Похожие презентации:
Социологические идеи А.А. Богданова и Н.И. Бухарина
1. Социологические идеи А.А. Богданова и Н.И. Бухарина
Ф ед е р а л ь н о е го суд а р с тве н н о е б юд же т н о е о б р а зо ват е ль н о е уч р е ж д е н и ев ы с ш е го о б р а зо ва н и я
« П е рм с к и й го суд а р с тве н н ый н а ц и о н а л ьн ы й и с с л ед о ват е л ь с к и й
ун и ве р с и те т »
Социологические идеи А.А. Богданова и
Н.И. Бухарина
Выполнили студенты ФС/О СЦГ-17,18-2017 НБ
Абзаева Александра Маратовна,
Ершов Леонид Дмитриевич,
Конькова Татьяна Николаевна
П е рм ь , 2 0 1 8 .
2. Николай Иванович Бухарин (1888-1938)
Бухарин был видным государственным деятелем, одним изнаиболее образованных членов правительства и партийного
руководства страны, крупный ученый-обществовед,
действительный член АН СССР.
Он сочетал политическую работу с занятиями наукой, писал
труды по философии, социологии, политэкономии, вопросам
политики.
До революции занимался революционной деятельностью, за что
был арестован и сослан (1911), не успев окончить Московский
университет, в котором он учился на экономическом отделении.
Затем эмигрировал на Запад, где активно участвовал в рабочем
движении. После победы в России Февральской революции
вернулся на родину, работал ответственным редактором
центральных газет. Участвовал в работе Института красной
профессуры, Коммунистической академии, Института К.Маркса
и Ф.Энгельса.
3.
В семье Николая Ивановичабыл культ Гейне, который
исповедовала в то время
русская интеллигенция.
В 1937 году арестован по
обвинению в
контрреволюционной
деятельности, осужден и в
1938 году расстрелян.
В 1988 году
реабилитирован. Бухарина
называли теоретиком
пролетарской социологии.
4.
Он рассматривал пролетарскую социологию каквысшую форму социологического знания.
Бухарин считал, что многие теории буржуазных
социологов заслуживают внимания теоретиков
марксисткой мысли.
Особенно большое значение он придавал вопросам
взаимоотношений между социологией и историей.
Ряд работ Бухарина посвящен истории марксизма и
взаимоотношения марксизма и дарвинизма.
5.
Сильный резонанс в среде ученых и идеологов вызвалего труд «Экономика переходного периода» (1920).
Он был убежден в том, что в новых условиях,
сложившихся после победы Октября, марксистская
социальная мысль нуждается в творческом
развитии. Для решения этой задачи он приступает к
обоснованию теории равновесия.
В ней он основывается на представлении об обществе,
как огромном трудовом механизме, работу которого
обеспечивает координация в пространстве и времени
«живых машин» (людей).
6. Общество.
Общество – предельная широкая системавзаимодействия, охватывающую все разнообразие
видов человеческой деятельности. Как любой живой
системе, обществу свойственно стремление к
равновесию.
В мире природы это стремление проявляется в
разнообразных формах биологической адаптации. В
социальном организме к равновесию стремятся вещи,
люди, идеи.
7.
Источник социального развития ученый, отступаяот традиционного марксистского понимая, видел не в
саморазвитии, а в конфликте сил, считая, что это
позволяет наполнить гегелевскую триаду «тезисантитезис-синтез» материалистическим содержанием.
8. Надстройка:
Новизной отличалась трактовка Бухариным понятиянадстройки, обладавшая предельной широтой. Он относил
к настроечным явлениям все, что порождается
экономическим базисом и находится над ним.
В этих явлениях им выделены два крупных образования:
политический строй, порождаемый экономикой
непосредственно и находящийся в тесной зависимости от
нее, и сферу духовной культуры, которая обладает
известной самостоятельностью.
Поиски Бухариным путей обновления марксисткой теории
общества были встречены суровой критикой марксистовортодоксов, обвинивших его в механицизме.
9. Александр Александрович Богданов (Малиновский)
Общественный деятель,врач, ученый-экономист,
философ и социолог,
писатель (автор трудов по
философии, социологии,
экономики и др.). Был
ориентирован на развитие
научных и культурных
аспектов марксизма
Основой социологических
взглядов Богданова служат
труды по философии.
10. Концепция социального прогресса
Промышленный пролетариат – главная прогрессивная сила,т.к он воплощает в жизнь социалистический идеал. В этом он
будет опираться на машинную технику, с помощью которой
происходит преобразование природы.
Главный фактор в создании необходимых условий для
реализации способностей личности и формирования нового
мировоззрения – революционирующее свойство техники.
С появлением нового мировоззрения будет повышаться трудовая
деятельность людей («Философия живого опыта» - пришел к
выводу, что новое общество будет избавлено от
принудительности в отношениях между людьми, а место
анархии и духовной конкуренции займёт товарищеский
коллективизм).
Для личности гармония жизни возможна при ее участии в
процессе труда на благо общества.
11. Социально согласованный организованный опыт
Основное понятие социологии Богданова –«социально согласованный организованный опыт».
Решающее значение в жизни общества Богданов
придает сознательному психическому началу.
Общественный прогресс связан, по его мнению, с
социальной гармонией. Состояние равновесия –
полное отсутствие противоречий – идеальное
состояние общества, к которому должны стремиться.
12. Концепция классов
Богданов разработал концепцию классов, в основекоторой лежит понятие организационноидеологического творчества масс. Особый
приоритет получили организаторы производства.
Процесс ликвидации власти – процесс перехода
средств производства в распоряжение трудящихся
13. «Организационная наука» («тектология»)
Положения науки – идеи кибернетики. Богдановверил, что благодаря тектологии произойдет слияние
познавательного и практического опыта.
Организационный подход – сила, которая приведет к
упорядочению мира человеческих отношений.
14. Теория культуры
Искусство – средство социальной организации.Новым мировоззрением сначала овладеет рабочий
класс, а затем и другие слои общества.
Организационное мышление поможет обществу
избежать катастроф.
15.
Первостепенная задача общества – превращениенауки в органическую часть социального трудового
процесса
Идеал общества –всемирный коллектив без бедных и
богатых, без злобы и ненависти, где царят разум и
братство, всеобщее равенство и справедливость.