Эволюция нидерландского женского костюма сквозь призму европейской культуры
К. Кетель. Портрет девушки.
Ф. Хальс. Веселая компания
П.П. Рубенс. Портрет Сусаны Фоурмен.
П.П. Рубенс. Елена Фоурмен
А. ван Дейк. Портрет Анный Вэйк
П. Морельсе. Портрет молодой женщины
Рембрандт. Дама с веером
В. Холлар. Женский костюм 1640. Гравюра
А. Ханнеман. Женский портрет
Г. Терборх. Портрет дамы
Г. Терборх. Портрет Катарины Лейнинк
Ф. Мирис. Угощение устрицами
Г. Терборх. Бокал лимонада
Г. Метсю. Девушка за работой
П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы
П. де Хоох. Сцена в интерьере
Рембрандт. Портрет жены брата художника
Неизвестный художник. Кружевницы
К. Бега. Женщина с корзиной на голове
П. де Хоох. Военный и служанка.
Фламандские кружева XVII век
Чепцы
Воротники
Манжеты
Омоньер
Список источников:
15.45M
Категория: КультурологияКультурология

Эволюция нидерландского женского костюма сквозь призму европейской культуры

1. Эволюция нидерландского женского костюма сквозь призму европейской культуры

ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ 3-ГО КУРСА:
ДОНСКИХ Н.Н.

2. К. Кетель. Портрет девушки.

КОНЕЦ XVI – НАЧАЛО XVII ВЕКА.
КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И
ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА
МЫ ВИДИМ ТОЛЬКО ГОЛОВНОЙ УБОР И ВОРОТНИК, УКРАШАЮЩИЕ
ТЕМНОЕ ПЛАТЬЕ ЮНОЙ НАБОЖНОЙ НИДЕРЛАНДКИ, ОДНАКО ИХ
ФОРМА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО В НАЧАЛЕ СТОЛЕТИЯ МОДА
ЭТОЙ СТРАНЫ УДЕРЖИВАЛАСЬ В РАМКАХ, ПРИНЯТЫХ В XVI ВЕКЕ –
ВОРОТНИК УКРАШЕН ГОРГЕРОЙ, ЧЕПЧИК ИМЕЕТ НАКРАХМАЛЕННЫЕ
«КРЫЛЬЯ» НАД ГЛАДКИМ ОТКРЫТЫМ ЛБОМ.

3. Ф. Хальс. Веселая компания

1615. Нью- Йорк,
Метрополитен-музей
Эта сцена говорит о том, что развлечения голландцев
не всегда были чинными и благопристойными. С
другой стороны, она дает нам возможность
представить себе женские наряды 1610-х годов,
носимые в бюргерской среде. Они шились из
дорогих тканей, с откидными рукавами, лиф
заканчивался шнипом, небольшой вырез завершался
кружевным воротником «Медичи», то есть портные в те
годы следовали моде предыдущего столетия.

4. П.П. Рубенс. Портрет Сусаны Фоурмен.

Около 1620. Лондон, Национальная
портретная галерея
Подобное декольте нетипично для сдержанных
фламандок и объясняется скорее не модой, а
желанием художника подчеркнуть молодость и
красоту модели. Ее головку венчает великолепная
«рубенсовская» шляпа с пером.

5. П.П. Рубенс. Елена Фоурмен

Около 1630 – 1631. Мюнхен, Старая
Пинакотека
Избранница Рубенса – Елена – изображена им в
свадебном туалете, красота и роскошь которого
подчеркивают свежесть и привлекательность ее лица,
блеск глаз, полуулыбку нежных губ, нижнее платье
сшито из светлой парчи, затканной крупными
медальонами и цветами, жесткий лиф имеет
вошедший в моду в 1630-х годах вырез в форме
глубокого каре и отделан стоячим веерообразным
кружевным воротником, пышные воздушные рукава,
перехваченные у локтя «браслетами» из лент,
акцентируют внимание тонкой талии и хрупких руках.
Верхнее платье контрастирует с нижним и сделано из
темного бархата. Волосы новобрачной убраны в
соответствии с новой прической, пришедшей из
Франции – короткие взбитые по бокам пряди (туффы)
в сочетании с короткой челкой (гарсетт).

