Похожие презентации:
Иконография
1.
ИконостасЦарские врата
Святые евангелисты
Причащение апостолов
2.
Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важномместе: он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие,
называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от
алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители.
3.
Высокий иконостас. (Схема.) 1 —царские врата (а — Благовещение, б,в, г, д — евангелисты или творцы литургии); 2—Причащение апостолов;
3 — икона Спасителя или храмовая икона; 4 — икона Богоматери; 5—6
— северные и южные двери с изображениями архангелов или святых
диаконов; 7—8 — другие иконы; 9 — деисусный ряд; 10— праздничный
ряд; 11— пророческий ряд; 12—праотеческий ряд.
4.
Праотеческий ряд представляет первоначальную, ветхозаветную церковь, от Адама до Моисея, до полученияЗакона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на
которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В
центре помещается образ Троицы, «Явление Аврааму у дуба
Мамврийского» как знак первого Завета, который заключил Бог с
человеком.
Троица ветхозаветная
5.
«Авраам». Икона из праотеческого чина.6.
«Царь Давид», икона изпророческого ряда, церковь
Преображения, Монастырь
Кижи
7.
Пророческий ряд. На свитках, которые держат пророки,начертаны предсказания о Богородице, от которой воплотится
Иисус Христос, и в центре этого ряда помещают «Богоматерь
Знамение»
8.
Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. Посторонам от Неё пророки: слева — Давид и Моисей, справа —
Соломон и Иона.
9.
Даниил, Давид и Соломон (Новгород, ок. 1497). Пример раннейиконографии, когда Богородица еще не помещалась в центре.
10.
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицыв Ферапонтовом монастыре.
Пророки Софония, Аввакум, Иона, Моисей.
11.
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицыв Ферапонтовом монастыре.
Пророки Даниил, Иеремия, Исайя
12.
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицыв Ферапонтовом монастыре.
Богоматерь Знамение,
цари-пророки Давид и Соломон
13.
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора РождестваБогородицы в Ферапонтовом монастыре.
Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль
14.
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицыв Ферапонтовом монастыре.
Пророки Иаков, Захария, Малахия, Иоиль.
15.
Праздничный ряд В нём помещаются иконы основныхсобытий Евангельской истории, то есть двунадесятых
праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы
Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно
включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном
варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной
вечери и иконы связанные с Воскресением — «Жены
мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд
иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники
Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше
места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала
включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в
храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный
ряд может варьироваться и сокращаться. Например,
изображаются только евангельские чтения в недели после
Пасхи.
16.
Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (14251427) (Мастерская Рублёва) Воскресение Христово(Сошествие воад)
17.
Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (14251427) (Мастерская Рублёва) Жены-мироносицы у гроба18.
Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (14251427) (Мастерская Рублёва) Вознесение19.
Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (14251427) (Мастерская Рублёва) Успение Богоматери20.
Деисусный чин — моление Церкви, воссоединяющее людей сИисусом Христом, моление, которое завершается и разрешается
лишь на последнем, Страшном суде.
Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось
его формирование. В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще
всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае
поясного изображения —Вседержитель.
Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева
— Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов
Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.
21.
Спас в силах» —центральная икона
ростового деисусного
чина. Тверь, около
1500 года
22.
Царские врата —двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата
иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть
храма и символизируют собой врата Рая.
Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение
как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей.
Царские врата ярославской приходской церкви Фёдоровской Богоматери
23.
Нижний ряд (или по-другому «чин») — местныйВ нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках
Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только
Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются
ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна
Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат могут иметь
изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения
апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона
Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников.
Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того
праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.
24.
Святые евангелисты.Автор Евангелия, которое
считается древнейшим,
написанным раньше трех
остальных,— апостол Матфей.
Автор второго Евангелия —
Марк, уроженец Иерусалима, по
преданию, принявший
крещение от апостола Петра.
Крестившись у верховного
апостола, он обрел подлинную
духовную силу и принял на себя
апостольский труд, начал
проповедь учения Христа.
Автор третьего Евангелия —
Лука, христианин из язычников.
Иоанн — четвертый евангелист
— сын Зеведея и Саломии,
также следовавшей Иисусу
Св. Марк. Мозаика собора Св. Софии в
Христу и служившей ему,
Киеве.
ставшей одной из женмироносиц.
25.
Св. евангелисты. Фрагмент царских врат. Начало XVI века.Четырех
евангелистов за
созданием
Евангелия очень
часто изображали
на царских вратах
— на главном входе
в алтарь. На обеих
створках врат
попарно
располагаются
четыре композиции,
изображающие
четырех
евангелистов,
создающих
Евангелие. На
левой — Иоанн, а
под ним Лука, на
правой — Матфей,
а под ним Марк
26.
Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы надЕвангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой
евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос , где он, согласно
Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Евангелист Иоанн
Евангелист Матфей
27.
Евангелист ЛукаЕвангелист Марк
28.
Символы евангелистов и форма их традиционного символическогоизображения: Матфей изображается в образе ангела, Марк в
образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый
из них крылат и держит Евангелие.
«Святой Марк и лев»
29.
МатфейМарк
Лука
Иоанн
Человек
(ангел)
Лев
Бык
(Вол)
Орёл
Человеческая природа
Христа, его воплощение
Господство и царская
власть Христа-Царя, его
Воскресение из мёртвых
Священнодейственное и
священническое достоинство
Христа, его крестная жертва
Дар Святого Духа,
Вознесение Господне
30.
Тайная вечеря последняя трапеза ИисусаХриста с учениками перед
его арестом. В честь этого
события нет специального
праздника, Тайная вечеря
поминается на Страстной
неделе
. На иконе Причащение
апостолов изображалась
как бы самая суть
события — то
«раздаяние» ученикам
хлеба и вина, причащение
их телом и кровью Иисуса
Христа, которое стало
прообразом причастия
всех верующих —
главного таинства церкви.
Причащение апостолов (причащение вином). Иконы из иконостаса Троице-Сергиевой
лавры
31.
Причащение апостолов. Фрагмент царских врат. Начало XVIвека.
32.
Икона XIX века, изображающаяцерковь с шестиярусным
иконостасом
В жилых домах православных
христиан есть особо
отведенное для икон место —
красный угол — в устройстве
которого повторяются
принципы церковного
иконостаса. Существуют
многофигурные иконы
содержащие изображения
деисуса, праздников и
пророков, а иногда (особенно
в XIX веке) всего
многоярусного иконостаса с
местным рядом. В древней
Руси такие миниатюрные
иконы-иконостасы
назывались «Походная
церковь», то есть могли
браться с собою в
путешествие.