Похожие презентации:
Социологический анализ религии
1. Социологический анализ религии
2. Предмет социологии религии. Понятие и функции религии
Социология религии –раздел социологии,
изучающий религию как
социальное явление, ее
место и роль в жизни
общества, влияние на
социальные процессы
Религия – исторический
тип мировоззрения,
основанный на вере в
сверхъестественное и
особых отношениях с ним
Функции религии-:
Интеграции
Смыслополагания
Социального контроля
Психологической поддержки,
утешения
3. Элементы религии
Религиозное сознание (системамировоззрения, включающая заповеди и
нормы, определяющие поведение верующих)
Религиозный культ (религиозная практика,
включающая особую систему обрядов и
ритуалов, регламентирующих отношения со
сверхъестественным)
Группы верующих
Религиозные организации
4. Классификации религий
КлассификацияР.Беллаха
Примитивные
(австралийские
аборигены)
Архаичные (Африка,
Полинезия)
Исторические (Иудаизм)
Ранннемодерные
(Протестантизм)
Модерные (Бахаи)
Классификация
М.Вебера
По ориентации на этот
мир или потусторонний
мир (Конфуцианство
или католицизм)
По доминированию
мистицизма или
аскетизма
(Индуизм или Иудаизм )
5. Основные типы религиозных организаций
ЦерковьДеноминация
Секта
Источник членства
Большинство
членов общества
Дети членов общины и
привлечение новых
людей
Братство верующих
и обращение новых
людей
Отношение к
государству
Тесная связь с
государством
Нормальные отношения
с государством, но не
входит в его структуру
Негативное
отношение к
государству и его
институтам
Тип руководства
Профессиональные священники
Профессиональные
священники
Непрофессиональные лидеры
Тип вероучения
Формальная
теология
Терпимость к другим
точкам зрения
Упор на чистоту
веры
Вовлеченность
членов
Минимальная
преданность и
вовлеченность
Незначительная
вовлеченность
Глубокая
преданность
Тип религиозного
действия
Ритуалы
Ритуалы
Глубокая
эмоциональность
6. Динамика религиозности в России
Религиозность населения России по данным переписи 1897 годаПравославные и
старообрядцы
Мусульмане
Католики
Протестанты
Иудеи
Прочие
69,9 %
10,8%
8,9%
4,9%
4,0%
0,6%
По результатам опросов ВЦИОМ в начале 90х
Доля верующих в %
1988 1990
18,6 30,0
1991 1993
39,0 43,0
7.
Результаты опроса ВЦИОМ2006 года:
В Бога верят 84%
Православные – 63%
Мусульмане – 6%
Католики – 1%
Буддисты – 1%
Атеисты – 16%
Общая тенденция:
•Рост числа верующих
•Рост числа и влияния
религиозный организаций
•Десекуляризация
8. Религиозность россиян и европейцев
Доля граждан, считающих себяпоследователями какой-либо
религии, вероисповедания (%)
Данные ЕСС
2008-2009
Степень
религиозности
оценивается в
соц. опросах по
самооценкам и
религиозной
активности.
Только 30%
россиян
посещают
религиозные
службы
регулярно, из
них 4% - раз в
неделю и чаще.
32
Швеция
41
Нидерланды
49
Англия
49
50
55
57
62
Франция
Россия
Норвегия
Германия
Финляндия
70
72
74
Испания
Австрия
Украина
76
80
Болгария
Ирландия
92
Польша
99
Кипр
0
20
40
60
80
100
120
9.
Сведения о религиозных организациях Карелии на 1 января 2009 годаНаименование конфессий
Религиозные центры
и управления
Религиозные
организации
(общества,
приходы)
Монастыри
и
подворья
Всего
религиозны
х
организаци
й
Русская Православная Церковь (Московский
Патриархат)
1
69
10
80
Русская Православная Церковь за границей
-
2
-
Древлеправославная (старообрядческая Поморская
Церковь - Выгорецкая обитель
-
1
-
1
Римско-католическая Церковь
-
2
-
2
Ислам
1
5
-
6
Иудаизм
-
1
-
1
Лютеране
1
21
-
22
Церковь христиан веры евангельской –
(пятидесятники РК)
1
45 (41+4)
-
47
Церковь христиан веры евангельской РК
1
15
-
16
Евангельские христиане
-
4
-
4
Евангелическая Церковь "День Троицы"
-
2
-
2
Адвентисты седьмого дня
-
4
-
4
Новоапостольская Церковь
-
1
-
1
Свидетели Иеговы
-
3
-
3
Армия Спасения
-
1
-
1
Церковь Иисуса Христа святых последних дней
(мормоны)
-
1
-
1
Итого:
5
178
10
193
10. Религиозный фундаментализм
Религиозный фундаментализм – установкарелигиозного сознания на буквалистское истолкование
текстов священных книг, неизменность догматики,
сочетающаяся с приверженностью к консервативному
социально-политическому строю.
Религиозный фундаментализм (в узком смысле) –
межконфессиональное течение в американском протестантизме,
возникшее на рубеже 20 века в ответ на распространение
христианского модернизма и либерального богословия.
Противоположностью фундаментализма является религиозный
модернизм – направление в теологии, настаивающее на
необходимости обновления вероисповедания, культовой
практики и организации церкви в соответствии с изменениями
социально-политического и культурного контекста.
11. История фундаментализма
Название фундаментализм связано с публикацией в 19101912гг. сборников “The Fundamentals. A Testimony to the Truth”.
В 1919 году в Филадельфии была основана Всемирная
христианская фундаменталистская ассоциация.
В 1925 году фундаменталистам удалось добиться
официального запрета преподавания учения Дарвина в ряде
штатов.
С 1970 года можно говорить о фундаментализме как о
глобальном движении, вышедшем за рамки протестантизма.
Сегодня можно говорить о католическом фундаментализме,
исламском фундаментализме ( ваххабизм), православном
фундаментализме.
Общие черты всех видов современного фундаментализма –
идейно-политическая установка, выдвигающая программу
насильственного восстановления теократии, противостоящей
принципам демократии, своводы совести, идеологического
плюрализма.