6. А. ван Дейк. Портрет Анный Вэйк

1627 – 1632. Гравюра
Платье богатой фламандки сдержанно-изящно. Его
выразительность основана на контрасте фактур тканей –
матовой (лифа и верхнего платья) и блестящей (юбки и
разрезных рукавов). Квадратное декольте скромно
полуприкрыто прозрачными ставками и окаймлено
элегантным, не слишком большим стоячим воротником.
Обращает на себя внимание веер из перьев тропической
птицы на тонком черенке. Скромные украшения – нитки
жемчуга на шее и запястьях, тонкий пояс ювелирной работы –
соответствуют вкусам того времени и, вероятно, их хозяйки.

7. П. Морельсе. Портрет молодой женщины

1638. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Лиф этого платья повторяет решения французских портных
1630-х годов – диагонали полочек, не сходящихся на груди,
соединены поверх парчового пье д’эстома, правда, не
поперечными перемычками, а тонкой черной черной
шнуровкой из шелка платья. Линии талии завышена, глубокий
вырез открывает плечи, в центре груди приколота розетка в
тон цвета основой ткани. Однако на этом сходство
заканчивается. Скромной кальвинистке не могло прийти в
голову украсить пье д’эстома драгоценными камнями, она
ограничивалась лишь тонким золотым шитьем, декольте
прикрыто большим прозрачным воротником, обшитый
кружевами, и пелеринкой в виде косынки, цветовое решение
строго – черное с белым, гладко убранные волосы спрятаны
под чепчик.

8. Рембрандт. Дама с веером

1633. Нью-Йорк, Метрополитенмузей
Дорогой туалет из черного атласа с легким рисунком
сшит по французским образцам. Талия нижнего платья завышена,
поперечные планки соединяют края полочек лифа, верхнее
распашное платье имеет пышные рукава из узких лент. Талия
перехвачена поясом из полосатой парчи с розеткой, «браслетами»
из такой же ткани отделаны рукава. Строгую элегантность и вместе
с тем высокое общественное положение этой состоятельной
голландки подчеркивают роскошные кружева двух больших
воротников (одного на другом) в форме круглых пелеринок и
манжет, жемчужные бусы и браслеты, а также золотые часики с
крошечным ключиком, свисающие с пояса. Нельзя не отметить
стилистического соответствия этого костюма национальному
эстетическому идеалу, несмотря на его французский прототип.
Этот идеал – не только в форме воротников, закрывающих грудь, и
цвете ткани (одной и той же у верхнего и нижнего платьев,
контрастных или хотя бы разных во Франции), которые служат лишь
средством художественной выразительности, нов самом духе
разумности и добропорядочности, столь легко узнаваемой в
портретах голландских художников этих лет.

9. В. Холлар. Женский костюм 1640. Гравюра

В XVII веке в Нидерландах по-прежнему
носили старинный головной убор «хюке» («гойке») в
виде длинного покрывала из черной тонкой ткани,
часто с крошечной шапочкой с помпоном,
надеваемой низко на лоб.
Французские образы модной одежды,
рекомендовавшиеся голландским женщинам в
середине XVII столетия, имели иные, чем в 1640-х
годах, пропорции и детали. Данный костюм для
улицы, состоящий из платья и жакета с баской,
имеет естественно расположенную линию талии и
мягкие пышные рукава «три четверти». Плечи
прикрывает пелерина с капелином.
Типичные платья француженок в начале
царствования Людовика XIV – узкие лифы со
шнипами, пышные короткие рукава, из-под которых
видны сборки рубашки, подколотые верхние юбки,
муфты, платки, завязанные в виде капюшонов.
Голландской деталью являются, пожалуй, только
меховые теплые воротники-пелеринки.
В. Холлар.
Женский костюм
1640. Гравюра
Р. де Хоох. Лист из серии «Фигуры a la mode»
1650 – 1660-е годы. Гравюра

10. А. Ханнеман. Женский портрет

1653. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Чепчики, повязки, наколки перестали быть
обязательной принадлежностью костюма женщин
Голландии уже в пятидесятых годах. Среди причесок,
распространенных в Европе, они выбрали
английский вариант. Он был особенно хорош в
сочетании с белым воротником необычной,
бытовавшей лишь в Голландии, формы. Плотно
облегавший плечи и грудь, из прозрачной ткани или
кружев, воротник словно освещал лица молодых
женщин и, в сочетании со свободно падающими
локонами, придавал их облику особенную,
скромную нежность, которая выделяла их среди
жительниц других стран.

11. Г. Терборх. Портрет дамы

Начало 1660-х годов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
К 1660-м годам сложился и получил художественную
завершенность голландский буржуазный женский костюм. Не
противореча европейскому и сохраняя с ним сходство
конструкций, он имел свои ярко выраженные особенности –
простоту, строгость, предельную ясность силуэта и «читаемость»
форм, выразительные в своей оригинальности детали – воротник,
шапочка-чепчик, расположенные по вертикали и горизонтали
декоративные галуны на юбке, привязанность к традиционным
способам ношения некоторых частей одежды, например,
манере подкладывать верхнюю юбку, создающей
дополнительные складки и разрушающей монолитность общего
объема. В этом костюме, типичном для 1660-х годов, обращают
на себя внимание аксессуары новой формы – складной веер и
сумочка на шнурках в виде мешочка из ткани в тон верхнего
платья.

12. Г. Терборх. Портрет Катарины Лейнинк

1662 – 1663. Санкт – Петербург,
Государственный Эрмитаж
Один из вариантов парадного
костюма – с нижней юбкой из светлой парчи
и свободно падающей верхней, оборками
рубашки из тонкого полотна, выпущенными
из-под рукавов лифа, прической с локонами.

13. Ф. Мирис. Угощение устрицами

1659. Санкт – Петербург,
Государственный Эрмитаж
Платья 1660-1670-х годов не всегда
были темными с белыми воротниками. В
некоторых случаях молодые девушки носили
светлые, более нарядные туалеты. В этом
случае воротники делались, наоборот,
темными, дабы сохранить принцип
контраста.

14. Г. Терборх. Бокал лимонада

1660-е годы. Санкт – Петербург,
Государственный Эрмитаж
Если домашняя одежда делалась из
светлых тканей, чепчик, как правило, был
темным. Очевидно, принцип контрастности
распространялся на все виды голландской
женской одежды.

15. Г. Метсю. Девушка за работой

Конец 1650-х годов,
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Трудолюбие голландских женщин
было известно во всей Европе и у многих
вызывало искреннее уважение. Когда
женщина, закончив свои каждодневные
немалые труды, садилась за рукоделие,
часто ее «собеседниками» становились
домашние животные или птицы. Чистую
домашнюю работу они обычно выполняли в
теплой, отделанной белым мехом,
своеобразной одежде, распространенной в
Голландии. Ее шили средней длины,
закрывающей бедра, полуприлегающей из
разнообразных тканей. Обязательной
принадлежностью домашнего костюма был
объемный чепчик

16. П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Около 1625. Санкт – Петербург,
Государственный Эрмитаж
Молодая женщина, служившая у
испанской инфанты, одета очень скромно и
сообразно своему положению – темное
платье украшено огромной, под подбородок,
горгерой, квадратное декольте
задрапировано легкой тканью, волосы гладко
причесаны и убраны назад, открывая нежное,
полное достоинства лицо. Единственной
деталью, указывающей на ее особое
положение камеристки Фландрии, является
золотая цепь, видная в рамке декольте.

17. П. де Хоох. Сцена в интерьере

1670 - 1674. Амстердам, музей
Бойманс
Костюм голландской служанки
состоял из юбки в мягкую сборку (часто
двойной, чтобы верхнюю можно было
подкалывать и драпировать), облегающего
лифа, с объемными, удобными рукавами и
небольшой баской, косынкой на плечах,
которую драпировали на груди, и чепчика,
прикрывающего голову. Кроме того, служанки
носили фартук, прикрытый порой
драпировками верхней юбки.

18. Рембрандт. Портрет жены брата художника

1654. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Тяжелые думы, полное скорби лицо с
печатью страданий… Это один из лучших
портретов Рембрандта, поразительный по
психологической глубине и внутреннему
драматизму. Не последнюю роль в создании
образа сыграл костюм. Подобный носили
пожилые женщины беднейших слоев
голландского общества – нижнее темное
(коричневое) платье, в квадратном вырезе
которого видна рубашка, верхнее черное
платье с широкими рукавами, темный чепчик,
поверх которого накинуто темно-красное
покрывало типа капюшона. Большое,
объемное, оно словно отгораживает
женщину от всего мира.

19. Неизвестный художник. Кружевницы

XVII век. Воронежский областной музей
изобразительных искусств.
Плетение кружев было одним из самых
распространенных занятий нидерландских женщин.
Большинство приобретало это умение с детства, и, в
зависимости от того, насколько удачно складывалась
жизнь, оно либо помогало заполнить досуг, либо пополняло
скромный семейный бюджет. Кружевницы, работавшие
ради заработка, несмотря на красоту тех изделий,
которые создавали, сами не носили их никогда. Они
одевались в простые черные платья , позволяя себе только
белые воротнички из простой ткани, а данном случае, с
длинными концами в виде косынки. Непременной частью
костюма бедных женщин был также фартук и чепчик,
облегающий голову.

20. К. Бега. Женщина с корзиной на голове

1640 – 1660. Офорт
Немолодая крестьянка, идущая в
город продать свой нехитрый, но такой
необходимый товар, одета в костюм,
типичный для ее сословия – белую рубашку,
юбку с фартуком, облегавший корсаж без
рукавов. Верхняя юбка завернута (из
соображений бережливости) наверх и лежит
на талии в виде валика. На голове у крестьянки
надет чепец, ноги решила обуты в мягкие
башмаки. Очевидно, она решила немного
принарядиться по случаю посещения города
– нижняя юбка украшена каймой с
геометрическим рисунком.

21. П. де Хоох. Военный и служанка.

Около 1653 года. Санкт – Петербург,
Государственный Эрмитаж
Именно вместо жакета служанки
надевали корсажик без рукавов с лямками
треугольной формы, образующими
квадратное декольте, в котором были видны
сборки белой рубашки.

22. Фламандские кружева XVII век

Аксессуары
Фламандские кружева
Воротник «мельничный жернов»
XVII век
Воротник - веер
Конусовидные отложные
воротники

23. Чепцы

24. Воротники

Полукруглый
воротник
Большой
конусовидный
воротник с
кружевами

25. Манжеты

26. Омоньер

(КОНЕЦ XVI – НАЧАЛО XVII
ВЕКА). МУЗЕЙ ВИКТОРИИ
И АЛЬБЕРТА (ЛОНДОН)
Туфли (1600 – 1620 ). Из коллекции
Rijksmuseum. Амстердам, Нидерланды
Паттены (1600 – 1620 ). Из коллекции
Rijksmuseum. Амстердам, Нидерланды

27. Список источников:

1. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 2. М., 2001.
2. Горлов. Западноевропейский костюм первой четверти XVII века,
2012
English     Русский Правила