни на
один образ живой природы. Зодчий не подражал природе,
что было присуще египетской архитектуре, он для
элементов сооружения нашел язык архитектурных форм,
который основывался на пропорциональных и числовых
соотношениях, при этом он обнажил сущность колонны как
опоры, подчеркнув именно эту ее функцию.

27.

28.

29.

30.

Стены покоев Миноса покрывали многочисленные
красочные изображения. Изысканный профиль
молодой женщины на одной из фресок, напомнил
археологам образ модных и кокетливых
француженок, и фреска в результате получила
название "парижанка", используемое до сих пор.
Стены дворца часто были украшены орнаментом в
виде волны или гибких спиралевидных завитков,
тянущихся непрерывной лентой, в них одни яркие
цвета сменялись другими. Такие орнаменты
особенно характерны для искусства критян, в
котором все пронизано движением, то более
стремительным, то более сдержанным.

31.

32.

33.

34.

35.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила