Томас Мор (1478-1535)
146.25K
Категория: ФилософияФилософия

Томас Мор (1478-1535)

1. Томас Мор (1478-1535)

2.

• Основные события жизни
Томас Мор
(1478-1535)
• Томас родился 7 февраля 1478 года в семье
сэра Джона Мора, лондонского судьи, который
был известен своей честностью.
• С 13 лет учеба в Кентербери, затем в Оксфорде,
в юридической школе, добился успехов в
юридической и политической деятельности.
• В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в
1505 году — женился.
• В 1510-е годы на службе короля Генриха VIII.
• В 1521 – посвящен в рыцари
• 1529-1532 – конфликт с королем Англии
Генрихом VIII. Из-за разрыва с католической
церковью.
• 1434 - отказался произнести присягу королю
как главе церкви, так как она противоречила
его убеждениям.
• 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр и
6 июля обезглавлен как изменник.

3.

• Основные сочинения
Томас Мор
(1478-1535)
• История Ричарда III
• Стихи, эпиграммы и
переводы
• Утопия ( издана 1516)

4.

• «Утопия»
• «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь
и забавная о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия».
Томас Мор
(1478-1535)
• Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ουτοπος — «не место», «место, которого
нет»)
• Литературные источники «Утопии» —
сочинения Платона («Государство»,
«Критий», «Тимей»), романыпутешествия XVI века (в частности
«Quattuor Navigationes» Америго
Веспуччи) и до некоторой степени
произведения Чосера.

5.

«Утопия». Этический идеал Мора
1.
2.
3.
Томас Мор
(1478-1535)
4.
Определение счастья как цели человеческого
существования является центральной философской
проблемой «Утопии».
«Главным» у утопийцев является «спор о том, в чем
заключается человеческое счастье».
Жители справедливого государства склоняются к
эпикурейской точке зрения: именно в удовольствии, в
наслаждении «они полагают или исключительный, или
преимущественный элемент человеческого счастья».
Полемика утопийцев против суровой морали стоиков
напоминает защиту эпикуреизма в итальянском
гуманизме XV в.: «Они считают признаком полнейшего
безумия гоняться за суровой и недоступной
добродетелью и не только отстранять сладость жизни,
но даже добровольно терпеть страдание, от которого
нельзя ожидать никакой пользы».

6.

«Утопия». Этический идеал Мора
1.
Томас Мор
(1478-1535) 2.
Полемика утопийцев против суровой морали
стоиков напоминает защиту эпикуреизма в
итальянском гуманизме XV в.: «Они считают
признаком полнейшего безумия гоняться за
суровой и недоступной добродетелью и не
только отстранять сладость жизни, но даже
добровольно терпеть страдание, от которого
нельзя ожидать никакой пользы».
Потив извращенного средневековьем
аскетического идеала: утопийцы «считают
признаком крайнего безумия, излишней
жестокости к себе и высшей неблагодарности к
природе, если кто презирает дарованную ему
красоту, ослабляет силу, превращает свое
проворство в леность, истощает свое тело
постами, наносит вред здоровью и отвергает
прочие ласки природы».

7.

Томас Мор
(1478-1535)
«Утопия»
Принцип веротерпимости
1. Принцип веротерпимости (при
недопущении полного отрицания
религии, главных ее положений—о
бессмертии души, божественном
провидении и загробном
воздаянии)
2. В идеальном государстве
допускается полная свобода
исповеданий и даже безбожников
«не подвергают никакому
наказанию в силу убеждения, что
никто не властен над своими
чувствами».

8.

Томас Мор
(1478-1535)
«Утопия» . Содержание
1. «Утопия» делится на две
части, мало похожих по
содержанию, но логически
неотделимых друг от друга.
2. Первая часть — литературнополитический памфлет;
критика существующих
порядков и проекты реформ.
3. Во второй части- Мор
высказал в форме
фантастической повести свои
основные идеи о том каким
должно быть человеческое
общество.

9.

«Утопия»
Томас Мор
(1478-1535)
1. Частная собственность и деньги
порождают преступления, которые
нельзя остановить никакими
законами и санкциями. Поэтому в
Утопии нет частной собственности.
2. Труд является обязательным в
«Утопии» для всех. В «Утопии»
господствует ручной труд, хотя он и
продолжается только 6 часов в
день и не изнурителен.
3. Нет также и денег, они существуют
только для торговых сношений с
другими странами.

10.

«Утопия»
Томас Мор
(1478-1535)
1. Распределение продуктов в «Утопии»
ведётся по потребностям, без каких-либо
твёрдых ограничений.
2. Государственный строй утопийцев
несмотря на наличие короля — полная
демократия: все должности — выборные
и могут быть заняты всеми.
3. Женщины пользуются полным
равноправием.
4. в «Утопии» Мора рабство не отменено.
5. Школа без схоластики, она построена на
соединении теории и производственной
практики.
6. Ко религиям в «Утопии» отношение
терпимое, и запрещён только атеизм, за
приверженность которому лишали права
гражданства.

11.

Влияние идей «Утопии». Утопизм в истории
мысли
1.
2.
3.
Томас Мор
(1478-1535)
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Платон, «Государство»
Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город
Солнца, или Идеальная республика.
Политический диалог») (1602)
Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь»
(«Крепость Христа, или Описание республики
Христианополь») (1619)
Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)
Дени Верас, «История севарамбов» (1675)
Луи Мерсье, «2440 год» (1770)
Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)
Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры
Павловны» (1863)
Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в
Едгин» (1901)
Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
Олдос Хаксли, «Остров» (1962)
English     Русский Правила